Вспомогательные указатели, как правило, представляют собой алфавитно-предметные перечни наиболее важных понятий, встречающихся в тексте. Основными элементами указателя являются рубрики, которые включают в свой состав заголовки, подзаголовки и ссылки на номера страниц текста.
Первая строка рубрики начинается от левого края без абзацного отступа, последующие строки - с втяжкой.
Заголовки и подзаголовки приводятся в форме именительного падежа.
Заголовки рубрики могут начинаться как с прописной, так и со строчной буквы, а подзаголовки - только со строчной.
Заголовок перед подзаголовком заканчивается двоеточием. Окончания рубрик знаками препинания не выделяются.
Глава 5. ЯЗЫК НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Курсовые и выпускные сочинения относятся к разряду научных исследований, которые традиционно имеют свою языковую и стилистическую культуру, сложившуюся под влиянием академического этикета, предполагающего «интерпретацию собственной и привлекаемых точек зрения с целью обоснования научной истины» (Кузин, 132).
Научное изложение, предназначенное для доказательства определенных фактов, положений, характеризуется целостностью, логичностью, законченностью, ясностью и лаконичностью. Весь текст должен быть направлен на достижение цели и реализации задач, обозначенных во введении. Научный стиль изложения требует максимальной точности в выборе языковых средств.
Важнейшей особенностью научного стиля речи является использование системы терминов, т.е. «слов (или сочетаний слов), являющихся точным обозначением определенного понятия какой-либо специальной области науки, техники и т.п.» (МАС, т.3, с.357). Вы, безусловно, уже владеете базовой лингвистической терминологией, однако в процессе чтения научно-исследовательской литературы по теме исследования вам встретится значительное количество новых для вас лингвистических терминов. Никогда не оставляйте их без внимания, не пропускайте, а обязательно уясните значение каждого термина, заглянув в терминологический словарь. Еще лучше составить свой словарик, внеся в него термины, которые часто встречаются в работах по вашей проблеме. При таком подходе вы сможете в дальнейшем квалифицированно использовать данную терминологию при написании собственного исследования.
|
Научный текст предполагает также использование языковых средств, которые помогают указать на последовательность, завершенность ваших мыслей. С этой целью обычно используются следующие устойчивые сочетания и обороты:
- при ссылке на предыдущие высказывания
Как отмечалось выше
указывалось
Говорилось
подчеркивалось
Как было отмечено выше
указано
сказано
показано
установлено
обнаружено
выявлено
получено
В соответствии с вышеизложенным
В связи с
Согласно изложенному выше
соответственно
- при указании на последовательность изложения:
прежде всего, в первую очередь, сначала,
вначале, затем, далее, потом, ниже, в дальнейшем,
во-первых, во-вторых, в последующем, впоследствии
- при оформлении завершенности:
в заключение, в результате, в итоге,
наконец, таким образом, итак,
следовательно, из этого следует, вытекает
- при указании на противопоставление отдельных частей:
между тем, тогда как, однако, в то же время
|
- для иллюстраций:
например
примером может служить
рассмотрим следующий пример
проиллюстрируем сказанное следующим примером
приведем примеры
иллюстрацией … может служить…
- при указании на причинно-следственные отношения:
следовательно, потому что, поэтому
благодаря, вследствие, отсюда следует, что…
Обращаясь к морфологии научного текста, можно отметить, что в нем традиционно преобладают абстрактные существительные, подчеркивающие процессуальность описываемого (рассмотрение, исследование, анализ, иллюстрирование, …), аналитические формы сравнительной и превосходной степени (более детально, наиболее наглядно), используются глаголы в форме изъявительного наклонения, настоящего времени, несовершенного вида и пассивные конструкции (анализируются, классифицируются, описываются, подвергаются анализу, …).
Синтаксис научной речи характеризуется наличием сложных предложений с различными видами связи, которые позволяют представить логическую цепочку доказательств стройным, целостным контекстом. Часто используются сложноподчиненные предложения, поскольку с их помощью можно выразить причинные, условные, следственные отношения. Например:
Хотя словарь писателя или отдельного художественного произведения является прежде всего справочным пособием, необходимым для правильного понимания текста, особенно если этот текст принадлежит прошлому, его задачи ни в коей мере не исчерпываются этим, и в описании состава и функционирования лексики общего языка он занимает свое место, определенным образом соотносясь с другими словарями этого языка (Поцепня Д.М. Образ мира в слове писателя).
|
Сказанное позволяет заключить, что искомый язык существенно отличается от естественного языка хотя бы тем, что его слова гораздо проще слов естественного языка и не имеют синонимов. В дальнейшем мы займемся этим вопросом подробнее, здесь же достаточно подчеркнуть, что точно к таким же выводам мы бы неминуемо пришли, если бы рассматривали требования, вытекающие из формальной постановки проблемы моделирования любой другой способности из числа тех, которые в совокупности составляют «владение языком» (Апресян).
Разные определения дополнительны по отношению друг к другу, так как выделяют в качестве существенных разные стороны сложного и многоаспектного явления номинации (Грехнева Л.В. Перифраза как лингвистическое явление).
Сложилась традиция использования в научных работах местоимения «мы» вместо «я» (мы считаем, мы исследовали, мы пришли к выводу). Во избежание частого повторения данного местоимения используются также формы третьего лица (автор полагает), неопределенные предложения (материал анализируется с различных точек зрения), страдательные конструкции (исследование было основано, анализ был проведен).
В научной работе недопустима неточность, приблизительность, поэтому следует избегать использования конструкций типа было рассмотрено множество примеров, проанализировано большое количество фактов, во многих случаях мы обнаружили, заменяя их точными статистическими данными.