Абстрагирование – мысленное удаление несущественных признаков и одновременное выделение основных свойств, связей и отношений предметов.
Автореферат диссертации (АКД, АДД) – научное издание, содержащее сделанное автором краткое изложение его научного исследования, представленное на соискание ученой степени кандидата или доктора наук.
Аксиома (греч. axioma – значимость, требование) – исходное положение, которое принимается без доказательств и служит отправным для других положений, теорий.
Актуальность темы – степень ее важности, соответствие запросам современности.
Анализ (греч. analysis – разложение, расчленение) – метод научного исследования, состоящий в разложении целого на его составные части.
Аналогия (греч. analogia – сходство) – познание путем сравнения, при котором делается вывод о сходстве между объектами.
Аннотация (лат. annotatio – замечание) – краткая характеристика книги или статьи, включающая содержание, целевое и читательское назначение, сведения об авторе и иногда дающая их оценку.
Библиография (греч. biblio – книга, grapho – пишу) - список литературы, использованный при написании научного исследования, который помещается после заключения и содержит фамилию (-и) автора (-ов), сведения, относящиеся к заглавию, сведения об издании, месте и дате издания, объем.
Гипотеза (греч. hypothesis – основание, основа) – научное предположение, которое еще не доказано опытным путем.
Дедукция (греч. deductio – выведение) – умозаключение, которое ведет от общего к частному.
Диссертация (лат. dissertatio – рассуждение, изыскание) – научная работа, которая публично защищается автором на заседании ученого совета научного учреждения для получения ученой степени кандидата или доктора наук.
Доклад – публичное сообщение или публикация в печати, в которой излагаются результаты проведенного исследования.
Индукция (лат. inductio – наведение) – умозаключение от отдельных, частных фактов к общим выводам, закономерностям.
Каталог (греч. katalogos – перечень, список) – перечень печатных изданий, составленный в определенном порядке.
Категоризация – выделение ряда понятий в качестве ключевых и ведущих в конкретном исследовании.
Классификация (лат. classis – разряд, класс) – систематизация, распределение однородных предметов или понятий с учетом их общих признаков.
Конкретизация – метод доказательства какого-либо теоретического положения, состоящий в его подтверждении данными проведенного эксперимента.
Концепция (лат. conceptio) – способ трактовки какого-либо явления, основная мысль, система взглядов на что-либо.
Конспект (лат. conspectus – обзор) – краткое изложение содержания письменного источника.
Метод (греч. methodos – путь, исследование, прослеживание) – совокупность правил, норм, приемов, применяемых для достижения определенных целей.
Методика – совокупность методов практического выполнения какого-либо исследования.
Монография (греч. monos – один, grapho – пишу) – научный труд, посвященный изучению одной темы.
Наблюдение – целенаправленное восприятие предметов и явлений внешнего мира при помощи органов чувств с целью изучения их свойств и отношений.
Обзор – сжатая систематизация научных данных по какой-либо теме.
Обобщение (лат. generalisatio) – прием мышления, заключающийся в переходе от отдельных фактов, явлений к более общим выводам.
Объект исследования (лат. objectum – предмет) – предмет, явление, процесс, избранные для научного изучения.
Оппонент (лат. opponens, opponentis – возражающий) – тот, кто выступает с критической оценкой результатов исследовательской деятельности.
Определение (дефиниция) – формулировка, раскрывающая содержание понятия.
Понятие – мысль, отражающая общие и существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений.
Предмет исследования – то, что служит источником изучения.
Принцип (лат. principum – основа, начало) – основное положение, исходный пункт какой-либо теории, учения.
Проблема (греч. problema – задача, задание) – теоретический или практический вопрос, который требует научного разрешения, исследования.
Резюме (франц. resume) – краткое изложение основных положений, содержащихся в научной работе.
Реферат (лат. referre – докладывать, сообщать) – 1. Краткое изложение научной работы. 2. Доклад на какую-либо тему, основанный на обзоре литературы.
Рецензия (лат. recensio – рассмотрение, обследование) – письменный разбор, содержащий критический анализ и оценку работы.
Синтез (греч. synthesis – соединение, сочетание) – метод научного исследования, состоящий в соединении отдельных сторон предмета в единое целое.
Система (греч. systema – целое) – объединение множества взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, составляющих четко расчлененное целое.
Сравнение – установление сходств или различий между объектами.
Суждение – мысль, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо.
Тезисы – кратко сформулированные основные положения работы.
Теория (греч. theoria – рассмотрение, исследование) – система обобщенных научных положений, которые объясняют какие-либо факты или явления действительности.
Термин (лат. terminus – предел, граница) – слово, являющееся точным обозначением определенного понятия какой-либо специальной отрасли знания.
Умозаключение – прием мышления, состоящий в выведении из двух или нескольких имеющихся суждений нового заключения.
Цитата (лат. citare – называть) – дословная выдержка из какого-либо текста с указанием источника и цитируемой страницы.
Эксперимент (лат. experimentus – проба, опыт) – планомерное наблюдение изучаемых явлений в естественных или искусственно созданных контролируемых условиях.
БИБЛИОГРАФИЯ
Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. – М.: Ось-89, 2002. – 112 с.
Безруков В.С. Как написать реферат, курсовую, диплом. – СПб: Питер, 2004. – 176 с.
Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. Серия «50 способов». – Ростов на Дону: Феникс, 2003. – 128 с.
Воронцов Г.А. Письменные работы в вузе: Учебное пособие для студентов. – Ростов на Дону: Издательский центр «Март», 2002. – 192 с.
Кодухов В.И. Методы лингвистического анализа: лекции по курсу «Введение в языкознание». – Л., 1963.
Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. – 6-е изд., доп. – М.: Ось-89, 2004. – 224 с.
Научные работы: Методика подготовки и оформления. / Авт.-сост. И.Н.Кузнецов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Амалфея, 2000. – 544 с.
Распопов И.П. Методология и методика лингвистических исследований (методы синхронного изучения языка) – Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1976.
Рогожин М. Как написать курсовую и дипломную работы. – СПб.: Питер, 2004. – 188 с.
Сили Дж. Как написать доклад / Пер. с англ. П.Кодолова. – М., 2004. – 111 с.
Современный русский язык. Анализ языковых единиц. Учебное пособие для студентов филол. ф-тов педаг. Ун-тов и интс-тов. В 3-х ч. Ч.1. Под ред. Е.И.Дибровой. – М.: Просвещение, Владос, 1995.
Степанов Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики. -–М.: Наука, 1975.
Тарланов З.К. Методы и принципы лингвистического анализа. Учебное пособие для студентов университетов и педагогических институтов. – Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского ун-та, 1995. – 189 с.
Эхо Ю. Письменные работы в вузах. Практическое руководство для всех, кто пишет дипломные, курсовые, контрольные, доклады, рефераты, диссертации. – 2-е изд. – М., 1997. – 240 с.