Малыш, начиная открывать мир, впитывает в себя потоки информации: с удовольствием гремит крышками, шуршит бумагой, лепит, строит, рисует...
Ребенку все интересно, каждая мелочь имеет для него значение. Листья на дереве из зеленых превратились в желтые — разве это не чудо? Мама провела карандашом по бумаге, и получилась картинка — настоящее волшебство! Полиэтиленовые пакеты так здорово шуршат, воду так интересно переливать, а пластилин — мять! Сенсорное исследование мира характерно именно для детей раннего возраста. Во время таких игр и занятий развиваются органы чувств малыша — в первую очередь зрение, слух и осязание, а также в некоторой степени обоняние и вкус.
Помните: чтобы малыш нормально развивался, мы должны обеспечить его самой разнообразной сенсорной информацией. Активность и любознательность ребенка необходимо всячески поддерживать! Давайте научимся некоторым играм, которые сумеют превратить мир крохи в волшебную сказку, подарят вам и малышу много радостных моментов.
Игры с крупами.
Игры с крупой — отличный способ помассировать пальчики и улучшить глазомер. У этого материала есть еще одно неоценимое достоинство — оказывать помощь детям с нарушениями речевого развития, а также малышам, которым трудно концентрировать свое внимание.
1. «Пальчиковый бассейн». Насыпьте крупу в глубокую миску или на столик или поднос и покажите малышу как можно водить ручками по крупе, пересыпать крупу, набирая ее в кулачки. Таким образом, можно начать знакомство с крупой. Например, с детьми в возрасте 1 года целесообразнее начинать игры с крупами с манки, так как она чистая, очень мелкая, и не страшно, если малыш её попробует. Подавиться сложно, в уши и нос засунуть, как скажем ядрицу гречихи не получиться. С 1,5 года можно играть гречкой, фасолью и рисом.
2. Высыпьте гречневую крупу в глубокую миску, опустите в нее руки и пошевелите пальцами, ощутите структуру крупы. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предложите ребенку присоединиться: „Где мои ручки? Спрятались! Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками — так приятно! А теперь потри ладошки одну о другую. Немножко колется, да?” В следующий раз используйте другие крупы
3. Наполните глубокую миску или тазик манкой бобами, макаронами, орехами и предложите малышу выбирать бобы, макароны, орехи из манки и собирать их в отдельную мисочку.
4. Покажите малышу, как можно пересыпать ложкой (чайной и большой) из одной миски в другую крупу (из пакета в миску), а потом можно попробовать тоже самое сделать руками.
5. Покажите малышу, как можно взять тремя пальцами небольшую горсть манки и сыпать ее на поднос или в какую-то емкость.
6. Предложите малышу искать клад в манке. Кладом могут быть: разноцветные бусины, пуговицы, игрушки, магнитики с холодильника, стеклянные камешки и т. д. Заполните емкость мелкой крупой и положите несколько небольших игрушек или крупных стеклянных камешков (или другие предметы) так, чтобы их было не видно. Пускай ребенок опустит руки в емкость и постарается найти в крупе, спрятанные там предметы.
7. «Игра с фасолью». Вам потребуются: сухая фасоль, пластиковая бутылка.Берите по одной фасолинке и опускайте их в бутылку. При этом считайте: «Одна фасолинка, две фасолинки и т. д.».Чтобы ребенку не было скучно, можно напевать песенку: «Мы фасолинки берем, их в бутылочку кладем.
Будет Ванечке игрушка — из фасоли погремушка».
8. «Рисование по крупе». Удобнее рисовать на подносе. Рисовать можно пальчиком или трубочкой от сока. Научите малыша встряхивать поднос, чтобы крупяная поверхность вновь стала ровной.
![]() |
![]() |
9. Можно предложить малышу не рисовать картинку, а выкладывать ее на столе при помощи различных сортов фасоли, чечевицы. Такая фасолевая мозаика очень поможет развить малышам их творческий потенциал.
10. Возьмите фасоль красную и белую (или разноцветные бусины) и ячейки из под яиц. Предложите ребенку положить в каждую ячейку по одной фасолинке определенного цвета. Ребенок должен выбрать фасоль нужного цвета, взять одну фасолинку тремя пальцами и положить ее в ячейку. Затем можно добавить в каждую ячейку по одной фасолинке другого цвета. Подобных вариантов с сортировкой разных мелких предметов можно придумать множество.
11. Насыпьте в кастрюлю горох, фасоль или любую крупную крупу. Пусть ребенок опустит туда руки и попробует замесить это как тесто - получится отличный массаж для детских ладошек.
Игры с водой
Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребенок,
это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Игры с водой один из самых приятных способов обучения
Игры с водой открывают широкие возможности для познавательного развития детей. Наливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием льда, малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами воды и разных предметов (теплый - холодный, тонет - плавает и др.)
1. «Купание игрушек». Предложите ребенку самому искупать свои игрушки в тазу с теплой водой или помыть игрушки. Дайте ему для этого все необходимое: таз, мыло, щетку, губку и полотенце. Если в воду добавить пеномоющее средство, то это занятие для ребенка станет более привлекательным.
2. Когда вы соберетесь стирать, привлеките к этому полезному делу и своего малыша, обеспечив его для этого всем необходимым. Пусть он рядом с вами в маленьком тазике постирает носовые платочки или кукольное платье, а затем, отжав, повесит их сушиться.
3. «Переливалочки». Покажите малышу, как можно переливать воду из одной емкости в другую. Для этого хорошо подойдет набор игрушечной посуды. Предложите ребенку угостить куклу «чаем», налив в чашку из чайничка водичку. Обратите внимание на то, что она не должна переливаться через край. С помощью маленькой губки (она должна быть мягкой и небольшой, чтобы помещаться в детской руке) можно переливать воду из одной посуды в другую. Для этого опускаем губку в миску с водой, ждем, когда она впитает в себя жидкость, и переносим ее в другую миску. Там выливаем воду, отжимая губку.
4. «Водяная мельница».
Еще одна любимая забава детей – водяная мельница. Возьмите ковшик с носиком, зачерпните воды покажите малышу, что лить надо, стараясь на центр лопасти
5. «Ловим шарики».
Вам понадобятся маленькое ситечко, 10 теннисных шариков,
миска. Предложите малышу выловить шарики при помощи ситечка и положить их в миску.
6. «Рыбалка». Приобретите в магазине игру, в которой пластмассовые рыбки с металлической серединкой ловятся магнитной удочкой. Если вам не удалось купить игру, то можно изготовить её самим, вырезав рыбок из тонкого пластика и надев на каждую из них по металлической канцелярской скрепке. Удочку тоже изготовить нетрудно, нужен лишь магнит.
Готовых рыбок бросьте в таз или прозрачную банку с водой. Пусть ребёнок ловит их удочкой, приговаривая: «Ловись, рыбка, большая и маленькая!» В ходе игры объясните ребёнку, почему рыбки притягиваются к магнитной удочке. А с самодельной удочки можно снять скрепку и продемонстрировать ребёнку, что рыбка перестала «ловиться».
7. Игра «Тёплый» или «Холодный». Необходимы игрушки двух видов, по две – три штуки каждого, желательно резиновые или пластиковые (например: утята, рыбки, кораблики, дельфины и небольшие мячики – красные, синие, желтые, белые). Взрослый наполняет одну ёмкость теплой водой, другую холодной и говорит малышу: «Утята любят купаться в холодной воде, а рыбки в теплой. Давай их искупаем». Малыш опускает утят в ёмкость с холодной водой, а рыбок в теплую воду. Тем самым мы учим ребенка не только свойствам предметов, но и учим определять разницу холодное – теплое.
8. Игра «Достань ракушку». На дно емкости с водой взрослый выкладывает несколько камешков, ракушек. Затем предлагает ребенку найти «клад». Для этого он выбирает очень красивый камень или ракушку, разглядывает их вместе с малышом. Затем камешек или ракушка опускаются на дно (глубину не больше 15-20 см), ребенок должен попытаться достать его, отыскав нужный предмет среди других камней и ракушек. Водный слой обычно затрудняет процесс доставания, поэтому взрослый может, немного помочь м