Толкования на Книгу Исход




Бикулова Эльвира Искендеровна

Направление «Теология»

Группа

Толкования на Книгу Исход

 

Стихи Толкование
1. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. 26И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, над всеми гадами, пресмыкающимис по земле.   Быт. 1:26 Когда Бог сотворил человека, Он всеял в него добродетели, как и сказал: сотворим человека по образу нашему и по подобию. Сказано: по образу, поелику Бог сотворил душу бессмертною и самовластною а по подобию — относится к добродетели. Ибо Господь говорит: будите милосерди, якоже и Отец ваш небесный милосерд есть (Лк. 6:36), и вдруг месте: святи будите, якоже Аз свят есмь (1 Пет. 1:16). Также и Апостол говорит: бывайте друг ко другу блази (Еф. 4:32). И в Псалме сказано: благ Господь всяческим (Пс. 144:9) и тому подобное; вот что значит по подобию. Следовательно, по естеству Бог дал нам добродетели. Авва Дорофей Душеполезные поучения". Поучение 12. О страхе будущего мучения и о том, что желающий спастись никогда не должен быть беспечен о своем спасени
2. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания Быт. 3:7   Если спросят, почему Бог попустил подвергнуть человека искушению, хотя и предвидел, что он уступит искусителю, то я, не способный проникнуть в глубину этого совета, признаюсь, что он превышает мои силы. Есть, может быть, некая сокровеннейшая тому причина, которая блюдется для людей лучших и более святых, и скорее по благодати Божией, нежели по их заслугам. Насколько, однако, мне Богом предоставлено иметь разумение или дозволено говорить, мне кажется, человек не заслуживал бы большей похвалы, если бы мог жить добродетельно потому только, что никто бы не склонял его жить порочно, раз он имел и в природе возможность, и в воле желание не следовать внушению, при помощи, впрочем, Того, Кто гордым противится, а смиренным дает благодать (1 Пет 5:5). Блаж. Августин О книге Бытия буквально
3. Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал Быт. 2:1-3 …Понятие о сотворении мира Евангелие сближает с учением о искуплении человека. Человека, возрожденного во Христе, оно называет новою тварью (2 Кор. 5:17; Гал. 6:15), внутреннее просвещение от Бога уподобляет происхождению первоначального света от слова Божия (2 Кор. 4:6), покой верующих во Христе соединяет с покоем Божиим по совершении творения (Быт. 2:2; Евр. 4:3, 4, 9, 10). Из сего открывается, что между делами Божиими в мире великом и малом, в царстве природы и благодати, несмотря на видимое их расстояние и существенное различие, находится некоторая таинственная соразмерность и соответствие.   Свт.Филарет (Дрорздов) Толкования на книгу Бытия
4. И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.   Быт. 3:8-10 «И услышаста глас Господа Бога ходяща в раи по полудни: и скрыстася... от лица Господа Бога посреде древа райскаго» (Быт.3:8). Не одним долготерпением, показанным прародителям, Бог хотел им пособить, но и звуком стоп Своих желал оказать им помощь; тихие стопы Его для того и издавали глас (звук), чтобы приготовились они умолить Пославшаго этот глас. Когда же ни медлительность Его, ни предшествующий Ему глас не произвели того, чтобы они пришли и предстали Ему с молчанием, тогда Бог к гласу стоп Своих присовокупил глас уст Своих и сказал: «Адаме, где еси?» (Быт.3:9). Но Адам, вместо того, чтобы исповедать вину свою и умолять Милосердого прежде, нежели произнесет Он на него определение суда, говорит: "глас Твой слышах... в раи, и убояхся, ибо увидел, яко наг есмь, и скрыхся» (Быт.3:10). Глас стоп, предшествовавший Богу и возвещавший осуждение Адамово, изображал тот глас Иоаннов, который должен предшествовать Сыну Божию: «Ему же лопата в руце Его, и отребит гумно Свое... плевы же сожжет огнем... пшеницу... же очистит, чтобы положить в житницу" Свою* (Мф.3:12). Преподобный Ефрем Сирин Толкование на Священное Писание  
5. И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение Быт. 12:1-2 Бог с самого начала поступает с Авраамом, как с человеком совершенным, который должен будет послужить примером для всех тех, кого Бог призовет к совершенству. Повеление Его оставить родных, отечество и Ему следовать (Мф. 19:29) - это совет Иисуса Христа тем, которые хотят быть совершенными. Будучи обязаны Богу всеми благами, как духовными, так и вещественными, мы должны воздать Ему всецелую любовь и послушание; оставить все для Бога, предпочесть Его всему, что есть самого любезного - вот совершеннейшее исполнение наших обязанностей в отношении к Нему! Свт.Филарет (Дрорздов) Толкования на книгу Бытия
6. Он сказал: Владыка Господи! по чему мне узнать, что я буду владеть ею Быт. 15:8 «Доселе я живу в земле, обетованной мне, как в чуждой и не знаю, когда и как соделаюсь ее обладателем; может быть, для сего потребен будет с моей стороны некоторый труд; итак, почему могу я узнать время и случай, которым должно начаться исполнение обетования?» Точно на сей вопрос ответствует Бог в следующем откровении при вступлении в завет с Аврамом. Подобный вопрос предлагали Апостолы Иисусу Христу о пришествии ожидаемого царствия Его (Мф. 24:3). Свт.Филарет (Дрорздов) Толкования на книгу Бытия
7. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли Быт. 18:2 Что означало явление Аврааму трех Странников? Означало то, что Господь, троичный в Лицах, постоянно как бы странствует на земле и назирает за всем, что на ней делается, и [к] бдительным, внимательным к себе и своему спасению и ищущим Его рабам приходит Сам гостит у них и беседует с ними, как с друзьями: придем к нему и обитель у него сотворим (Ин. 14, 23); и нечестивых людей попаляет небесным огнем. Прав. Иоанн Кронштадтский Дневник. Том IV. 1860-1861.
8. теперь же возврати жену мужу, ибо он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив; а если не возвратишь, то знай, что непременно умрешь ты и все твои   Быт. 20:7 Господь есть Дух (2 Кор. 3:17) - Господь может убрать завесу буквы и открыть свет Духа. И мы можем сказать, что мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа (2 Кор. 3:18). Ориген Гомилии на Бытие.
9. Он обыскал, начал со старшего и окончил младшим; и нашлась чаша в мешке Вениаминовом Быт. 44:12   И что значит, что она была вложена в мешок? Иосиф напоил братьев, чтобы обмануть: подложил чашу, чтобы брата, которого любил, вернуть с помощью благочестивого обмана. Но здесь вновь сияют Божественные тайны. Христос нашел у нас то серебро, которое Сам даровал нам. У нас есть серебро природы, есть и серебро благодати Свт. Амвросий Медиоланский Об Иосифе
10. Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое; блестящи очи [его] от вина, и белы зубы [его] от молока. Быт. 49:11-12   «Привязуяй к лозе жребя́ свое и к ви́нничию жребца осляте своего» (Быт.49:11). Лозой называет синагогу, как называет ее и Давид (Пс.79:9–16). Сказано: «Привязуяй к лозе жребя свое», потому что царство Его привязано было к синагоге и ей было передаваемо. То же сказано и ранее: "не... отнимется скипетр от Иуды..., дондеже приидет Тот, Кому принадлежит царство». А когда пришел Господь наш, тогда привязал Он жребя Свое к действительной виноградной лозе, чтобы Ему, как исполнил на Себе все пророчества, так самым делом исполнить то, что передано было Иудеям в образах, то есть когда Господь входил в храм в Иерусалиме, то вне храма была виноградная лоза, к которой привязал Он жребя Свое, или в той веси, из которой пришел Он, жребя привязано было к лозе, как Сам сказал ученикам Своим: «обрящета жребя привязано... отре́шша е, приведита: И аще кто вама речет: что творита сие? рцыта, яко Господь требует е» (Мк.11:2–3). «Исперет вином одежду свою, – то есть кровью Своей омоет тело Свое, – и кровию гроздия одеяние Свое» (Быт.49:11), то есть кровью Своей омоет плоть, которая была покровом Божества Его. «Радостотворны очи Его паче вина», потому что истина помышления Его светлее чистого вина. «И белы зубы Его паче млека», потому что прекрасно и чисто учение уст его (Быт.49:12). Преподобный Ефрем Сирин Толкование на Священное Писание
11. Господь сказал: кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли Господь Исх. 4:11 Есть те, кто злословит Бога или, лучше сказать, Писание Ветхого Завета, ибо Господь сказал, что Сам делает слепым и немым. Что же они скажут о Господе Христе, открыто говорящем в Евангелии: «Я пришел, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы (Ин. 9:39)»? Кто, кроме безумного, поверит, что у человека могут оказаться телесные пороки вопреки желанию Бога? Но никто не сомневается, что Он хочет этого справедливо.   Блаженный Августин Вопросы на Семикнижие
12. Но он сказал: праздны вы, праздны, поэтому и говорите: пойдем, принесем жертву Господу Исх. 5:17 Знал и фараон, что только праздному свойственно искать Бога, почему и укоряет Израиль: праздны вы, праздны, поэтому и говорите: пойдем, принесем жертву Господу. Но как хороша и полезна для предающегося праздности праздность, которая производит в нем безмолвие, нужное для принятия спасительных учений, так худа праздность афинян, которые ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое (Деян. 17:21). Сей праздности подражают некоторые и ныне, употребляя свободное время в жизни на изобретение какого-нибудь постоянно нового учения. Свт. Василий Великий Гомилии на Псалмы
13. Но Господь сказал Моисею: смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком Исх.7:1 Поразмыслите о божественном Писании: Ибо нет лицеприятия у Бога (Рим. 2:11). Он не сказал: «Вы - боги, цари и правители», но: «Все, которым Я равно дал тело, душу и дух, которым равно даровал и божественность и всыновление». Равно мы все рождаемся, императоры и бедняки, равно и умираем. Ибо творение [у всех] равное. Блж. Иероним Стридонский Трактат на Псалмы
14. Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали ему: так говорит Господь, Бог Евреев: долго ли ты не смиришься предо Мною? отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение; а если ты не отпустишь народа Моего, то вот, завтра [в это самое время] Я наведу саранчу на [всю] твою область: она покроет лице земли так, что нельзя будет видеть земли, и поест у вас [все] оставшееся [на земле], уцелевшее от града; объест также все дерева, растущие у вас в поле, и наполнит домы твои, домы всех рабов твоих и [все] домы всех Египтян, чего не видели отцы твои, ни отцы отцов твоих со дня, как живут на земле, даже до сего дня. [Моисей] обратился и вышел от фараона.   Исх. 10:3-6   Сопротивление фараона не может продолжаться бесконечно, ибо кто может противостоять воле Бога (Рим. 9:19)? Оно только вызовет со стороны всемогущего Господа новую меру наказания – нашествие кочующей (arbe) саранчи в небывалых до сих пор размерах (Исх.10:6, Иоил.2:3–4). Она довершит то бедствие, которое нанесено градом. Александр Павлович Лопухин Толковая Библия
15. Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью. Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица народа Исх. 13:21 Также верно, что народу, идущему по пустыне, столп огненный указывал путь ночью и столп облачный – днем. Ибо в огне страх, а в облаке – мягкое и утешительное видение, при этом день – это жизнь праведника, а ночь понимается как жизнь грешника. Поэтому и обращенным грешникам Павел говорит: Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе (Еф. 5:8). Свт. Григорий двоеслов Сорок гомилий на Евангелия
16. ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его Исх. 20:11 Таинство субботы, которое мы, христиане, духовно храним, было заповедано нашим древним отцам, чтобы удержаться от всякого рабского дела, то есть от всякого греха, ибо Господь говорит: Всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин 8:34), и иметь покой в нашем сердце, то есть духовный мир. И хотя мы пытаемся достичь этого в этом веке, тем не менее не достигнем такого совершенного успокоения, пока не уйдем из этой жизни. Блаженный Августин Трактат на Евангелие от Иоанна
17. Не убий Исх. 20:13 Есть тонкие виды убийства. К этому греху в некоторой степени относятся все дела и слова, направленные против любви и неправедно нарушающие спокойствие и безопасность ближнего, и, наконец, внутренняя ненависть против него, даже если она и не обнаруживается. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца (1 Ин. 3:15). Свт. Филарет (Дроздов) Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви. О шестой заповеди
18. не прелюбы сотвори Исх. 20:14 Но если ты не изберешь девства, не дашь такого обета Богу, тебе дозволяется законом иметь одну жену в Господе (Быт. 2:24; Мф. 19:5; Еф. 5:32-33; 1 Пет. 3:7 и сл.), с ней одной сожительствовать и владеть ею как собственным твоим сосудом во святыне. А чужих жен ты должен удаляться всеми силами. Можешь воздержаться от них совершенно, если станешь избегать неблаговременных встреч с ними, не будешь внимать блудным словам и прельщениям, будешь отвращать от них самый взор твой телесный и душевный, сколько возможно, и оставишь привычку с любопытством смотреть на красоту лиц. Ибо «иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердце своем» (Мф. 5:28). Свт. Григорий Палама Изъяснение десяти заповедей  
19. Не кради Исх. 20:15 Всякое бездействие гораздо легче какого бы то ни было дела. Например, не убивай, не прелюбодействуй, не кради (Исх 20:13-15): каждая из сих заповедей требует только бездействия и неподвижности. Люби ближнего твоего, как самого себя (Мф 19:19); продай имение твое и раздай нищим (Мф 19:21); кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два (Мф 5:41), – вот уже действия, приличные подвижникам, и для совершения их нужна уже душа мужественная. Посему подивись мудрости Того, Кто через более легкое и удобоприступное ведет нас к совершенству.   Свт. Василий Великий Гомилии на Псалмы
20. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Исх. 20:16 Непозволительно укорять других за их пороки. Евангелие не позволяет нам судить о пороках или недостатках ближних, если мы не призваны к обличению их особой обязанностью, а исправлять ближних примером кротости: Не судите, да не судимы будете (Мф. 7:1). Свт. Филарет (Дроздо в) Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви. О девятой заповеди
21. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего Исх. 20:17 Нужно очищать себя и от внутренних нечистот, как учит апостол: Очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием (2 Кор. 7:1). Для предотвращения злых дел нужно подавлять в себе греховные желания и помышления, из которых, как из семян, произрастают злые дела, как сказано: Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления (Мф. 15:19). Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотию. Похоть же, зачавши, раждает грех; а сделанный грех раждает смерть (Иак. 1:14-15). Свт. Филарет (Дроздов) Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви. О десятой заповеди
22. И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть Исх. 20:19 Посмотрите, что там и что здесь. Там народ долго стоял, был страх, любви не было. Ведь они настолько испугались, что сказали Моисею: Говори ты с нами… чтобы не говорил с нами Бог; дабы нам не умереть. Ведь, как написано, Господь сошел на Синай в огне, напугав стоявший там долго народ, и написал перстом Своим на камне, но не на сердце. Когда же здесь пришел Святой Дух, все верные были собраны вместе. Он не напугал их на горе, но вошел в дом. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра (Деян 2:2). Был шум, но никто не испугался. Ты услышал звук, посмотри и на огонь, потому что оба они были на горе, но там был дым, а здесь – тихий огонь. Писание говорит, что они увидели разделяющиеся языки, как бы огненные (Деян 2:3). Разве пугал издалека? Нет. И они почили… на каждом из них… и они начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян 2:3-4). Слушай речь и понимай Дух, Который пишет не на камне, но на сердце.   Блаж. Августин Проповеди.
23. И Моисею сказал Он: взойди к Господу ты и Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят из старейшин Израилевых, и поклонитесь издали Исх. 24:1 Призваны были чрез закон к Богу потомки Израиля, при посредничестве и служении Моисея. Но, как пишет божественный Павел, никого не совершил закон (Евр. 7, 19). Совершением же его и пророков мыслится Христос; потому что все искупление чрез Него: ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (Деян. 4, 12). И в Нем всякое совершенство чрез освящение в Духе. Чрез Него мы призваны ко Отцу, и взойдем с Ним в вышний град. Свт. Кирилл Александрийский Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Исход.
24. И когда Бог перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим   Исх. 31:18 После того как они отпраздновали Пасху, убив агнца, отсчитываются те самые пятьдесят дней до того дня, когда на горе Синай слуге Божию Моисею был дан Закон, написанный перстом Божиим, а в Евангелии открыто говорится, что перст Божий обозначает Духа Святого. Ведь когда один евангелист сказал: Я перстом Божиим изгоняю бесов (Лк 11:20), другой то же самое сказал так: Я Духом Божиим изгоняю бесов (Мф 12:28). Кто же эту радость божественных таинств, сверкающих светом чистого учения, не предпочтет всем силам этого мира, даже если они напоены счастьем и миром? Блж. Августин Послания.
25. И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это – знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас… Исх. 31:12,13   Суббота, по закону, требовала бездействия, но не бездействия совершенного; потому что и в субботу допускались разные делания: повелевалось пребывать в молитвах и песнопениях и приносить Богу двойные жертвы. Поэтому закон о субботе предписывал прекращать только труды телесные. Α как и будущая жизнь свободна от таковых забот, то справедливо именуется упокоением. Потому и блаженный Павел взывает: «постараемся войти в покой оный» (Евр. 4:11); – и еще: «посему для народа Божия еще остается субботство. Блаженный Феодорит Кирский Толкования на сто пятьдесят псалмов Изъяснение псалма 91-го  
26. Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось.   Исх. 32:1 Ибо в начале они изгнали злого духа, когда принесли в жертву агнца во образ Христа, помазаны были кровью и избежали губителя. Но вот опять впали в то же, и гораздо худшее, нежели прежде, состоя­ние, если несомненно истинен тот, который говорит о возлю­бивших такую болезнь: Лучше бо бе им не познати пути правды, нежели познавшим возвратитися вспять от преданныя им святыя заповеди. (2 Пет. 2, 21-22)   Свт. Кирилл Александрийский Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Исход.
27. итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя.   Исх. 32:10   Говоря: Оставь Меня, – Он показывает, что Ему препятствуют сделать то, чем Он грозился, ибо могущество Божие сдерживалось мольбами раба. Как ты думаешь, кто из ныне живущих под небом мог бы воспрепятствовать гневу Божию, кто бы встал на пути огня и сказал, как апостол: Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих (Рим 9:3)   Блж. Иероним Стридонский Послания.
28. Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лице его стало сиять лучами от того, что Бог говорил с ним   Исх.34:29 Думаю, что враг, увидев на лице Моисеевом сияющую славу, подобную первой славе самого Адама, не мало был поражен, заключая из сего о разорении своего царства. Ничто не препятствует сюда же отнести и Апостольское изречение: «царствова смерть от Адама даже до Моисея и над не согрешившими» (Рим. 5, 14). Ибо, по мнению моему, прославленное лице Моисеево удерживает в себе образ и подобие первого, руками Божиими созданного, человека.   Прп. Макарий Великий Слово 4. О терпении и рассудительности.
29. и поставь в ней ковчег откровения, и закрой ковчег завесою   Исх. 40:3   Кто низвергает всякую крепость диавола, не оружием, но воплем и трубою, то есть апостольскою и евангельскою проповедью и согласием всего народа, в правоте веры исповедующего своего Владыку, – что, как видим, совершается и в таинственных славословиях, когда пред народом звучит священническая труба, под которою разумеется и глас священнодействующего, – и таким образом падает и сокрушается сила противников наших, «ибо оружия наши не плотские», по слову Павла, «но сильные Богом» (2Кор. 10:4). А что Христос некоторым образом восседает и почивает на святых, это объявит нам и пророк Аввакум в словах: «Что Ты взойдешь на коней Твоих, и езда Твоя спасительна» (Авв. 3:8). Впрочем, научит сему также и Сам Спаситель в словах, сказанных Анании о Павле: «Иди, ибо сосуд избрания Моего есть сей – нести имя Мое пред всеми народами» (Деян. 9:15).   Свт. Кирилл Александрийский Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга IV.
30. и внеси стол и расставь на нем все вещи его, и внеси светильник и поставь на нем лампады его   Исх. 40:4 В обоих надо разуметь Христа. Под видом стола, имевшего хлебы предложения, прообразуется Христос, потому что в Нем все питаются к жизни вечной, очевидно приобщаясь Его святой плоти, по сказанному Им: «Я есмь хлеб, с неба сошедший и жизнь дающий миру: если кто ест от хлеба сего, жить будет вовек, и хлеб (же), который Я дам, Плоть Моя есть за жизнь мира» (Ин. 6:51). Итак, предложение стола, то есть хлебы, означает святое Тело Христа, питающее всех к вечной жизни.   Свт. Кирилл Александрийский Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга IV.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: