Второстепенные члены предложения




ОГЭ-2020. Задание № 2

Синтаксический анализ

Лист 2. Второстепенные члены предложения.

Разряды второстепенных членов предложения

Член предложения Разряд Способы выражения Пример
Определение Согласованное (по типу связи согласования) Прилагательное Белеет парус (какой?) одинокий.
Местоимение Никогда не забуду (чьей?) твоей доброты.
Причастие (Какой?) Потревоженный лес зашумел.
Числительное порядковое Открой (какую?) первую страницу.
Несогласованное (по типу связи управления, примыкание) Существительное Наступил день (какой?) торжества.
Сравн. степень прилаг. Дайте задачу (какую?) посложнее.
Наречие Чтение (какое?) вслух очень полезно.
Инфинитив Я получил возможность (какую?) учиться.
Словосочетание Девушка (какая?) с голубыми глазами.
Приложение —определение, выраженное сущ. Согласованное Существительное Утес (какой?)- великан. Опытный проводник (какой?) — охотник — привёл нас к подножью вулкана.
Существительное с зависимыми словами Лейтенант — молодой, безусый паренёк — командовал взводом уверенно.
Несогласованное Имя собственное, заключённое в кавычки   Прозвища   Некоторые топонимы Журнал (какой?) «Наука и жизнь» Владимир Красное Солнышко В городе Мытищи; в провинции Зядинь
Дополнение Прямое Существительное в Вин. падеже без предлога Решил ( что?) задачу.
Существительное в Род. падеже при отрицании Не видел (кого?) брата  
Существительное в Род. падеже при обозначении части целого Выпить (чего?) чаю.
Косвенное Существительное, местоимение — с предлогом и / или в других косвенных падежах Посмотреть (на что?) на картину. Отдал (кому?) мне.  
Прилагательное Все вспоминали (о чем?) о прошлом.
Числительное Девять делится (на что?) на три.
Инфинитив Прошу вас (о чем?) встать.
Словосочетание Он знает (что?) много историй.
Причастие   Созданы все условия (для кого?) для отдыхающих.
Наречие Завтра не похоже (на что?) на сегодня.
Обстоятельство образа действия ВОПРОСЫ Бесшумно скользили тени.
как? каким образом?
степени как? в какой степени? Дом изменился до неузнаваемости.
места где? куда? откуда? Боец рванулся вперед.
времени когда? с(до) каких пор? как долго До утра играла гармонь.
условия при каком условии?   При желании всего добьешься.
причины почему? по какой причине?) Девочка запрыгала от радости.
цели зачем? с какой целью? Я пришел извиниться.
уступки вопреки чему? несмотря на что? Отец работал, несмотря на болезнь.
  Способы выражения Таинственно мерцали звезды.
Наречие
Сущ. с предлогом Он с тоской вздохнул.
Деепричастие Листья падали, тихо шурша.
Инфинитив Я вышел на улицу освежиться.
Ср. оборот (как, словно, точно, будто) Деревья стояли, как свечи.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ

Второстепенные члены предложения

 


Определите, в каком из двух предложений в каждой паре предложений есть дополнение. Обведите букву, которой обозначено это предложение.

1. А) На улице стало холодно. Б) На уроке дети решали задачи.

2. А) Около леса разбили лагерь. Б) Важную роль играют меры профилактики.

3. А) Каждое лето мы с родителями проводили в Крыму. Б) Моя коллекция с каждым годом пополняется новыми экземплярами.

4. А) На день рождения раньше других меня поздравила бабушка. Б) Яркие солнечные лучи играли в зелёной листве.

5. А) На стенах висели фотографии, географические карты и портреты ученых. Б) Налюбовавшись этими загадочными собраниями камня, мы пошли в следующую часть зала.

6. А) Дальше можно было увидеть редкие кусты. Б) Как известно, при охлаждении почти все вещества сжимаются и только вода расширяется.

7. А) Водомерки живут только на поверхности воды, никогда в неё не погружаясь, и не выходят на сушу. Б) Здесь не огонь, а вода рождает камень.

8. А) Сергей Владимирович вежливо, но твердо попросил всех выйти. Б) Личинки комаров, водяные жучки, различные улитки подвешиваются к водяной плёнке снизу.

9. А) После обеда мы пошли к речке, к которой вела извилистая тропинка. Б) При нагревании движение молекул, из которых состоит тело, усиливается.

10. А) Необходимо было выяснить, на что похожа вода в живых организмах. Б) Ласковое тёплое море лениво плещется у песчаного берега.

 

 


Определите, в каком из двух предложений в каждой паре предложений есть определение. Обведите букву, которой обозначено это предложение.

1. А) На улице шел дождь. Б) Весь день дул сильный ветер.

2. А) Нам надо было поехать за камнями в горы. Б) Среди поросших лесом скал весь день пасутся олени.

3. А) Когда приходит час идти к водопою, олени спускаются к озеру. Б) Мы плотно закрываем сетки на головах и поправляем перчатки.

4. А) Налево, наверху в скалах, видна какая‑то хижина. Б) Ежегодно тысячи первоклассников, сияя радостными улыбками, садятся за парты.

5. А) Достаточно было нам только взглянуть на пакет, чтобы сразу понять его ценность. Б) На суше альбатросы и буревестники появляются раз в год, только чтобы вывести птенцов.

6. А) Можно спокойно поработать на месторождении, вернуться с грузом на станцию и оттуда уже надолго и далеко выйти в горы. Б) Никогда впоследствии его творчество, ничем не омраченное, не доставляло ему столько радости и удовлетворения.

7. А) Воду в Крыму начинают запасать ещё осенью, когда часто идут дожди. Б) Он стоял у преддверия тайны, охваченный восторгом предвкушения.

8. А) Широко открыв окно, она весело улыбнулась прохожим. Б) Я немного разочарован: холмики без леса, покрытые какими-то грядками, всюду дымки паровозов.

9. А) Пробежав два километра, Сергей, к общему удивлению, сошёл с дистанции. Б) Мы летим на юг вдоль гор, то ныряя под тучи, то плавно и тихо поднимаясь над бескрайним морем.

10. А) Соблюдая все указания, я испробовал рекомендованный мне способ, и представьте, не без успеха. Б) Под звуки музыки или пения, полулёжа на подушках, пирующие с восторгом смаковали яства.

 


Определите, в каком из двух предложений в каждой паре предложений есть обстоятельство. Обведите букву, которой обозначено это предложение.

1. А) Студенты ревниво следили за оператором, осыпали его вопросами и непринуждённо возражали друг другу. Б) Стенки пещеры были покрыты причудливыми рисунками.

2. А) Он изучил строение органов и тканей, знал их особенности и взаимосвязь. Б) Ходы в пещере тянутся, ветвятся, то неожиданно расширяясь в целые залы, то круто спускаясь вниз, то обрываясь пропастями, то превращаясь в узкие щели.

3. А) На весёлых солнечных полянках и в тени вековых елей душистый аромат спелых ягод, в ложбинах пахнет грибами. Б) Без запасов многим животным не пережить долгую зимнюю бескормицу.

4. А) Здесь с наступлением осени появляются маленькие кучки сена. Б) Сочной ягодой земляники наслаждаются не только лесные обитатели, но и люди.

5. А) Превосходным сеном мы себя обеспечили. Б) Нарезав лучшие стебли, зверьки разбрасывают их для просушки, а потом складывают в стожки.

6. А) Пчёлы предохраняют мёд, не прибегая к кипячению. Б) Кажется, нет такой силы, которая бы устояла против пчёл.

7. А) Учёные стали изучать дно больших океанов. Б) При малейшей опасности туча защитников вылетает навстречу врагу и, не щадя собственной жизни, жалит его.

8. А) Многочисленные научные исследования подтвердили большую лечебную ценность всех надземных частей ландыша. Б) Уставшие от долгого перехода, измученные жаждой бойцы остановились передохнуть у ручья.

9. А) Пища детей должна отвечать многим требованиям, содержать все необходимые элементы. Б) Солнце закатилось, и мы вышли подышать вечерней прохладой.

10. А) Стоит людям так или иначе изменить условия существования в тех или иных водоёмах, как там начинают активизироваться сине-зелёные завоеватели. Б) Возникшая у далёких предков млекопитающих животных способность вскармливать детёнышей молоком (лактация) и связанная с ней живорождаемость определили дальнейший ход эволюции животных.

 


Напишите, каким членом предложения является выделенное слово.

1. Еще тепло, но уже отчётливо чувствуется приближение осени: раньше стало темнеть, гуще встают по утрам туманы.

Ответ: __________________________.

2. Умение учиться эффективно — это реальная экономия времени и сил плюс системность и глубина знаний.

Ответ: __________________________.

3. Наука доставляет людям точные данные об устройстве Природы, и эти данные можно использовать в технике и других областях деятельности человека.

Ответ: __________________________.

4. Весёлый и радостный, он насвистывал незатейливый мотивчик, собираясь в дорогу.

Ответ: __________________________.

 

5. Профессионализм в любой сфере заключается во многом: в том, чтобы уметь видеть любую ситуацию, любое явление, любую проблему целиком и, отталкиваясь от этого видения, действовать умело и с толком.

Ответ: __________________________.

 

6. Когда же показались низкие берега одного из Фолклендских островов, возникло впечатление, что он окружён поясом только что затопленных непроходимых джунглей!

Ответ: __________________________.

 

7. Роль листьев, поглощающих углекислый газ, у кактусов выполняют зелёные стебли.

Ответ: __________________________.

 

8. Детеныши млекопитающих чаще выживают у наиболее умных и сильных родителей, которые лучше умеют добывать корм, лучше обороняться.

Ответ: __________________________.

9. Хирурги разработали систему обезболивания — местную анестезию, которая дала возможность оперировать больных, находящихся в полном сознании.

Ответ: __________________________.

10. Когда студенты впервые увидели профессора за операцией, их глубоко поразила его методичная аккуратность.

Ответ: __________________________.

 

КЛЮЧИ

 

 


1. Б. 2. А. 3. Б. 4. А. 5. Б. 6. А. 7. Б. 8. А. 9. Б. 10. А.

 

 


1. Б. 2. Б. 3. А. 4. А. 5. А. 6. Б. 7. Б. 8. Б. 9. Б. 10. А.

 


1. А. 2. Б. 3. А. 4. А. 5. Б. 6. А. 7. Б. 8. Б. 9. Б. 10. А.

 

 


1. Сказуемое. 2. Определение. 3. Дополнение. 4. Определение. 5. Обстоятельство. 6. Сказуемое. 7. Определение. 8. Подлежащее. 9. Определение. 10. Дополнение.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: