РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса
«Подвижные игры», 1 класс
Программу разработала учитель начальных классов
Евстафьева Оксана Владимировна
Учебный год
Принята на заседании педагогического совета
(протокол № __ от __ __ 2012г.)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Подвижные игры» для 1 класса разработана на основе примерной программы Г.А. Ворониной в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколения.
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Подвижные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений. Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе.
Подвижные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине, её культуре и наследию. Это один из главных и основополагающих факторов детского физического развития. Они нравятся практически всем дошкольникам без исключения, так как способствуют совершенствованию двигательной координации, мышечной активности, физического равновесия, а также развитию силы, подвижности, ловкости, активности и быстроты реакций. Более того, все подвижные игры имеют занимательный характер, тем самым настраивая ребёнка на позитивное восприятие мира, на получение положительных эмоций.
|
По содержанию все подвижные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.
Игра как средство воспитания.
Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определённый оттенок в зависимости от географических и климатических условий.
Игра в жизни ребёнка.
Игры предшествуют трудовой деятельности ребёнка. Он начинает играть до того, как научиться выполнять хотя бы простейшие трудовые процессы.
Таким образом, игровая деятельность не является врождённой способностью с свойственной младенцу с первых дней его существования. Предпосылками игровой деятельности в онтогенезе служат рефлексы. Двигательная игровая деятельность возникает в жизни ребёнка условно - рефлекторным путём, при тесной взаимосвязи первой и второй сигнальных систем. Она формируется и развивается в результате общения ребёнка с внешним миром. При этом большое значение имеет воспитание как организованный педагогический процесс.
Оздоровительное значение подвижных игр.
Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей. Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.
|
Цель программы: сформировать у младших школьников мотивацию сохранения и приумножения здоровья средством подвижной игры.
Задачи: - сформировать у младших школьников начальное представление о «культуре движений»;
- выработать потребность в систематических занятиях физическими упражнениями и подвижных играх;
- учить младших школьников сознательному применению физических упражнений, подвижных игр в целях самоорганизации отдыха, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
-развивать умения ориентироваться в пространстве;
- развивать познавательный интерес, воображение, память, мышление, речь;
-создавать условия для проявления чувства коллективизма;
- развивать активность и самостоятельность;
-обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям, применению их в различных по сложности условиях.
Объём программы.
Программа рассчитана на учащихся 1 класса. 1 час в неделю, 33 часа в год.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Формирование системы элементарных знаний о ЗОЖ (включается во все занятия).
Значение ЗОЖ. Средства, способствующие физическому, духовному и социальному здоровью: режим дня, личная гигиена, физические упражнения, отказ от вредных привычек, самостоятельные занятия физической культурой и спортом.
Правила игр, соревнований, места занятий, инвентарь (включается во все занятия).
|
Правила проведения игр и соревнований. Определение допустимого риска и правил безопасности в различных местах занятий: спортивная площадка, спортивный зал. Оборудование и инвентарь для занятий различными видами спорта.
При проведении занятий можно выделить два направления:
оздоровительная направленность, обеспечивающая наряду с укреплением здоровья активный отдых, восстановление или поддержание на оптимальном уровне умственной работоспособности;
повышение двигательной подготовленности учащихся, отвечающей требованиям учебной программы.
«Подвижные игры» — это еженедельные занятия физическими упражнениями на открытом воздухе, которые проводятся внеурочное время. Это активный отдых, который снимает утомление, вызванное учебной деятельностью, и способствует повышению двигательной активности школьников. Занятия, проводимые на открытом воздухе, имеют оздоровительную ценность.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате освоения программного материала по внеурочной деятельности учащиеся 1 класса должны:
- иметь представление:
- о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
- о режиме дня и личной гигиене;
- о способах изменения направления и скорости движения;
- о народной игре как средстве подвижной игры;
- об играх разных народов;
- о соблюдении правил игры
уметь:
- выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки;
- выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;
- играть в подвижные игры;
- выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
- выполнять строевые упражнения;
- соблюдать правила игры
Ожидаемый результат:
-у выпускника начальной школы выработана потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;
- сформировано начальное представление о культуре движении;
- младший школьник сознательно применяет физические упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья;
-обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;
- умение работать в коллективе.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
Введение.Основы знаний о народной подвижной игре. | 2 | |
Что такое народная игра? Познакомить с историей народной подвижной игры. Понятие правил игры. Пятнашки. Фанты. | ||
Горелки. Блуждающий мяч. | ||
Игры на свежем воздухе. | 3 | |
Русские народные игры. «Ловушка». | ||
Групповые игры. «Охотник и сторож» | ||
Групповые игры. «Карусель», «Совушка» | ||
Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть! | 1 | |
Двигательная активность и гиподинамия. Я люблю поиграть. Разучивание и организация совместных народных подвижных игр для мальчиков и девочек | ||
Игры-эстафеты. | 4 | |
Эстафеты с мячами. Правила игры. «Бег по кочкам». | ||
Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча». | ||
Эстафеты с бегом и прыжками. | ||
Эстафеты с преодолением препятствий. | ||
Зимние забавы | 5 | |
Зимой на воздухе. «Городки». | ||
Зимой на воздухе. Скатывание шаров. «Гонки снежных комов» | ||
Строительные игры из снега. «Клуб ледяных инженеров» | ||
Эстафета на санках | ||
Лыжные гонки | ||
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств. | 4 | |
Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча» | ||
Упражнения со скакалками | ||
Бег с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения (“змейкой”, “по кругу”, “спиной вперед”), из разных исходных положений и с разным положением рук; высокий старт с последующим стартовым ускорением. | ||
Упражнения со скалками | ||
Подвижные игры, основанные на элементах гимнастики с основами акробатики, легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивной игры. | 4 | |
Подвижные игры с элементами лыжной подготовки:«Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота» | ||
Подвижные игры с элементами гимнастики с основами акробатики: «У медведя во бору», «Совушка» | ||
Подвижные игры с элементами легкой атлетики:«Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву» | ||
Подвижные игры с элементами спортивной игры: «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки» | ||
Подвижные игры разных народов. | 9 | |
Игры русского народа. «Гуси-лебеди», «Обыкновенные жмурки». | ||
Игры мордовского народа. «Котел» «Салки». | ||
Игры белорусского народа. «Михасик», «Прела-горела». | ||
Игры татарского народа. «Серый волк» «Скок-перескок» | ||
Игры народов Востока. «Скачки», «Собери яблоки». | ||
Игры украинского народа. «Высокий дуб» «Колдун». | ||
Игры азербайджанского народа «Белый мяч и черный мяч», «Отдай платочек». | ||
Игры чувашского народа. «Хищник в море», «Рыбки». | ||
Игры калмыцкого народа. «Альчики», «Забрасывание белого мяча» | ||
Итоговое занятие | 1 | |
Праздник здоровья и подвижной народной игры. | ||
ИТОГО: |
ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
№ п/п | № урока в теме | Название темы, кол-во часов | Форма проведения урока | Виды контроля | Дата | Коррек-ция |
Что такое народная игра? Познакомить с историей народной подвижной игры. Понятие правил игры. Пятнашки. Фанты. | Урок-игра | Текущий | ||||
Горелки. Блуждающий мяч. | Урок-игра | Текущий | ||||
Русские народные игры. «Ловушка». | Урок-игра | Текущий | ||||
Групповые игры. «Охотник и сторож» | Урок-игра | Текущий | ||||
Групповые игры. «Карусель», «Совушка» | Урок-игра | Текущий | ||||
Двигательная активность и гиподинамия. Я люблю поиграть. Разучивание и организация совместных народных подвижных игр для мальчиков и девочек | Урок-игра | Текущий | ||||
Эстафеты с мячами. Правила игры. «Бег по кочкам». | Урок-соревнование | Текущий | ||||
Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча». | Урок-соревнование | Текущий | ||||
Эстафеты с бегом и прыжками. | Урок-соревнование | Текущий | ||||
Эстафеты с преодолением препятствий. | Урок-соревнование | Текущий | ||||
Зимой на воздухе. «Городки». | Урок-игра | Текущий | ||||
Зимой на воздухе. Скатывание шаров. «Гонки снежных комов» | Урок-соревнование | Текущий | ||||
Строительные игры из снега. «Клуб ледяных инженеров» | Урок-игра | Текущий | ||||
Эстафета на санках | Урок-соревнование | Текущий | ||||
Лыжные гонки | Урок-соревнование | Текущий | ||||
Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча» | Урок-игра | Текущий | ||||
Упражнения со скакалками | Урок-игра | Текущий | ||||
Бег с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения (“змейкой”, “по кругу”, “спиной вперед”), из разных исходных положений и с разным положением рук; высокий старт с последующим стартовым ускорением. | Урок-игра | Текущий | ||||
Упражнения со скалками | Урок-игра | Текущий | ||||
Подвижные игры с элементами лыжной подготовки:«Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота» | Урок-игра | Текущий | ||||
Подвижные игры с элементами гимнастики с основами акробатики: «У медведя во бору», «Совушка» | Урок-игра | Текущий | ||||
Подвижные игры с элементами легкой атлетики:«Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву» | Урок-игра | Текущий | ||||
Подвижные игры с элементами спортивной игры: «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки» | Урок-игра | Текущий | ||||
Игры русского народа. «Гуси-лебеди», «Обыкновенные жмурки». | Урок-игра | Текущий | ||||
Игры мордовского народа. «Котел» «Салки». | Урок-игра | Текущий | ||||
Игры белорусского народа. «Михасик», «Прела-горела». | Урок-игра | Текущий | ||||
Игры татарского народа. «Серый волк» «Скок-перескок» | Урок-игра | Текущий | ||||
Игры народов Востока. «Скачки», «Собери яблоки». | Урок-игра | Текущий | ||||
Игры украинского народа. «Высокий дуб» «Колдун». | Урок-игра | Текущий | ||||
Игры азербайджанского народа «Белый мяч и черный мяч», «Отдай платочек». | Урок-игра | Текущий | ||||
Игры чувашского народа. «Хищник в море», «Рыбки». | Урок-игра | Текущий | ||||
Игры калмыцкого народа. «Альчики», «Забрасывание белого мяча» | Урок-игра | Текущий | ||||
Праздник здоровья и подвижной народной игры. | Урок-соревнование | Текущий |
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Г.А. Воронина. Программа регионального компонента «Основы развития двигательной активности младших школьников». Киров, КИПК и ПРО, 2007
В.К.Шурухина.Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня школы. М. Просвещение.1980
В.Г. Яковлев, В.П. Ратников. Подвижные игры. М. Просвещение, 1977г.
Л.В. Былеев, Сборник подвижных игр. – М., 1990.