Список препаратов и схем




П. Н. Амосов, Л. И. Прилуцкая, Е. И. Чумасов

БИОЛОГИЯ

Методические рекомендации для студентов факультета ветеринарной медицины

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - 2017


 

Рецензент: Л. М. Белова, доктор ветеринарных наук, профессор кафедры паразитологии СПбГАВМ

 

 

Биология с основами экологии: учебно-методические рекомендации для студентов факультета ветеринарной медицины / П.Н. Амосов, Л.И. Прилуцкая, Е.И. Чумасов – Санкт-Петербург: СПбГАВМ, 2017 – 17 с.

 

 

В рекомендациях дана программа самостоятельной подготовки студентов по биологии, перечень вопросов контрольных работ, рекомендации для подготовки к практическим занятиям, а также словарь основных терминов.

Методические рекомендации предназначены для студентов факультета ветеринарной медицины СПбГАВМ, а также могут быть использованы в курсе зоологии студентами факультетов водных биоресурсов и аквакультуры и биоэкологии.

 

® Амосов П.Н, Прилуцкая Л.И.,

Чумасов Е.И.

® СПбГАВМ


 

СОДЕРЖАНИЕ

  Введение  
  Содержание курса и общие методические рекомендации  
  Вопросы контрольной работы  
  Основные препараты и объекты, изучаемые на занятиях  
  Задания для подготовки к лабораторно-практическим занятиям  
  Словарь терминов  
  Вопросы для подготовки к экзамену  
  Список рекомендуемой литературы  

 

 


Составной частью курса биологии с основами экологии для студентов заочного отделения факультета ветеринарной медицины входят вопросы общей биологии, основы цитологии, морфология животных и основы общей экологии. Большая часть времени при заочной форме обучения отводится на самостоятельную работу студентов, поэтому предлагаемое учебно-методическое пособие имеет целью помочь обучающимся систематизировать и усвоить материал курса биологии с основами экологии.

Самостоятельная работа студентов состоит в подготовке контрольной работы, а также в подготовке к экзамену по предмету. Ограниченное количество времени для аудиторных занятий (2 часа установочной лекции, 6 часов лекций по предмету, а также 12 часов лабораторно-практических занятий) позволяет только упорядочить, конкретизировать и обобщить уже имеющиеся знания по предмету. Поэтому самостоятельная работа студентов под руководством преподавателей является основной формой получения знаний при заочной форме обучения.

Поэтому данные учебно-методические рекомендация призваны облегчить и систематизировать работу студентов во внеаудиторное время.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА И ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Программа курса биологии с основами экологии предполагает изучение следующих тем:

1. Неживая и живая материя. Основные свойства живых систем.

2. Вирусы. Прокариоты и эукариоты. Определение эукариотической клетки и ее строение. Клеточная мембрана. Органоиды клетки.

3. Деление клетки. Клеточный цикл. Митоз, фазы митоза.

4. Редукционное деление (мейоз). Значение мейоза. Кроссинговер.

5. Бесполое размножение: деление надвое, шизогония, вегетативное размножение растений, стробиляция, почкование.

6. Половое размножение: конъюгация, копуляция. Партеногенез. Разнополые организмы и гермафродиты.

7. Органы движения одноклеточных организмов (жгутики, реснички, кинетосома), их строение.

8. Принципы систематической классификации. Современная классификация животного царства.

9. Тип Саркомастигофоры Sarcomastigophora. Подтип Саркодовые Sarcodina. Класс Корненожки. Строение амебы протея. Паразитические саркодовые – кишечная амеба, дизентерийная амеба. Отряды: Раковинные амебы; Фораминиферы. Класс Лучевики. Класс Солнечники. Подип Мастигофоры (жгутиконосцы) Mastigophora. Растительные жгутиконосцы (на примере эвглены зеленой и вольвокса), животные жгутиконосцы (на примере трипаносомы, лейшмании, трихомонады и лямблии). Цикл развития вольвокса. Санитарное значение животных жгутиконосцев.

10. Тип Апикомплексы Apicomplexa. Класс Споровики Sporozoea. Строение зоита споровика. Апикальный комплекс: коноид, роптрии и микронемы. Циклы развития эймерии, токсоплазмы и малярийного плазмодия. Основной и промежуточный хозяева паразитов. Санитарно-эпидемиологическое значение споровиков.

11. Тип Ресничные (инфузории) Ciliophora. Строение инфузории туфельки. Бесполое размножение и конъюгация инфузорий. Паразитические инфузории (кишечный балантидий, офриосколекс) и их санитарное значение.

12. Гипотезы происхождения многоклеточных Э. Геккеля и И. Мечникова.

13. Тип Кишечнополостные Coelenterata. Общая характеристика. Гидроидные полипы, сцифоидные медузы, коралловые полипы. Двуслойность, дифференциация клеток кишечнополостных (эпителиально-мышечные, нервные, интерстициальные, стрекательные клетки). Размножение (почкование, стробиляция, половое). Значение кишечнополостных.

14. Тип Плоские черви Plathelminthes. Общая характеристика. Характеристика класса Ресничные черви Turbellaria как свободноживущих организмов. Класс Сосальщики Trematoda, их строение. Особенности половой системы трематод. Циклы развития печеночного сосальщика, ланцетовидного соальщика и кошачьего сосальщика. Класс Моногенеи Monogenoidea – паразиты рыб и земноводных. Класс Ленточные черви Cestoda. Особенности строения ленточных червей. Отряды Лентецы и Цепни. Строение сколексов, незрелых, гермафродитных и зрелых члеников широкого лентеца, вооруженного и невооруженного цепней, эхинококка. Циклы развития широкого лентеца, вооруженного и невооруженного цепней, эхинококка. Санитарно-паразитологическое значение плоских червей.

15. Класс Круглые черви Nemathelminthes. Деление типа на классы. Общая характеристика круглых червей. Класс Собственно круглые черви Nematoda, его характеристика на примере лошадиной или человеческой аскарид. Семейства Аскариды Ascaridae, острицы Oxiuridae, трихинелы Trichinellidae. Циклы развития лошадиной аскариды, лошадиной острицы, трихинеллы спиральной. Инвазионное яйцо. Санитарно-паразитологическое значение круглых червей.

16. Тип Кольчатые черви Annelida. Систематическая классификация кольчатых червей (Polychaeta, Oligochaeta, Hirudinea). Характеристика типа по системам органов. Класс Многощетинковые Polychaeta. Параподии полихет и их значение. Особенности размножения и развития. Телобластический способ закладки целома. Строение трохофорной личинки полихет. Класс Малощетинковые Oligochaeta. Строение, образ жизни и размножение дождевого червя. Пиявки Hirudinea, особенности строения и функционирования систем органов.

17. Тип Членистоногие Arthropoda. Классификация типа на подтипы (Branchiata, Tracheata, Chelicerata) и классы. Общая характеристика типа. Формирование миксоцеля. Класс Ракообразные Crustacea. Низшие и высшие раки, особенности их строения. Строение речного рака. Класс Насекомые Insecta. Классификация насекомых, основные отряды насекомых. Строение насекомых на примере таракана. Циклы развития кожного, полостного и желудочного оводов. Класс Паукообразные Arachnida. Строение паука. Ядовитые паукообразные. Клещи, их строение и значение как эктопаразитов и переносчиков опасных болезней.

18. Тип Моллюски Mollusca. Общая характеристика типа. Вторичное нарушение билатеральной симметрии. Редукция целома. Подтип Раковинные Conchifera. Класс Брюхоногие моллюски Gastropoda (переднежаберные, заднежаберные и легочные брюхоногие). Строение виноградной улитки и особенности её гермафродитной половой системы. Класс Пластинчатожаберные (Двустворчатые) моллюски Lamellibranchia (Bivalvia). Строение, размножение и развитие беззубки. Особенности строения головоногих моллюсков (Класс Cephalopoda).

19. Тип Полухордовые Hemichordata. Общая характеристика и строение баланоглоссуса. Первичноротые и вторичноротые животные.

20. Тип Хордовые Chordata. Систематическая классификация хордовых. Подтипы хордовых. Основные черты и общая характеристика хордовых. Анамнии и амниоты. Происхождение хордовых.

21. Подтип Бесчерепные Acrania. Строение ланцетника. Развитие ланцетника. Энтероцельный способ закладки целома.

22. Подтип Оболочники (Личиночнохордовые) Tunicata (Urochordata). Строение оболочников на примере асцидий (класс Ascidiae). Сидячий образ жизни и морфологические адаптации, связанные с ним. Строение личинки асцидии, приспособленной к активному плаванию.

23. Подтип Позвоночные Vertebrata. Классификация позвоночных и их общая характеристика. Надклассы Pisces и Tetrapoda.

24. Надкласс Рыбы Pisces. Классы Хрящевые рыбы Chondrichthyes и Костные рыбы Osteichthyes. Деление на подклассы. Характеристика систем органов хрящевых и костных рыб. Адаптации их к водному образу жизни. Лопастеперые и лучеперые костные рыбы. Отряды подкласса Лучеперые Actinopterygii. Роль лопастеперых рыб в происхождении наземных позвоночных животных.

25. Класс Земноводные Amphibia. Классификация современных земноводных (отряды: Хвостатые, Бесхвостые, Безногие). Происхождение амфибий. Строение земноводных на примере лягушки. Особенности размножения и развития земноводных. Метаморфоз.

26. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии Reptilia как первые амниоты. Происхождение рептилий. Подклассы пресмыкающихся (Anapsida, Lepidosauria, Archosauria). Современные отряды (черепахи, клювоголовые, чешуйчатые, крокодилы). Общая характеристика пресмыкающихся на примере ящерицы. Особенности размножения рептилий, связанного с наземными условиями.

27. Класс Птицы Aves. Ящерохвостые и веерохвостые птицы. Основные отряды. Современные представления о происхождении птиц. Внешнее и внутреннее строение птиц. Перьевой покров птиц. Приспособления птиц к полету (особенности расположения мускулатуры, адаптации в строении скелета, дыхательной и других систем органов птиц). Особенности размножения и развитии птиц. Строение птичьего яйца. Выводковые и птенцовые виды птиц. Значение птиц.

28. Класс Млекопитающие Mammalia. Систематическая классификация млекопитающих (подклассы Первозвери Prototheria и Звери Theria). Сумчатые и плацентарные звери. Основные отряды. Общая характеристика млекопитающих. Особенности размножения и развития яйцекладущих и плацентарных млекопитающих. Строение половых органов плацентарных млекопитающих. Типы маток. Плацента и ее типы. Экологические особенности млекопитающих. Значение млекопитающих в природе и для человека.

29. Организм и среда. Абиотические и биотические факторы. Факторы защиты организма. Местообитания, биомы, сообщества. Популяции. Среда обитания. Экологическая ниша.

30. Биосфера. Структура биосферы. Ноосфера

31. Экологические системы. Круговорот веществ. Устойчивость экосистем. Сукцессии.

32. Антропогенные воздействия на среду. Охрана природы.

 

Для характеристики типа, класса и таксонов другого ранга рекомендуется использовать следующий план:

1. Систематическая классификация таксона с использованием русской и международной (на латинском языке) номенклатуры.

2. Внешнее строение, особенности движения, размеры, деление тела на отделы.

3. Покровы. Кожные покровы и их производные.

4. Скелет и его особенности.

5. Мускулатура.

6. Строение пищеварительной системы и пищеварение.

7. Система органов дыхания, особенности дыхания (анаэробное, аэробное).

8. Полости тела (первичная, вторичная) многоклеточных животных.

9. Система переноса веществ (транспортная система организма). Кровеносная и лимфатическая системы.

10. Выведение из организма токсичных продуктов обмена веществ (выделительная система).

11. Особенности размножения и развития. Строение половой системы.

12. Цикл развития организмов.

13. Нервная система и органы чувств.

 

 

ВОПРОСЫКОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Одним из результатов самостоятельной работы студента по курсу биологии с основами экологии является написание контрольной работы по следующим вопросам, которые распределяет преподаватель.

 

I. Общие вопросы биологии

1. Сущность и субстрат жизни. Свойства живого. Уровни организации живого.

2. Вирусы, их строение и значение.

3. Клетка – основная форма организации живой материи. Структурно-функциональная организация прокариотических и эукариотических клеток. Строение и функции органоидов клеток.

4. Строение и функции клеточных мембран. Транспорт веществ через клеточные мембраны.

5. Размножение клеток. Жизненный цикл клетки. Митоз.

6. Редукционное деление клеток (мейоз). Его особенности и отличие от митоза.

7. Половое и бесполое размножение организмов. Половой диморфизм и гермафродитизм.

8. Онтогенез и его периодизация. Проэмбриональный, эмбриональный и постэмбриональный периоды.

9. Обмен веществ и энергии. Анаболизм и катаболизм. Фотосинтез у животных и растений. Аэробное и анаэробное дыхание.

 

II. Животные

10. Тип Саркомастигофоры. Систематическое деление и особенности строения представителей класса Саркодовых. Амебы, раковинные амебы и фораминиферы. Лучевики и солнечники. Паразитические саркодовые.

11. Тип Саркомастигофоры. Систематическая классификация и особенности строения жгутиконосцев. Растительные жгутиконосцы. Эвгленовые и вольвоксовые. Жизненный цикл вольвокса.

12. Животные жгутиконосцы. Трипаносомы, лейшмании, трихомонады и лямблии. Животные жгутиконосцы – паразиты. Болезни, вызываемые представителями зоомастигофор.

13. Тип Апикомплексы. Классификация, строение и значение споровиков. Циклы развития эймерии, токсоплазмы и малярийного плазмодия. Эймериозы, токсоплазмозы животных и малярия (перемежающаяся лихорадка) у человека.

14. Тип Ресничные, или Инфузории. Классификация и строение инфузорий. Половой процесс (конъюгация) у инфузорий. Паразитические и свободноживущие инфузории.

15. Гипотезы происхождения многоклеточных.

16. Тип Кишечнополостные. Классификация. Строение гидроидного полипа, сцифоидной медузы и кораллового полипа. Значение коралловых полипов.

17. Общая характеристика типа Плоские черви. Характеристика класса Ресничные черви Turbellaria как свободноживущих организмов.

18. Класс Сосальщики Trematoda, их строение. Особенности строения половой системы трематод. Циклы развития печеночного сосальщика, ланцетовидного соальщика и кошачьего сосальщика. Класс Моногенеи Monogenoidea – паразиты рыб и земноводных.

19. Класс Ленточные черви Cestoda. Особенности строения ленточных червей. Отряды Лентецы и Цепни. Строение сколексов, незрелых, гермафродитных и зрелых члеников широкого лентеца, вооруженного и невооруженного цепней, эхинококка.

20. Циклы развития широкого лентеца, вооруженного и невооруженного цепней, эхинококка. Санитарно-паразитологическое значение плоских червей.

21. Класс Круглые черви Nemathelminthes. Деление типа на классы. Общая характеристика круглых червей. Класс Собственно круглые черви Nematoda, его характеристика на примере лошадиной или человеческой аскарид. Классы: Брюхоресничные, Волосатики, Коловратки.

22. Семейства Аскариды Ascaridae, острицы Oxiuridae, трихинелы Trichinellidae. Циклы развития лошадиной аскариды, лошадиной острицы, трихинеллы спиральной. Санитарно-паразитологическое значение круглых червей.

23. Классификация и общая характеристика типа Кольчатые черви Annelida. Полихеты (многощетинковые черви), их строение и значение.

24. Малощетинковые черви. Дождевой червь – представитель олигохет, его строение. Строение гермафродитной половой системы дождевого червя и его развитие. Значение дождевых червей.

25. Класс Пиявки. Древние и настоящие пиявки. Особенности строения медицинской пиявки. Значение медицинской пиявки в медицине. Пиявки – эктопаразиты животных.

26. Классификация и общая характеристика типа Членистоногие. Многообразие и значение членистоногих.

27. Подтип Жабродышащие. Классификация. Класс Ракообразные. Строение представителя отряда Веслоногих раков – циклопа. Отряд Десятиногие раки. Речной рак, его строение, размножение, развитие.

28. Подтип Трахейнодышащие. Краткая характеристика многоножек и насекомых. Основные отряды насекомых. Строение насекомых на примере черного таракана.

29. Размножение насекомых. Прямое и непрямое (с метаморфозом) развитие насекомых. Общественные насекомые (муравьи, осы, пчелы, шмели).

30. Паразитологическое значение насекомых. Циклы развития полостного, кожного и желудочного оводов (отряд Двукрылые Diptera).

31. Подтип Хелицеровые. Класс Паукообразные. Классификация. Строение и значение пауков и клещей. Клещи – эктопразиты и переносчики опасных заболеваний.

32. Общая характеристика и классификация типа Моллюски. Значение моллюсков в природе и для человека.

33. Брюхоногие моллюски, классификация и строение. Виноградная улитка и малый прудовик.

34. Двустворчатые моллюски, их классификация и строение. Двустворчатые – источники природного жемчуга. Промысловые двустворчатые моллюски.

35. Головоногие моллюски, особенности их строения и жизнедеятельности. Промысловые головоногие моллюски.

36. Тип Хордовые, общая характеристика. Специфические и неспецифические признаки хордовых. Классификация хордовых (до классов). Происхождение хордовых.

37. Подтип Бесчерепные. Строение систем органов ланцетника. Эмбриональное и постэмбриональное развитие ланцетника.

38. Подтип Оболочники (Личиночнохордовые). Классификация подтипа. Строение асцидии. Строение личинки асцидии.

39. Подтип Позвоночные, классификация и общая характеристика.

40. Класс Хрящевые рыбы, классификация и характеристика строения систем органов. Значение акул и скатов.

41. Класс Костные рыбы, деление на подклассы и отряды. Строение костистой рыбы (на примере речного окуня или щуки). Открытопузырные и закрытопузырные рыбы. Речные, морские и проходные рыбы.

42. Происхождение, классификация, строение и значение земноводных. Развитие земноводных с метаморфозом. Неотения у земноводных.

43. Пресмыкающиеся (рептилии), их классификация и строение. Особенности строения черепах, ящериц, змей и крокодилов. Происхождение рептилий.

44. Класс Птицы, происхождение, классификация, характеристика строения систем органов.

45. Морфологические и функциональные приспособления птиц к полету.

46. Классификация млекопитающих, их происхождение. Строение и распространение однопроходных Monotremata.

47. Особенности строения сумчатых зверей. Многообразие и географическое распространение сумчатых.

48. Внешнее и внутреннее строение плацентарных млекопитающих. Отряды плацентарных. Половая система и размножение. Строение матки. Образование плаценты.

 

III. Основы экологии

49. Абиотические факторы среды и их роль.

50. Биотические факторы среды. Биотические отношения (мутуализм, комменсализм, хищничество, паразитизм, конкуренция, антагонизм, нейтрализм).

51. Факторы защиты организма (иммунитет).

52. Зоогеографическое деление океана и суши на области. Их фаунистическая характеристика.

53. Понятие популяции. Популяционная структура вида у животных. Демографические характеристики популяций.

54. Ареал. Экологическая ниша.

55. Учение о биосфере В.И. Вернадского. Границы биосферы в разных географических оболочках. Ноосфера.

56. Экологические системы. Круговорот веществ – основа существования экосистем. Устойчивость экосистем. Сукцессии.

57. Влияние человека на среду. Антропогенные экосистемы.

58. Основные принципы методы охраны окружающей среды.

 

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ

РАБОТЫ

Контрольная работа состоит из двух вопросов, первый из раздела II в списке вопросов, а второй – из разделов I или III. Работа выполняется в отдельной тетради или на сброшюрованных листах формата А4. Она может быть рукописной (написана разборчиво) или набрана на компьютере и распечатана. На титульном листе указывается сверху название учебного заведения [Санкт-Петербургская государственная академия ветеринарной медицины], в центре – надпись [контрольная работа], а ниже ее вопрос (вопросы) контрольной работы, далее (ниже), в правой половине страницы фамилия, имя, отчество студента, номер курса и группы. Снизу, по центру – г. Санкт-Петербург, год предъявления работы на проверку преподавателю.

После титульного листа следует содержание с указанием номеров страниц.

В работе используется система ссылок при цитировании источников (фамилия автора, год издания статьи или книги) или номер источника в квадратных скобках в соответствии с нумерацией в списке использованной литературы, который располагается в конце контрольной работы.

Работа должна быть написана понятным литературным языком, не следует использовать очень длинных сложных предложений. Не нужно дословно, если в этом нет необходимости, переписывать тексты из литературных источников. Лучше передать смысл цитируемого текста в собственном, используемом в работе стиле.

Работа не должна превышать 15 страниц печатного текста (Times New Roman, 14. Отступ 1,25. Междустрочный интервал 1,15 – 1,5).

В конце работы размещается список использованной литературы в стандартном оформлении (см. список в конце методических рекомендации).


ОСНОВНЫЕ ПРЕПАРАТЫИ ОБЪЕКТЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ

На занятиях рассмотреть микропрепараты, влажные препараты и зарисовать их в альбоме. Для зарисовки объектов можно использовать альбом формата А4. На листе нужно записать тему – русское и латинское названия типа (или класса). Для каждого отдельного объекта записать систематическое положение.

Пример:

Тип Саркомастигофоры Sarcomastigophora

Класс Саркодовые Sarcodina

Подкласс Корненожки Rhizopoda

Отряд Амебы Amoebina

Амеба обыкновенная Amoeba proteus

Рисунки должны быть крупными и четкими. Вначале простым карандашом нанесите контуры объекта и его основных органов, затем прорисуйте их детали. Сохраняйте правильные пропорции органов на рисунке. Для микроскопических объектов нужно записать кратность увеличения в подписи к рисунку. Все части и органы должны быть обозначены (см. рис. 4).

Рис. 1. Схема строения животной клетки (увел.)

Список препаратов и схем

1. Строение животной клетки (основные органоиды и их функции)

2. Амеба протея

3. Дизентерийная амеба

4. Раковинные амебы: Диффлюгия (или арцелла)

5. Раковины фораминифер

6. Эвглена зеленая

7. Колония вольвокса

8. Трипаносома

9. Трихомонада

10. Инфузория туфелька

11. Кишечный балантидий

12. Гидра пресноводная при малом и большом увеличении

13. Планария молочная (поперечный разрез)

14. Сосальщик печеночный

15. Сколексы широкого лентеца, невооруженного и вооруженного цепней

16. Гермафродитные членики широкого лентеца и невооруженного цепня

17. Зрелые членики широкого лентеца, вооруженного и невооруженного цепней

18. Финны: плероцеркоид; цистицерк

19. Самец и самка аскариды лошадиной (вскрытые)

20. Поперечный разрез аскариды

21. Личинка трихинеллы в мышцах

22. Параподия многощетинкового червя (нереиса)

23. Поперечный разрез дождевого червя

24. Поперечный разрез медицинской пиявки

25. Конечности речного рака

26. Внутреннее и внешнее строение речного рака

27. Грызущий ротовой аппарат черного таракана

28. Внутреннее строение черного таракана

29. Ротовой аппарат паука

30. Ротовой аппарат клеща

31. Внутреннее строение паука

32. Вскрытая виноградная улитка

33. Вскрытая беззубка

34. Ланцетник (вид сбоку)

35. Поперечный срез ланцетника в области жаберного отдела

36. Внутреннее строение асцидии

37. Строение личинки асцидии

38. Внешнее и внутреннее строение речного окуня

39. Скелет речного окуня: строение туловищного и хвостового позвонков, плечевого пояса и грудного плавника

40. Внутреннее строение лягушки озерной

41. Скелет лягушки (череп, позвоночник, плечевой пояс и передняя конечность, тазовый пояс и задняя конечность)

42. Внутреннее строение ящерицы прыткой

43. Атлант и эпистрофей ящерицы

44. Внутреннее строение голубя

45. Скелет голубя (череп, позвоночник, плечевой пояс и передняя конечность, тазовый пояс и задняя конечность)

46. Внутреннее строение крысы

47. Скелет крысы (череп, позвоночник, плечевой пояс и передняя конечность, тазовый пояс и задняя конечность)

 

В рабочем альбоме зарисовать схемы:

1. Цикл развития эймерии

2. Цикл развития токсоплазмы

3. Цикл развития малярийного плазмодия

4. Цикл развития печеночного сосальщика

5. Цикл развития широкого лентеца

6. Цикл развития вооруженного цепня

7. Цикл развития лошадиной аскариды

8. Схема артериальных дуг (кровеносная система) рыбы, амфибии, рептилии, птицы и плацентарного млекопитающего


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

Для эффективной подготовки к лабораторно-практическим занятиям рекомендуется заполнение таблиц со сравнительной характеристикой изучаемых типов (или классов).

 

Таблица 1. Сравнительная характеристика одноклеточных животных

Таксон / признаки сравнения Тип Саркомастигофоры Sarcomastigophora Тип Апикомплексы Apicomplexa Тип Ресничные Ciliophora
Класс Саркодовые Sarcodina Класс Жгутиконосцы Mastigophora
Форма клеток        
Покровы        
Пищеварение        
Дыхание        
Циркуляция веществ в клетке        
Выделение продуктов обмена        
Размножение        
Взаимодействие со средой        

 

Таблица 2. Сравнительная характеристика кишечнополостных, плоских и круглых червей

  Тип Кишечнополостные Coelentherata Тип Плоские черви Plathelminthes Тип Круглые черви Nemathelminthes
Внешнее строение, размеры      
Покровы тела      
Скелет      
Мускулатура      
Пищеварительная система      
Система органов дыхания      
Полости тела      
Выделительная система      
Нервная система      
Органы чувств      
Органы размножения и способы размножения      

 

Таблица 3. Сравнительная характеристика кольчатых червей, членистоногих и моллюсков

  Тип Кольчатые черви Annelida Тип Членистоногие Arthropoda Тип Моллюски Mollusca
Внешнее строение, размеры      
Покровы тела      
Скелет      
Мускулатура      
Пищеварительная система      
Система органов дыхания      
Полости тела      
Выделительная система      
Нервная система      
Органы чувств      
Органы размноже-ния и способы раз-множения      

 

Таблица 4. Сравнительная характеристика классов типа Хордовые

  Подтип Бесчерепные Кл. Головохордовые Cephalochordata Подтип Оболочники Кл. Асцидии Ascidiae Подтип Позвоночные Vertebrata
Надкл. Рыбы Pisces Кл. Хрящевые и Костные рыбы Класс Земноводные Amphibia Класс Пресмыкающиеся Reptilia Класс Птицы Aves Класс Млекопитающие Mammalia
Внешнее строение, размеры              
Покровы тела              
Скелет              
Мускулатура              
Пищеварительная система              
Система органов дыхания              
Полости тела              
Выделительная система              
Нервная система              
Органы чувств              
Органы размноже-ния              

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Автогамия – форма полового процесса, при которой происходит слияние гаплоидных ядер амебоидных клеток, выходящих из спор и восстановление диплоидности ядер одноклеточного организма (например, у миксоспоридий – тип Cnidosporidia).

Амнион – оболочка, ограничивающая амниотическую полость, защищающая вместе с серозой (хорионом) развивающийся зародыш насекомых и некоторых позвоночных животных, относящихся к группе Amniota (рептилии, птицы, млекопитающие).

Амниоты – позвоночные животные с зародышевыми оболочками (амнионом, аллантоисом и хорионом). К амниотам относятся пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие.

Анамнии – позвоночные животные, не имеющие зародышевых оболочек (хрящевые и костные рыбы, земноводные).

Анизогамия – разногаметность, мужская гамета (микрогамета) мелкая, а женсакая (макрогамета) более крупная.

Артерия – кровеносный сосуд, несущий кровь от сердца к органам.

Ароморфоз – крупные адаптации, приводящие к повышению уровня организации систематической группы. Примером ароморфоза служит разделение венозного и артериального кровотока, постоянная температура тела у птиц и млекопитающих по сравнению с рептилиями.

Аутотрофное питание – питание, связанное со способность самостоятельного синтеза организмом органических веществ посредством фото- или хемосинтеза.

Бластопор – отверстие, соединяющее полость гаструлы (гастроцель) с внешней средой (первичный рот).

Бластоцель – полость зародыша на стадии бластулы со стенкой из одного слоя клеток.

Бластула – стадия зародыша (результат дробления), имеющая стенки из одного слоя клеток с внутренней полостью бластоцелем.

Вена – кровеносный сосуд, несущий венозную или артериальную кровь к сердцу.

Вторичная полость тела (целом) – полость тела с собственными клеточными стенками мезодермального происхождения.

Вторичноротые (Deuterostomia) – животные, у которых первичный рот (гастропор) перекрывается, на его месте прорывается новое отверстие, которое во взрослом состоянии становится анальным отверстием, а на противоположном конце зародыша образуется новое ротовое отверстие. К вторичноротым относятся типы иглокожих Echinodermata, полухордовых Hemichordata и хордовых Chordata.

Ганглий – скопления тел нервных клеток (нейронов).

Гаструла – зародыш в процессе дифференциации на зародышевые листки (эктодерму, энтодерму и мезодерму); процесс образования зародышевых листков называется гаструляцией.

Гемолимфа – жидкость, соответствующая по функциям крови (кольчатые черви, насекомые и др.), но по составу сходная с целомической жидкостью.

Генеративные клетки – половые клетки с гаплоидным набором хромосом.

Гетерогония – закономерная смена отличающихся друг от друга, но обязательно половых поколений (раздельнополого и гермафродитного; раздельнополого и партеногенетического; гермафродитного и партеногенетического). Например, у трематод в цикле развития наблюдается чередование гермафродитного и партеногенетического поколений. Значение гетерогамии состоит в увеличении числа зародышей, могущих попасть в окончательного хозяина.

Гетерономность – наличие у животных морфологически различающихся сегментов в разных отделах тела (например, у высших раков, насекомых).

Гетеротрофное питание – использование в пищу готовых органических веществ.

Гиподерма – эпидермальный слой, состоящий из однослойного эпителия (или синцития – продукта слияния первичного эпителия личинок).

Гирудин – вещество белковой природы, выделяемое слюнными железами пиявок, препятствующее свертыванию (коагуляции) крови жертвы.

Глаз фасетированный (сложный глаз) – глаза, состоящие из отдельных омматидиев (фотооптических сенсилл) с роговицей и хрустальным конусом, а также нескольких рецепторных клеток, воспринимающих свет. Каждый ооматидий насекомого воспринимает только перпендикулярно падающие лучи света, поэтому целостное изображение получается мозаичным (состоящим из отдельных частей).

Глотка – отдел пищеварительной системы, располагающийся за ротовой полостью. У хордовых в стенках глотки закладываются жаберные щели.

Глохидий – двустворчатые личинки пресноводных двустворчатых моллюсков (сем. Unionidae), например, у беззубки.

Гомойотермные животные – животные (птицы и млекопитающие), имеющие постоянную температуру тела. Температура тела не зависит от колебаний температуры окружающей среды.

Гомология – органы, имеющие одинаковое или различное строение, но связанные единством происхождения. Например, протонефридии и метанефридии развиваются из эктодермы и являются гомологичными выделительными органами.

Гомономность – наличие у животных морфологически сходных сегментов во всех отделах тела (например, у свободноживущих полихет).

Гонады – половые железы.

Дробление – процесс последовательных митотических или мейотического и митотических (зиготическая редукция у большинства одноклеточных) делений зиготы, конечным результатом которого является образование морулы.

Жизненный цикл – наличие у организма следующих друг за другом и закономерно повторяющихся стадий. Пример: у споровиков за стадией спорозоита следуют несколько стадий мерозоитов, затем – стадия гамонтов (образование микро- и макрогамонтов), далее – образование новых спорозоитов. Жизненный цикл организма непрерывен.

Зародышевые листки – эктодерма, энтодерма и мезодерма.

Зиготическая редукция – у некоторых одноклеточных организмов (жгутиконосцы, споровики) все стадии жизненного цикла (кроме зиготы) гаплоидные (n). При слиянии половых клеток и образовании диплоидной зиготы (2n) два первых деления будут мейотическими, после чего орган



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: