Круг Ньютона
Смешение двух близких по спектру цветов дает цвет промежуточный между ними.
- Смешение красного и зеленого, оранжевого и синего, желтого и фиолетового дает цвет, близкий к белому.
- Смешение фиолетового и красного цвета дает пурпурные цвета, которых нет в спектре.
· · Таким образом, множество цветов оказалось не только непрерывным, но и замкнутым.
· · Смешение не близких по спектру цветов всегда ведет к потере насыщенности, к подмеси белого (серого).
· Сумму двух цветов можно смешать с третьим цветом. Эффект смешения не будет зависеть от того, как составлен каждый из смешиваемых цветов. При смешении каждый цвет как бы он ни был сложен, рассматривается как простой цвет -точка цветового круга. Ньютон понял, что можно выбрать три спектральных цвета, смешение которых в разных количествах может дать все или почти все цвета цветового круга. Такой цветовой триадой принято теперь считать триаду - красный, зеленый, синий. Красный, зеленый и синий называют основными цветами ньютоновской цветовой системы.
Теперь эта триада носит название трехканальной цветовой модели RGB (от английского Red-Green-Blue, Красный-Зеленый-Синий). В Web-е применяется именно эта модель описания цвета
·
Круг Р.адамса
Адамс сформулировал основные принципы цветовой гармонии следующим образом:
1. В гармонии должны быть по крайней мере первоначальные элементы многообразия цветовой области: красный, желтый и синий. Будь они неразличимы, как это было бы в черном, сером или белом цвете, то было бы единство без многообразия.
2. Многообразие тонов достигается также через разнообразие светлого и темного.
3. Тона должны находиться в равновесии таким образом, чтобы ни один из них не выделялся. 4. В больших комбинациях цвета должны по порядку следовать друг за другом так, чтобы естественная связь по степени их родства имела место, как в спектре или радуге.
|
5. Чистые краски следует применять экономно из-за их яркости и лишь в тех частях, на которые глаз в первую очередь должен быть направлен.
Теория гармоничных цветовых сочетаний Адамса имела ценность для практики живописи и в некоторых своих элементах органично влилась в последующие учения о цветовой гармонии. В настоящее время цветовой аккордеон Адамса, как техническое приспособление, не используется.
Система А.Манселла
Колориметрическая система Манселла — цветовое пространство, разработанное профессором Альбертом Манселлом в начале XX века. Цвет в нем описывается с помощью трех чисел — цветового тона, значения (светлоты) и хромы (насыщенности)[1].
Цветовой круг В.Оствальда
В начале XX века немецким ученым Оствальдом была предложена цветовая система, предполагающая 8 цветовых тонов с четырьмя базовыми цветами: желтый, ультрамариновый синий, красный и цвет морской волны (зеленый). Эти цвета далее делятся, образуя цветовой круг из 24 цветов – цветовой круг Оствальда. Кроме того Оствальд в своем круге выделяет гармоничные сочетания цветов: диады, триады и квадриады. В более полной объемной цветовой модели Оствальд ввел изменение светлоты от белого к черному и насыщенности цвета от чистого цвета к серому.
М.Матюшина
В.Шугаева
Система В.Козлова