Немецкая классическая философия. Гносеология и этика Канта.




Немецкая фил. (НФ) 19 в. – уникальное явление мир. философии. Осн. направл.: нем. классическая фил-я (п.п. 19 в.); материализм (с. и вт. п. 19 в.); иррационализм ( вт. п. и к. 19 в.), "философия жизни". Основоположник нем. классич. идеализма - Иммануил Кант (1724 – 1804) – нем. (прусский) фил., профессор Кенигсберского университета. Творчество К. можно разделить на 2 периода: докритический (до н. 70-х гг. 18 в.); критический (н. 70-х гг. 18 в. и до 1804 г.). Докритический – фил. интерес К. был направлен на проблемы естествознания и природы. В критический - интерес К. сместился на вопросы деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики, этики, соц. филос. Свое наименование критич. период получил в связи с назв. вышедших 3 фундамент. фил. произведений К.: "Критика чистого разума"; "Критика практического разума"; "Критика способности суждения". Гносеологические взгляды Канта включают в себя анализ трех ступеней познания. В работе «Критика практического разума» Кант утверждает, что объектом познания является материальная вещь, находящаяся вне человека и его сознания. Вместе с тем органы чувств позволяют нам познать лишь внешнюю сторону предметов, а их внутреннее содержание остается недоступным познающему разуму. Так на 1 ступени познания уже возникает понятие «вещи в себе». 2 ступень познания Кант анализирует в работе «Критика способности суждения». 3 ступень познания Кант рассматривает в книге «Критика чистого разума». В ней мыслитель анализирует высший философский разум и утверждает, что и в этом случае разум запутывается в неразрешимых противоречиях, которые исключают возможность познания сущности вещей. Эти противоречия Кант называл «антиномиями», включающими в себя взаимоисключающие суждения, каждое из которых может быть доказано как истинное. Кант привел 4 примера таких антиномий. Таким образом, Кант явился представителем агностицизма. Этика Канта - это этика долга. Поступки человека приобретают моральную ценность, если он действует, исходя из чувства долга. Понятие долга включает в себя понятие доброй воли как сущности нравственности. Воля определяется моральным законом, который является, приказом разума. Формулу этого приказа Кант называет императивом. Другими словами, поступок только тогда считается нравственным, когда он может стать законом для других людей. Ист. знач. фил. К. в том, что им было: дано основанное на науке (механике Ньютона) объяснение возникновения Солнечной системы (из вращающейся туманности разряж. в пространстве элементов); выдвинута идея о наличии границ познавательной способности разума человека (антиномии, "вещи в себе"); выведено 12 категорий – которые сост. каркас мышления; сформулирован категорический императив – моральный закон; выдвинута идея демократии и правового порядка; осуждены войны.

Философия Гегеля.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831) – профессор Гейдельбергского, а затем Берлинск. универс., один из самых авторитетных фил. своего времени как в Герм., так и в Европе, яркий представитель нем. классич. идеализма. Осн. заслуга Г. – им были выдвинуты и разработаны: теория объективного идеализма (стержневым понятием которой является абсолютная идея – Мировой дух); диалектика как всеобщий фил. метод. Важнейш. фил. труды: "Феноменология духа"; "Наука логики"; "Фил. права". «Абсолютная идея» в своем движении проходит три ступени: 1) идея порождает и накапливает свое собственное богатство содержания. Этот процесс Гегель рассматривает в «Науке логики»; 2) идея переходит в свои противоположности, обнаруживая себя в материальном мире – в природе. Эту ступень философ рассматривает в «Философии природы»; 3) развитие идеи завершается полным совпадение «мирового разума» с сотворенной им природой и обществом, тождеством идеи и мира, по терминологии Гегеля, – «абсолютным знанием». Эта третья ступень развития идеи показана Гегелем в «Философии духа». Задача философии, согласно философу, в том и состоит, чтобы раскрыть исторический путь самодвижения идеи как реально существующей активной силы. Гегель обосновал основные диалектические законы развития: закон единства и борьбы противоположностей; взаимоперехода количественных и качественных изменений; отрицания отрицания. Общественные взгляды Гегеля: 1) человеческое общество является высшей ступенью развития духа. В сфере всемирной истории дух реализует себя, ввиду чего вся история человеческого общества выступает необходимой и закономерной. Отсюда вытекает и его знаменитое изречение: «Все действительное разумно, все разумное действительно» как воплощение абсолютного духа. Консерватизм такой позиции проявился в утверждении, что прусские государственные порядки вместе с монархией являются высшим проявлением и воплощением абсолютного духа; 2) Гегель стремился обосновать особое положение германцев во всемирной истории как носителей абсолютного духа. В полном соответствии с этим националистическим принципом Гегель в «Философии права» возвел немцев в ранг господ, а все другие народы низвел до роли рабов; 3) с особым пренебрежением относился Гегель к славянским народам, считая, что славянская нация «до сих пор не выступала как самостоятельный момент в ряде обнаружений разума в мире»; 4) Гегель видел высокое назначение войн в том, что они сохраняют нравственное здоровье народов и предохраняют их от гниения, «которое непременно явилось бы следствием продолжительного, а тем паче вечного мира».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: