Цикл занятий по профилактике конфликтов в образовательной среде «Круги сообщества»




Пояснительная записка: В последнее время возросло количество запросов от представителей образовательных учреждений, родителей на разрешение конфликтных ситуаций внутри классов, между родителями. Циклзанятийпопрофилактикеконфликтоввобразовательнойсреде«Кругисообщества» направленнапрофилактикуилиразрешениеконфликтов, вкоторыевтянутыотчетырехиболеечеловек. Важнейшей особенностью Кругов является привлечение к обсуждению проблемы всех заинтересованных людей, чтообеспечиваетихактивноеучастиевпринятиирешенияиразделенииответственности заеговыполнение. «Круги заключаются невпредставленииилиуказываниинаправильноеилинеправильное, иливпостановкеотличногоспектакля. Ихрольневтом, чтобывыдать «нужныйответ» иужточнонезаставитьдругихпринятьнашуточкузрения. Их цельдаженезаставитьчеловекаизмениться. Всевышесказанное – этометодыманипулированияситуацией, чтобызадействоватьконтрольдляееизменения. Напротив, Круги стремятсядойтидосутинашегосуществования, исследуянашисердца, душуинашепредставлениеоправде, ивновьоткрытьнашижизненныеценности, которыепомогаютнампонять, какимимыхотимбыть».11ПранисК., СтюартБ., УеджМ. Кругипримирения: отпреступленияксообществу. М.: МООЦентр «Судебно-правоваяреформа», 2010.

2«Круги сообщества» – востребованнаявосстановительнаяпрограммадлявсехучастниковобразовательногопроцесса, таккакснимаетнегативныеэмоции, даетвозможностькаждомувысказатьсяибытьуслышанным, принятьрешения, которыебывсехустраивали, разделитьответственностьзапроисходящее. ВажнодоначалапроведенияКруговнапредварительнойвстречеболеечеткопроговариватьцелиКругаиработатьсожиданиямизаказчиков, привлекатьпсихологовшколдляучастиявтакихпрограммах, чтобызатемданныеспециалистымоглипроводитьсучащимисяэтихклассовкурсзанятийпоконструктивномуобщению, индивидуальныеконсультации. ЕслитемойКругаявляетсявзаимоотношениемеждуучащимися, тонеобходимо, чтобывэтомклассепослеКругапроводилисьзанятияпоконструктивномуобщениюсцельюзакрепитьположительныеизменения, произошедшиевовремяпроведенияКруга. Например, циклтренинговыхзанятийпообучениюнавыкамконструктивноговзаимодействия «Учусьобщаться» дляподростков 10 – 14 лет, разработанныйспециалистамиГБОУЦДиК «Коньково». Видеаленеобходимопровести «Кругсообщества» исродителямиучащихся.

3Циклзанятий, какправило, состоитизследующихэтапов: ВстречавсехучастниковвКругеимеетследующиефазы: ФазаДействия1. Созданиеосновдлядиалога - приветствие - церемонияоткрытия - раундзнакомства -достижениеконсенсусапоправиламКруга(ведущийи/илиучастники) - раундличныхисторий - благодарностьприсутствующим - объяснениецелиКруга2. Обсуждение - рассказыопереживаниях, чувствах, проблемахЭтапыФормыпроведенияЭтап 1: определениепригодностиВыборчленовСоветаКругаКруг-интервью, КруграссмотрениязаявкиЭтап 2: подготовкаучастниковквстречевКругеВстречисвозможнымиучастникамиКругаКруггруппыподдержкиЭтап 3: встречавсехучастниковвКругеКругпримиренияЭтап 4: поддержкавыполнениясоглашенияКругобсуждениярезультатовКруггруппыподдержки

4ситуации, проблем, интересовинамерений - определениепроблем, интересов, намерений, надежд - подведениеитогов3. Рассмотрениевозможныхвариантоврешенияситуацииипроблем, выявленныхвходевстречи- обсуждениевозможныхрешений (раунды) - созданиеусловийдлядостиженияконсенсусапопланудействий (ведущий) 4. ДостижениеконсенсусаиличувстваобщностиВКругеопределяются: - пунктысоглашенияилиобщейточкизрения(раунды) - следующиешаги (ведущий) 5. Закрытие - подведениеитогов: соглашение/ следующиешаги(ведущий) - завершающийобменмыслямиовстречевКруге(раунд) - церемониязакрытияОсновныеправилавстречивКруге:- уважатьсимволаслова; - говоритьотвсегосердца; - говоритьсуважением; - слушатьсуважением; - оставатьсявКругедоегозавершения; - соблюдатьконфиденциальность. КогдаведущиеобсуждаютправилавовремяподготовкииначалаработыКруга, имнеобходимообъяснитьучастникамсвоифункцииипопроситьКругпринятьправила, определяющиеихроль. ПриисполненииобязанностейведущегонеобходимаподдержкаКруга. Данныеобязанностивключаютпринятиеследующихрешений:

5 - когдаикакпрерватьчеловека; - когдаоткрытьКругикогдазакрытьего; - когдаобъявитьперерыв; - какиспользоватьсимволслова; - какнапоминатьучастникамонеобходимостипридерживатьсяпринятыхправил.ИспользованиесимволасловаСимволсловасоздаетпозитивнуюатмосферудляслушания, еслиучастникиследуютследующимправилам: - Символсловапередаетсятольководнусторону. Символсловапередаютводномнаправлениипокругу. Вобщинахбольшинствакоренныхнародовегопередаютпочасовойстрелке, следуядвижениюсолнца. Нельзябессистемнопередаватьсимволсловатуда - сюда, необходимапреемственностьвегопередачепокругу, чтодаетшансвысказатьсявсемучастникам. Такимобразом, создаетсяпривычкаслушатьдовыступленияипосленего. - Людивысказываютсятолькоссимволомсловавруках. Участникимогутговоритьтолькотогда, когдаунихврукахнаходитсясимволслова, заисключениемслучаев, когдаведущийрешитиначе (см. ниже). Соблюдаяэтоправило, участникиучатсятерпеливождатьсвоейочередивысказаться, осваиваянавыкислушания. Символслованеобязываетговорить. Егоможнопередатьдальше, невысказываясь, илипридержать, чтобыучастникиКругаимеливозможностьпомолчатьиподумать. Владениесимволомсловаможетсоздатьсильныеэмоции. КактолькосимволсловаобошелКругивернулсякведущему, ведущийможет: - подвестиитогсказанномувКругеиподнятьдругиевопросыдотого, каконпередастсимволсловадальше; - оставитьсимволсловаусебяипопроситьнекоторыхучастниковобъяснитькакие-томоментыилиответитьнаопределенныевопросы;

6 - передатьсимволсловадругомуучастникудляначалановогораундаКруга. Посколькучеловек, сидящийслеваотведущего, можетнеуютносебячувствовать, ведьемувсевремяпридетсяначинатьновыйраунд, ведущийможетпередатьсимволсловадругому. Нетнеобходимостивтом, чтобыраундыначиналодинитотжечеловек, носимволсловадолженвсегдапередаватьсяводномитомженаправлении; - оставитьсимволсловаусебяипредложитьлюбомуизКругавысказаться; - поместитьсимволсловавцентрКруга, чтобыегомогвзятьлюбойучастник, которыйхочетвысказаться, илиоткрытьсвободнуюдискуссию, дажебезиспользованиясимволаслова. ВсвободномдиалогеучастникивсежедолжнысоблюдатьправилаКруга, говоряискренне, суважениемипредоставляявремядлявысказываниядругим. Еслинесколькочеловекначинаютдоминироватьилиразговорначинаетприобретатьнегативныйоттенок, товведениесимволасловавдиалогвосстанавливаетравновесие.Необходимоеоборудование: доска, мелилифлипчарт, маркеры, бейджики. Важно, чтобыпомещениебылопросторное, таккакучастникисадятсявформекруга. Учебно-тематическийпланциклазанятийпопрофилактикеконфликтоввобразовательнойсреде «Кругисообщества»NoТемазанятияКол. часов1.Рассмотрениезаявки. ОпределениечленовсоветаКругаиразработкатем, обсуждаемыхвдальнейшемна «Кругесообщества» 2 2.Проведение «Кругасообщества» 3 3. РефлексиясчленамисоветаКругапроведеннойвстречи2 Итого: 7Основныетемыдля «Кругасообщества» учащихся:1.Качество, котороеяценювсебе, вдругих.

72.Мойидеалкласса. 3.Чтояготовделать, чтобы мой класс стал лучше (приблизился к идеалу). 4.Отзывовстрече. Основные темы для «Круга сообщества» родителей: 1.Мояжизненнаяценностьикакяеепередаюсвоемуребенку. 2.Какмоемуребенкуживетсявклассе. 3.Что я, как родитель, готов делать, чтобывклассебылаболеедоброжелательнаяатмосфера. 4.Отзывовстрече. Основныетемыдля «Кругасообщества» поконфликтнойситуации: 1.Чтонеобходимодляконструктивногодиалога? 2.КакВывидитесложившуюсяситуацию? 3.КакойвыходВывидитеичтоготовыдляэтогоделать? 4.Отзывовстрече. Списоклитературы1.Библиотекаобщественногоцентра «Судебно-правоваяреформа» https://www.sprc.ru/library.html. 2.ЗерХ. Восстановительноеправосудие: новыйвзгляднапреступлениеинаказание. - М.: МООЦентр «Судебно-правоваяреформа», 1998. – 328 с. 3.Карманнаякнижкаведущеговосстановительныхпрограмм. - М., 2004.4.ПранисК., СтюартБ., УеджМ. Кругипримирения: отпреступленияксообществу. М.: МООЦентр «Судебно-правоваяреформа», 2010. – 240 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: