ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ИКАО
Высшим органом ИКАО, в котором могут быть представлены на равных основаниях все государства - члены ИКАО, является Ассамблея государств - членов ИКАО. Созывается один раз в три года. При возникновении необходимости по рекомендации Совета ИКАО, или по требованию не менее 1/5 членов организации могут быть созваны чрезвычайные сессии Ассамблеи ИКАО. Каждое Договаривающееся государство имеет право на один голос, и решения Ассамблеи принимаются большинством поданных голосов, если иное не предусмотрено Конвенцией. На своих сессиях Ассамблея подробно рассматривает проделанную Организацией работу в технической, экономической, юридической областях и в области технического сотрудничества, а также дает руководящие указания другим органам ИКАО относительно их будущей деятельности.
Функции Ассамблеи заключаются в определении направления деятельности ИКАО в области международной аэронавигации и международного воздушного транспорта:
1.Избирать Совет ИКАО, рассматривать отчеты, принимать соответствующие действия.
2.Определять шкалу взносов стран - членов ИКАО в бюджет организации.
3.Утверждать бюджет ИКАО.
4.Рассматривать и одобрять предложения о внесении поправок в Чикагскую конвенцию.
Взнос государств - членов ИКАО рассчитывается следующим образом:
Взнос100% = К1(75%) + К2(25%),
где:
К1 = (Национальный доход государства) / (Национальный доход всех стран ИКАО),
К2 = (Налет государства по МВЛ) / (Налет всех стран ИКАО по МВЛ).
Min...Max взнос = 0,06%...25% от национального дохода.
Совет ИКАО - исполнительный орган организации, обеспечивающий непрерывность деятельности организации в промежутках между сессиями Ассамблеи. Совет является постоянным органом и несёт ответственность перед высшим органом ИКАО за свою деятельность. Выполняет функции:
1.Выполнение решений Ассамблеи и представление отчета о своей работе.
2.Избрание Генерального секретаря и руководящих сотрудников.
3.Распоряжение деньгами организации.
4.Утверждение международных стандартов и рекомендаций, внесение их в приложения к Конвенции.
5.Осуществление регистрации международных авиационных соглашений.
6.Осуществление арбитражных функций при регулировании разногласий между государствами - членами ИКАО.
Он состоит из представителей 36 Договаривающихся государств, избираемых Ассамблеей на трехлетний период. При выборах обеспечивается надлежащее представительство государств, играющих ведущую роль в воздушном транспорте; государств, не включенных на ином основании, которые вносят наибольший вклад в предоставление средств и обслуживание для международной гражданской авиации; и государств, не включенных на ином основании, назначение которых обеспечивает представительство в Совете всех основных географических районов мира.
Совет и его вспомогательные органы обеспечивают постоянное руководство работой Организации. Одной из основных функций Совета является принятие Международных стандартов и Рекомендуемой практики (SARP) и оформление их в качестве Приложений к Конвенции о международной гражданской авиации. Совет может выступать в качестве арбитра между Договаривающимися государствами по вопросам, касающимся авиации и применения Конвенции; он может расследовать любую ситуацию, при которой могут возникать устранимые препятствия для развития международной аэронавигации, и, в общем, он может предпринимать такие действия, которые могут оказаться необходимыми для обеспечения безопасности и регулярности эксплуатации международного воздушного транспорта.
Стандарт представляет собой техническое требование, единообразное применение которого необходимо для обеспечения безопасности или регулярности международной гражданской аэронавигации и который Договаривающиеся государства выполняют в соответствии с Конвенцией. Рекомендуемая практика представляет собой техническое требование, единообразное применение которого считается желательным для обеспечения безопасности, регулярности и эффективности международной гражданской аэронавигации. Подробные Стандарты и Рекомендуемая практика ИКАО изложены в 18 Приложениях к Чикагской конвенции, которые охватывают все аспекты деятельности международной гражданской авиации.
Совет наделен полномочиями для окончательного принятия Стандартов и Рекомендуемой практики и утверждения Правил аэронавигационного обслуживания (PANS), но основным органом, занимающимся их разработкой, является Аэронавигационная комиссия ИКАО. Комиссия состоит из 15 членов, которые обладают квалификацией и опытом в научной и практической областях, связанных с авиацией. Члены Комиссии назначаются Договаривающимися государствами и утверждаются Советом. Они действуют в рамках своей персональной экспертной компетентности, а не как представители назначивших их сторон. Комиссии оказывают помощь небольшие группы экспертов, назначаемые Договаривающимися государствами и международными организациями и утверждаемые Комиссией.
Секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем, состоит из пяти основных подразделений: Аэронавигационного управления, Авиатранспортного управления, Управления технического сотрудничества, Юридического управления и Административного управления. Чтобы работа Секретариата отражала действительно международный подход, работающие в нем специалисты набираются на широкой географической основе.
ИКАО работает в тесном сотрудничестве с другими специализированными учреждениями Организации Объединенных Наций, такими, как Международная морская организация, Международный союз электросвязи и Всемирная метеорологическая организация. Во многих совещаниях, проводимых ИКАО, принимают также участие Международная ассоциация воздушного транспорта, Международный совет аэропортов, Международная федерация ассоциаций линейных пилотов и другие международные организации.
СТРАТЕГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
Действующая с 1944 года Конвенция доказала свою способность служить достаточно гибкой структурой, которая позволяет ИКАО успешно выполнять возложенные на нее обязанности. Однако в наши дни международная гражданская авиация сталкивается с серьезными проблемами. Возникла настоятельная необходимость в том, чтобы ИКАО адаптировалась в рамках Конвенции к таким быстро изменяющимся условиям, как:
· глобализация и транснационализация рынков и коммерческой деятельности;
· возникновение региональных и субрегиональных торговых и регламентирующих объединений;
· коммерциализация государственных поставщиков обслуживания;
· диверсификация фискальных мер с учетом бюджетных потребностей;
· либерализация экономического регулирования;
· возможное уклонение от соблюдения нормативных актов в области обеспечения безопасности полетов (а также актов в области трудовых отношений, конкуренции и других актов), в результате стирания границ между секторами и нечеткого определения обязанностей соответствующих полномочных органов;
· признание существования экологических проблем и принятие мер по их устранению;
· появление новых технологий;
· достижение предельных физических возможностей инфраструктуры.
Стратегический план действий, принятый Советом ИКАО 7 февраля 1997 года и обновленный 7 июня 2004 года, призван стать инструментом практической реализации перспектив, намеченных в Чикаго основателями ИКАО, перед лицом этих и других проблем и гарантией принятия Организацией в предстоящие годы мер по решению стоящих перед ней задач и удовлетворения Организацией соответствующих потребностей всех ее Договаривающихся государств.
Цель Стратегического плана действий заключается в дальнейшем повышении уровня безопасности полетов, авиационной безопасности, эффективности международной гражданской авиации и содействии реализации принципов, заложенных в Конвенции о международной гражданской авиации. Он предопределяет программу работы, соответствующие приоритеты и бюджетную деятельность Организации. Этот план постоянно пересматривается в целях учета изменяющихся потребностей государств в условиях непрерывных перемен.
К настоящему времени ИКАО объединяет 185 государств, являясь одной из самых авторитетных, эффективных и представительных международных организаций.
Динамичное развитие мировой гражданской авиации, сопровождающееся удвоением объема авиаперевозок за каждое десятилетие, при неизменных показателях безопасности полетов неизбежно ведет к существенному росту абсолютного количества авиационных происшествий, что вызывает серьезную обеспокоенность мирового авиационного сообщества. В целях обеспечения значительного снижения частоты авиапроисшествий в мире ИКАО разработан и принят к внедрению Глобальный план обеспечения безопасности полетов.
В соответствии с данным планом ИКАО приступила к реализации всемирной универсальной программы контроля за обеспечением безопасности полетов, которая предусматривает проведение, начиная с 1 января 1999 года, силами экспертов ИКАО регулярных, обязательных, систематических и единообразных проверок организации контроля за обеспечением безопасности полетов в государствах-членах ИКАО.
В области аэронавигации принята к реализации концепция ИКАО по будущим аэронавигационным системам, предусматривающая решение проблемы перегруженности воздушного пространства при одновременном повышении безопасности полетов и снижении эксплуатационных затрат авиакомпаний. Осуществляется процесс внедрения систем связи, навигации, наблюдения и организации воздушного движения на основе спутниковых технологий с использованием российской навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС и аналогичной американской системы GSP.
Разработаны стандарты ИКАО, направленные на внедрение новых бортовых и наземных систем, повышающих уровень безопасности полетов, а также использование глобальной спутниковой навигационной системы для обеспечения заходов на посадку.
Усилия ИКАО в области экономики воздушного транспорта сконцентрированы на сборе статистических данных и разработке кратко-, средне- и долгосрочных прогнозов развития гражданской авиации, как на мировом, так и на региональном уровнях.
В области защиты окружающей среды от воздействия авиации внимание ИКАО сконцентрировано на проблемах авиашума на местности и эмиссии авиадвигателями вредных веществ.
КОНВЕНЦИИ
В области авиационной безопасности создаются конвенции, начиная с 1963 года. Это Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, подписанная в Токио.
1970 год - Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов.
1971 год - Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации.
1988 год - Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий конвенцию 1971 года.
Например, государства – участники Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, подписанная в Монреале 23 сентября 1971 года, считают, что незаконные акты, направленные против безопасности гражданской авиации, угрожают безопасности лиц и имущества, серьезно нарушают воздушное сообщение и подрывают веру народов мира в безопасность гражданской авиации, что наличие таких актов вызывает серьезную озабоченность, а также, что в целях предотвращения таких актов имеется настоятельная необходимость обеспечить принятие соответствующих мер для наказания преступников. Было рассмотрено и принято 15 статей, в удостоверение чего представители, должным образом уполномоченные своими Правительствами, подписали настоящую Конвенцию, в трех подлинных экземплярах, каждый на русском, английском, испанском и французском языках, причем все тексты являются аутентичными.
ЛИТЕРАТУРА
1. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://www.zakroma.narod.ru/
2. Сакач Р.В., Зубков Б.В. и др. Безопасность полетов. - М.: Транспорт, 1989
3. Поляков П.М. МУ по выполнению лабораторных работ по дисциплине Безопасность полетов. - М.: РИО МГТУ ГА, 1997
4. Сакач Р.В., Гугель А.А. Методические указания по проведению лабораторных работ №1,2 по дисциплине Безопасность полетов. - М.: РИО МИИГА, 1988
5. Руководство по обучению в области человеческого фактора. Doc. 9683-AN/950. Издание 1-е. - Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Монреаль, 1998.
6. Грязное В. С. Международные авиаперевозки (Правовые вопросы). М., 1982.
7. Малеев Ю. Н. Международное воздушное право: Вопросы теории и практики. М., 1986.
8. Мезенцев А. В. Современные международно-правовые вопросы управления воздушным движением // Московский журнал международного права. 1997. 2.