Работа с научными текстами




После составления библиографии следует переходить к непосредственному изучению научно-исследовательской литературы, порядок ознакомления с которой может быть различным. Целесообразнее всего придерживаться принципа от общего к частному, то есть начинать с изучения работ основополагающих, постепенно переходя к более частным. Студенту удобнее всего начинать знакомство с исследуемыми проблемами с учебной литературы, поскольку в ней материал излагается в наиболее доступной форме.

Изучение специальной литературы предполагает определенную последовательность: сначала предварительное, беглое ознакомление с работой и лишь после этого – более обстоятельное ее изучение.

Первое, беглое ознакомление позволит получить общее представление о работе, оценить целесообразность ее дальнейшего использования.

При предварительном ознакомлении необходимо обратить внимание на

- автора, его известность, авторитетность в научном мире;

- название издательства (дает представление о тематике выпуска);

- год издания (указывает на новизну, актуальность работы);

- аннотацию (раскрывает основную идею работы, показывает ее научное и практическое значение);

- оглавление (отражает логический план работы);

- предисловие и введение (описывают особенности содержания и построения работы, ее назначение и цель, указывают на круг потенциальных читателей);

- заключение (кратко формулирует основные тезисы, которые подробно раскрываются в работе).

Дополнительную информацию может дать также справочно-библиографический аппарат.

Следующим этапом работы с книгой является изучающее чтение, которое позволяет детально проработать содержание источника. Такое чтение может быть сплошным и выборочным. При сплошном чтении медленно, неторопливо, с возвратом к наиболее важным отрывкам читается целиком весь текст, при выборочном чтении так прорабатываются лишь отдельные части, а все остальное лишь просматривается. Главная задача изучающего чтения – понять мысли автора, выделить главное, объединив его с другими положениями, материалами, необходимыми для решения исследуемой проблемы.

Изучение исследовательской литературы предполагает ведение записей. Если книга или статья принадлежат вам, вы можете делать пометки карандашом на полях, выделять маркером наиболее важные места прямо в книге. Аналогичным образом удобно работать с ксерокопиями, сделанными с библиотечных книг и статей. Такие пометки значительно упростят поиск необходимых материалов в дальнейшем.

Записи, которые ведутся по ходу изучения литературы, должны быть максимально полезными для последующего использования.

Ведение записей помогает запомнить прочитанное, сохранить необходимые материалы для дальнейшего использования. Такие записи должны быть предельно четкими, полными, то есть они должны фиксировать все данные, которые могут представлять интерес. Их целесообразно вести на одной стороне листа, что значительно облегчает их систематизацию и позволяет использовать их в виде вставок в тексте последующей рукописи. Хорошо делать записи, оставляя широкие поля для собственных замечаний, мыслей, появляющихся в процессе обдумывания прочитанного.

Виды записи могут быть различными и зависят от целей и условий чтения литературы:

1. Запись на библиографической карточке. Она носит оценочный характер, может содержать информацию о просмотре работы и целесообразности ее дальнейшего использования.

2. План. Отражает содержание и структуру работы. Может быть простым, состоящим из общих заголовков, относящимся к крупным частям текста, и сложным, включающим более дробные логические членения. План помогает легко ориентироваться в содержании работы и быстро вспомнить прочитанное. Выделяют два основных способа составления планов: сквозной и обобщающий. Сквозной способ состоит в ведении записей по ходу чтения, обобщающий – после завершения чтения.

3. Тезисы (от греч. tezo – «утверждаю»). Четкие формулировки главных идей, положений источника. Тезисы бывают простыми, краткими, если развиваемые в них мысли содержат лишь одно утверждение и ничем больше не подтверждаются, и сложными, развернутыми, если они подкрепляются доводами, аргументами.

4. Конспект (от лат. conspectus – обзор, изложение). Краткая запись основного содержания источника. Может быть плановым, когда из работы выписывается только тот материал, который соответствует вопросам предварительно составленного плана, и текстуальным, когда фиксируются все интересные мысли автора в соответствии с их расположением в книге.

Изучение научно-исследовательской литературы – это творческий процесс, который требует акцентирования внимания на наиболее ценном, полезном, оценки достоверности, объективности, новизны научных фактов, позиции автора. Ведя записи, следует группировать, классифицировать, сопоставлять собранный материал, который в дальнейшем ляжет в основу анализа вашей языковой картотеки.

В процессе чтения научной литературы начинающему исследователю обычно встречается много новых терминов и понятий, для выяснения значения которых необходимо всегда иметь на столе специальные словари, энциклопедии, справочники. Необходимо также приучить себя к составлению своего словаря с точным толкованием специальных терминов и понятий. Такой словарь в дальнейшем облегчит работу с научными текстами, избавит от необходимости длительного поиска в специальных словарях и справочниках.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: