Сбор фактического материала и его картографирование




Одновременно с изучением научной литературы следует вести работу по накоплению иллюстративного языкового материала, который в дальнейшем необходимо систематизировать и разносторонне описать в основной части курсового или выпускного исследования.

Такой материал отбирается из определенных источников и обычно фиксируется на карточках.

В зависимости от темы и решаемых в работе задач источниками языкового материала могут быть словари разных типов, одно или несколько литературных произведений, периодические издания, речь носителей языка и т.д.

Для раскрытия темы важна сплошная фиксация, то есть полная выписка исследуемых языковых явлений. Так, например, к теме «Диалектизмы в романе М.Шолохова «Поднятая целина» необходимо выписать из текста все предложения, в которых встречаются диалектные слова; к теме «Семантика метафоры в поэтике Н.Гумилева» - все контексты, содержащие метафоры, и т.п. Дальнейший анализ покажет, что одна и та же единица может быть в различных контекстах осложнена различными оттенками значений, иметь различную стилистическую окраску, выступать в различных синтаксических функциях и иметь различные формы, поэтому важна фиксация каждого словоупотребления. Фактического материала может быть мало, но никогда не бывает слишком много.

Каждый контекст заносится на отдельную карточку. Традиционно для карточек используются листы плотной бумаги. Размер карточек произволен, но должен быть достаточным для записи контекста, в котором использована исследуемая единица. Такой контекст чаще всего соотносим с рамками предложения, но он может быть и более обширным, если это необходимо для понимания и анализа единицы.

Внизу на карточке необходимо указать условное сокращение источника, из которого выписан данный пример, и номер страницы текста. Полные выходные данные источника приводятся в библиографии. Анализируемое слово (конструкция) выделяется подчеркиванием, разрядкой, прописными буквами или жирным шрифтом.

Приведем примеры заполнения карточек к теме «Эстетическая роль имен прилагательных в творчестве В.Набокова»:

Мороз ледяной рукой сжимал легкие. Дб, 99.

 

Чистая и высокая луна выскользнула из-за каракулевых облачков, покрывая лаком кусты. Пнк, 501.

 

На данных карточках прилагательные выделены подчеркиванием. Сноски в нижней части карточки означают название источников и страницы текста («Другие берега», стр. 99, «Приглашение на казнь», стр. 501).

Части текста, которые не играют роли в осмыслении языкового факта, могут быть опущены и обозначены на карточке многоточием. Например:

…носильщик весело сказал с особой южной м еталлической интонацией… Дб, 232.

 

Такое картографирование необходимо для дальнейшей всесторонней систематизации языкового материала. Традиционно карточки заполняются вручную, однако для формирования и хранения картотеки контекстов можно успешно использовать компьютер.

 

§ 6. Написание чернового варианта исследования

После изучения научно-исследовательской литературы по вашей теме и составления картотеки языкового материала можно приступать к систематизации языковых фактов и написанию текста исследования, то есть описанию полученных результатов и изложению появившихся идей.

Работа над текстом обычно проводится в несколько этапов.

Сначала пишется первичный текст, то есть черновой вариант исследования, в котором автор последовательно описывает собранный материал, классифицируя его по разным признакам (семантическому, морфологическому, словообразовательному, синтаксическому, стилистическому и др.) в соответствии с поставленными ранее задачами, соотнося свои рассуждения и выводы с материалами, извлеченными в ходе исследования научной литературы, сопровождая описание языкового материала пояснениями и статистическими выкладками. На этом этапе самое важное – подробно, без перерывов и возврата к ранее написанному зафиксировать на бумаге все мысли, последовательно развивая их в соответствии с ранее составленным планом.

На следующем этапе необходимо перечитать написанный текст, проверить его соответствие цели и задачам, оценить ход рассуждения, логику изложения, последовательность расположения глав, параграфов. При изменении порядка следования частей можно разрезать текст, удалить неудачные куски, вставить новые, а затем вновь склеить текст в нужном порядке.

Далее переходите последовательно к работе над абзацами, предложениями и словами.

Как отмечает Джон Сили, каждый абзац содержит два наиболее важных предложения: вступительное, которое обозначает смысловую нагрузку абзаца и обеспечивает связь с предыдущим абзацем, и завершающее, которое подводит итоги, суммирует все приведенные в абзаце аргументы и обеспечивает связь со следующим абзацем [Сили, с.62]. Между ними располагается собственно текст, развивающий мысль автора, подтверждающий ее примерами. Перечитывая каждый абзац, обратите внимание на логическую связь между мыслями, последовательность развития идей, четкость и убедительность изложения.

Затем поработайте с предложениями и словами, соотнося написанное с основными требованиями к научному стилю изложения. Оцените структуру предложений, удачность конструкций, точность выбора слов, правильное использование терминов, отсутствие разговорных слов, просторечий, жаргонизмов.

Внесение в черновик неоднократных исправлений помогает исследователю выбрать в итоге наиболее удачный вариант слова, конструкции, мысли. Сделать это легко, если вы вручную пишете свой черновик, труднее – если набираете текст на компьютере, так как при наборе нового варианта старый, который может оказаться все же более удачным, исчезает. В связи с этим всегда старайтесь сохранять все варианты чернового текста.

Подготовленный черновой вариант исследования необходимо обсудить с научным руководителем.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: