ТИРЕ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ




Формулировка задания 21 ЕГЭ

(из демоверсии ФИПИ):

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)У каждого человека есть место, которое ему бесконечно дорого, – родная земля. (2)Алтайский край является одним из самых красивых мест земного шара. (3)Тысячи бурных рек и спокойных прозрачных озёр, необъятный простор степей и цветущие ковры горных лугов, светлые берёзовые рощи и таинственные урочища со следами диких животных – всё это мило и дорого каждому, кто здесь бывал. (4)Этот край – территория невероятных сокровищ, таящихся в глухих недрах. (5)Но Алтайский край знаменит не только первозданной природой, главное его богатство – люди. (6)Люди спокойные и смелые, уважающие друг друга, любящие жизнь и свою родную землю, уверенно смотрящие в будущее. (7)Чтобы познакомиться с Алтайским краем, можно почитать о нём книги, посмотреть фильмы, но, чтобы постичь его душой, а затем полюбить навсегда, надо обязательно приехать на алтайскую землю. (8)«Добро пожаловать в удивительный Алтайский край!» – призывают к увлекательному путешествию буклеты-путеводители по туристическим маршрутам России.

Алгоритм выполнения 21 задания:


1. Внимательно прочитайте задание, вам будет необходимо найти предложения, в которых один из знаков препинания (ТИРЕ, или ДВОЕТОЧИЕ, или ЗАПЯТАЯ) ставится в соответствии с одним и тем же правилом.
2. Выпишите номера предложений, в которых есть искомый знак препинания.
3. Напротив каждого предложения напишите в черновике, каким правилом объясняется этот знак.
Например, 1-между подлеж. и сказ. 2 - приложение и т.д.
4. Запишите номера предложений, в которых пунктуационное правило одинаковое.
Будьте внимательны! могут быть разные вариации ответов.

Найдите предложения, в которых ТИРЕ ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1) Хатангский тракт — торговый путь на северо-западе полуострова Таймыр, проложенный русскими купцами в XVII веке. (2)В XIX столетии здесь сформировался отдельный этнос — долганы, самый молодой из малочисленных народов Таймыра, впитавший традиции эвенков, якутов и других северных народностей. (3) На картах XIX века Хатангский тракт выглядит как пунктирная линия, вытянутая от современной Дудинки в сторону моря Лаптевых. (4)К северу от тракта простирается тундра, к югу — неприступное плато Путорана. (5) Каждая точка линии — обустроенное жилище (зимовье), где можно было переждать непогоду и холода. (6) Большинство зимовий закладывалось русскими первопроходцами, поэтому Хатангский тракт часто называли «большой русской дорогой». (7) По Хатангскому тракту ездили купцы, ученые и проповедники. (8) Путешественникам доставались пушнина и надежные проводники по тундре. (9) Коренным жителям — медная посуда, соль, порох, язык и религия.


В качестве ответа можно указать 15 ИЛИ 49. Не нужно записывать все цифры, только те, предложения, в которых постановка объясняется одним и тем же правилом.

 

 

ТЕОРИЯ 21 задания ЕГЭ

 

ТИРЕ


!!!!не путать с дефисом!!!!
Дефис (графически короче тире) разделяет части слова, а тире ставится между словами в предложении, поэтому дефис – орфографический знак, а тире – пунктуационный.
Дефис делит части составных слов (шкаф-купе, жар-птица, юго-запад), используется при присоединении некоторых приставок или частиц (скажи-ка, по-английски, кто-то), используется при переносе слова и при сокращении (д-р доктор, о-во общество).

 

ТИРЕ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ


Между подлежащим и сказуемым, если:

  • Сущ Им. – Сущ.Им.
    Если подлежащее и сказуемое выражены существительным в именительном падеже БЕЗ связки.


Примеры: Биология – система наук, объектами изучения которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой)

  • – это Перед словами «вот», «это», «значит», «это значит», «это есть».


Примеры: Все прошедшее, настоящее и будущее – это мы, а не слепая сила стихии.

  • Инф. – инф.
    Инф. – сущ. Им.
    Сущ. Им. – инф.


Если и подлежащее, и сказуемое выражены неопределенной формой глагола ИЛИ один из главных членов предложения выражен неопределенной формой глагола, а другой – существительным в именительном падеже.

Примеры: Курить – здоровью вредить. Ждать – большое искусство. Наш долг – защищать крепость до последнего издыхания.

  • Числ. Им. – числ Им.
    Сущ. Им. - числ. Им.
    Числ. Им – сущ. Им

 

  • Оба главных члена предложения выражены количественными числительными (или словосочетанием с числительным), а также если числительным выражен только один из главных членов предложения.

Семью семь – сорок девять. Большая медведица – семь ярких звезд.

 

  • Перед сказуемым, выраженным фразеологизмом.

Пример: Мой друг – семи пядей во лбу.

  • Если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое - существительным в Им.п. ТОЛЬКО при:
    - противопоставлении (Пример: Ты – старый ребенок, теоретик, а я – молодой старик и практик…)
    - логическом подчеркивании сказуемого (Пример: Я – страница твоему перу.)
    В остальных случаях тире НЕ ставится.

 

  • Инф. – предикативное наречие на –О
    Если сказуемое выражено наречием на –О, если между главными членами предложения содержится ярко выраженная ПАУЗА. (Примеры: Уступить – позорно. Готовиться к экзаменам – не так просто.)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: