Обращение против законопроекта о введении QR-кодов




 

Губернатором Вологодской области подписано постановление Правительства Вологодской области от 5 октября 2021 года № 1152 "О внесении изменений в постановление Правительства области от 16 марта 2020 года № 229". Данным постановлением гражданам РФ, проживающим в Вологодской области, отказывается в оказании плановой медицинской помощи в амбулаторных, стационарных условиях и условиях дневных стационаров, если у них нет QR-кода о том, что они прошли вакцинацию от COVID-19 либо переболели им в течение последних 6 месяцев. Исключения для посещение медицинских учреждений составляют вакцинация, деятельность дневных и круглосуточных стационаров медицинских организаций в части оказания медицинской помощи по профилям «акушерство и гинекология» (в части использования вспомогательных репродуктивных технологий), «гематология», «онкология», «психиатрия».

 

Аналогичные требования распространены указанным постановлением на посещение кафе, ресторанов, фуд-кортов, кинотеатров, театров, концертных залов, физкультурно-оздоровительных комплексов, фитнес-клубов, бассейнов, культурных, выставочных, просветительских мероприятий (в том числе музеев, выставочных залов, библиотек, лекций, тренингов), досуговых, развлекательных, зрелищных мероприятий (в том числе игровых мероприятий, мастер классов), физкультурных, спортивных мероприятий (посещение исключительно при наличии QR-кода сертификата вакцинации или сертификата о перенесенном заболевании COVID-19 и документа удостоверяющего личность).

 

Данное постановление существенно нарушает основополагающие права граждан, предусмотренные как международным правом, так и российскими нормативно-правовыми актами. Согласно ч.1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Граждане имеют право на безотлагательное оказание экстренной и неотложной медицинской помощи, а отказ в оказании плановой медицинской помощи, сопряженный с промедлением, волокитой и риском для здоровья, недопустим в силу прямого указания закона. При этом, ни одним законодательным актом Российской Федерации не предусмотрено наличие у человека вакцинации, QR-кода о вакцинации либо о перенесенном заболевании, в качестве условия оказания какого-либо вида медицинской помощи.

 

Невозможность получить медицинскую помощь на плановой основе может привести к его утрате либо существенно ухудшить, что, в свою очередь, может привести к невозможности пользоваться другими правами (продолжение осуществлять трудовую деятельность, утрата источника дохода и ухудшение условий проживания семьи, включая детей, свобода передвижения и др.). В Уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов. О праве на охрану здоровья и медицинскую помощь говорится в ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., в котором под охраной здоровья населения понимается комплекс мер различного характера (экономического, социального, правового, научного, санитарно-эпидемиологического и др.), направленных на поддержку и укрепление здоровья каждого человека в целях активной долголетней жизни, а также предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

 

Пунктами 2, 3 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020) предусмотрено, что формами оказания медицинской помощи являются: 1) экстренная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента; 2) неотложная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента. При этом часть 2 указанной статьи содержит императивную норму о том, что медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается.

 

Оказание плановой медицинской помощи предусмотрено положениями ст. 32 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ, где определено, что плановая медицинская помощь – это медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью. Несмотря на то, что оказание плановой медицинской помощи не носит безотлагательного характера, тем не менее и отказ в ее оказании, сопряженный с промедлением, волокитой и риском для здоровья, недопустим в силу прямого указания закона, а именно ч.1 ст. 11 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ, которой установлено, что отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации, не допускаются. Какое-либо изменение данных условий или дополнительные требования, а также исключения из этого правила, законом не предусмотрены. Принуждение может иметь место только в строго определенном, закрытом перечне медицинских вмешательств, от которых отказаться гражданин не может, но все эти случаи связаны исключительно с таким состоянием человека, когда его жизнь или здоровье в опасности, а сам он никаких решений принимать не может вследствие заболевания, либо его состояние таково, что угрожает жизни и здоровью других людей. Однако право на отказ от вакцинации указанные ограничения никак не затрагивают.

 

В соответствии с пунктом 5 ст.2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» ко вмешательству относится выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности. Охрана здоровья должна обеспечиваться государством без какой-либо дискриминации. Поэтому доводы об обязательности вакцинации в связи с пандемией нельзя признать состоятельными, потому что у граждан отсутствует обязанность вакцинации и напротив, все граждане наделены правом на отказ от вакцинации и это прямо предусмотрено ч.1 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ (ред. от 28.11.2018) "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней".

 

Таким образом, законодательством РФ установлено, что государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств, т.е. без какой-либо дискриминации, привязки к наличию либо отсутствию сведений о перенесенном заболевании, прививки, а равно QR-кода. При этом, государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 2 декабря 2014 г. N 796н "Об утверждении Положения об организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи" устанавливает правила плановой госпитализации. Приложение к Положению об организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 2 декабря 2014 г. N 796н содержит «Порядок направления пациентов в медицинские организации и иные организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, для оказания специализированной (за исключением высокотехнологичной) медицинской помощи». При этом, какие-либо требования об обязательной вакцинации, получении QR-кода либо справки о перенесенном заболевании COVID-19, для оказания медицинской помощи в любой форме, виде и условия, равно как и отказ от ее оказания, указанным нормативным актом не предусмотрено.

 

Данный документ распространяет свое действие на всю территорию Российской Федерации, без исключений. Таким образом, необходимость представления документов, подтверждающих прохождение вакцинации против COVID-19 либо сведений о заболевании, для плановой госпитализации либо планового оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях, не предусмотрена.

 

Принятие вышеуказанных положений постановления Правительства Вологодской области квалифицируется как принуждение к медицинскому вмешательству, недопустимость которого закреплена в статье 20 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Помимо нарушений прав в сфере здравоохранения, постановление губернатора нарушает права граждан, предусмотренные ч. 2 ст. 44 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

 

Учитывая все изложенное, деление на «привитых» и «не привитых», болевших в течение 6 месяцев, 8 и т.п. либо не болевших, с точки зрения объема прав, предусмотренных Конституции РФ и законодательством Российской Федерации, противоречит принципам любого правового и цивилизованного государства. Фактически, указанным постановлением губернатор Вологодской области цинично принуждает граждан вакцинироваться либо болеть, отказывая тем, кто этого не сделает, в реализации их прав на медицинскую помощь, свободу передвижения, проведение культурного досуга, лишая возможности встречи с друзьями, родственниками и т.п. Более того, привязывает реализацию прав в областях, в которых эти права гарантированы Конституцией РФ, не просто к вакцинации, а к подтверждению данного факта исключительно посредством QR-кода, неофициально не признавая даже справки на бумажных носителях и давая такие разъяснения гражданам на официальном портале социальной сети ВКонтакте (https://vk.com/wall-24699245_379107). Таким образом, даже наличие сертификата на бумажном носителе о вакцинировании не гарантирует гражданину РФ, проживающему в Вологодской области, который выполняет свои обязательства перед государством, платя налоги, взносы и т.п., доступ к социальным, медицинским и иным государственным услугам.

 

На сегодняшний день 100% защиты от COVID-19 не имеется, привитые граждане также могут заболеть и заразить других, об этом свидетельствуют высказывания врачей в ряде публикаций. Например, Андрей Поздняков, врач-инфекционист, к.м.н., главный врач клинико-диагностической лаборатории ООО «Инвитро-Сибирь» (https://www.invitro.ru/about/press_relizes/vrach-infektsionist-rasskazal-pochemulyudi-boleyut-koronavirusom-posle-vaktsinatsii/), Ринат Максютов, директор центра «Вектор», где создали «ЭпиВакКорону», вирусолог Анатолий Альтштейн, также говорят о таких фактах, министр здравоохранения Михаил Мурашко, по подсчетам которого столкнулись с инфекцией 0,8 процента привитых (https://takiedela.ru/2021/06/privitsya-i-zabolet/).

 

Таким образом, если губернатор Вологодской области руководствуется «заботой о гражданах», то оказание медицинской помощи, участие в культурных мероприятиях, посещение спортивных клубов и т.п. исключительно «привитыми» гражданами, при наличии QR-кода, сомнительно, поскольку не гарантирует заражение граждан от «привитых», но при этом прямо, грубо и цинично нарушает права тех кто не привит, болел более 6 месяцев назад (независимо от наличия антител) либо не болел вовсе, а также не имеет OR-кода. Указанные права граждан, особенно в сфере здравоохранения, должны соблюдаться без какой-либо дискриминации, что предусмотрено Конституцией РФ. Дискриминация является административным правонарушением, посягающим на права граждан, и определяется ст.5.62 КоАП РФ и ст.136 УК РФ как нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам.

 

По Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти…» (ст. 18). По ч. 2 ст. 55 Конституции, в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. По ч. 2 ст. 15 Конституции РФ: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы». Внесудебное ограничение прав человека недопустимо.

 

Положение п.1 ст.56 Конституции РФ устанавливает: «В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия». Однако, учитывая, что в РФ не введен режим чрезвычайного положения, то ограничение прав и свобод граждан Вологодской области вышеуказанным постановлением губернатора противоречит Конституции РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также указы глав регионов или муниципальных образований не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации (в том числе губернаторов), действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции России). А это означает, что и власти регионов не вправе издавать распоряжения, выносить постановления, принуждающие к вакцинации и ограничивающие права граждан, включая право на получение бесплатной медицинской помощи.

 

Прошу от Вашего имени направить запрос о законности введения QR-кодов в Законодательное собрание Вологодской области.

 

(Подпись)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: