Политико-правовое учение Марка Туллия Цицерона




Тема 4. Политико-правовые учения в Древнем Риме

 

Дальнейшее развитие политико-правовая мысль получает в Древнем Риме. Огромное влияние на формирование идей, воззрений римских мыслителей, юристов оказали достижения греческих мыслителей.

 

Политико-правовая мысль в Древнем Риме развивалась в условиях острой борьбы различных слоев населения: патрициев и плебеев; нобилитета (представителей патрициев и богатых плебеев) и неимущих; оптиматов (приверженцев верхов общества) и популяров (сторонников свободных низов); свободных и рабов.

 

Развитие права и правовой мысли в Древнем Риме привело к формированию юриспруденции как отдельной науки.

 

На ранней стадии развития римской правовой мысли право, согласно господствовавшим религиозным представлениям, выступало как нечто богоданное и обозначалось термином fas. В отличие от fas светское, человеческое право получило наименование jus, под которым стали понимать право вообще, охватывающее как право естественное (jus naturale), так и позитивное (положительное) право - обычное право, закон (lex), эдикты магистратов, решения сената (сенатусконсульты), право юристов, установления принцепсов, конституции императоров.

 

Самым известным памятником римского права является Свод Юстиниана (Corpus juris civilis) (529-533 гг. н.э.), послуживший основным источником последующей рецепции римского права в средние века и Новое время в целом ряде европейских стран.

 

Политико-правовое учение Марка Туллия Цицерона

(106-43 гг. до н.э.)

 

Взгляды Марка Туллия Цицерона, знаменитого римского оратора, политического деятеля и мыслителя изложены в систематическом виде в его основных сочинениях: "О государстве", "О законах", "Об обязанностях".

 

Цицерон был современником эпохи кризиса древнеримского государства: восстания Спартака (74-71 гг. до н.э.), I триумвирата (Цезарь, Помпей, Красс - сер. 60-х гг. до н.э.), после убийства Цезаря - II триумвирата (Октавиан, Антоний, Лепид). После образования II триумвирата Антоний добился внесения Цицерона в проскрипционные списки, а в 43 г. до н.э. Цицерон был обезглавлен без суда.

 

В учении о государстве и праве Цицерон исходит из обобщения взглядов предшественников, особенно Платона, Аристотеля, Полибия и стоиков. Но Цицерон является не только последователем учений греческих философов. Он вводит такие новые и не известные греческим философам юридические понятия, как «определение», «прогресс», «гражданин», «государство».

 

В вопросе о происхождении государства Цицерон учитывает взгляды Аристотеля и Эпикура. Он поддерживает точку зрения Аристотеля, согласно которой человек является существом общественным и разумным, склонным общаться с себе подобными. Следовательно, человеку свойственно врожденное стремление к общению, а значит, - способность понять условия, которые нужно соблюдать.

 

Влияние Аристотеля заметно и в трактовке Цицероном роли семьи как первоначальной ячейки общества, от которой постепенно происходит переход к более крупным объединениям (союзам) - государству. Для того чтобы государство действовало, жило, нужно, по его мнению, заключить общественный договор, соблюдать который обязаны все граждане.

 

Положения стоика Панетия также были учтены Цицероном. Он отмечает изначальную связь государства и собственности и подчеркивает, что причиной возникновения государства является охрана собственности. Нарушение неприкосновенности государственной и частной собственности Цицерон считает осквернением и нарушением справедливости и права.

 

Цицерон дает определение понятия государства: «Государство есть достояние народа» (Est … res publika res populi).1 Иными словами, он определяет государство как дело народное, как достояние (вещь) народное, т.е. он дает определение государства вообще. Но народом он считает не всякое множество (не любое соединение) людей, а только то «соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов.2 Следовательно, только такое соединение людей, которое основано на общности права и на общей пользе он признает народом. Таким образом, Цицерон отделяет народ от толпы.

 

Общественные договор, по мнению Цицерона, - это согласие в понимании права (в вопросах права) и общего интереса. Исходя из данного определения, можно заключить, что государство, по Цицерону, - это правовой союз, правовое общение. Именно такое понимание государства позволяет причислить Цицерона к основоположникам идеи правового государства. Он впервые заложил правовой принцип: «Под действие закона должны подпадать все»3, а не только некоторые, избранные граждане.

 

Цицерон полагал, что государство основано на идее справедливости. Он не соглашался с теми, кто считал, что государство основано на насилии. Он утверждал, что там, где власть основана на произволе и насилии, там вообще нет государства.

 

В решении вопроса о формах государства у Цицерона нет полной ясности. С одной стороны, он разделяет взгляды Полибия, отдавая предпочтение смешанной форме государства. С другой стороны, он явно предпочитает всем формам монархию.

 

К правильным формам государства он относит: монархию (царскую власть – власть одного), аристократию (власть оптиматов - нескольких, выборных) и демократию (власть народа - всех). Монархия, по его мнению, является лучшей из простых форм государства.

 

В основе всех правильных форм государства лежит один критерий - право.

 

Все эти простые формы (виды) государства являются несовершенными, но все же терпимыми. Каждая форма имеет свои достоинства и недостатки.

 

Но наилучшей формой государства он считает смешанную форму. Благоволением своим, подчеркивает Цицерон, нас привлекают к себе цари, мудростью - оптиматы, свободой - народы

 

В такой форме государства сословия соединяются на основе согласия. Желательно, чтобы в государстве было нечто выдающееся и царственное, чтобы одна часть власти была уделена и вручена авторитету первенствующих людей, а некоторые дела были предоставлены суждению и воле народа, пишет Цицерон. Важнейшим достоинством такого государства он считает его прочность и правовое равенство его граждан.

 

Элементы царской власти (консулы), аристократии (сенат), демократии (народное собрание) обязательно должны присутствовать в такой форме государства. Необходимо еще одно условие, чтобы это государство было прочным - его географическое положение. Такое государство, по мнению Цицерона, уже существовало в Риме (в прошлом). Им была Римская республика.

 

К неправильным формам государства Цицерон относит: тиранию, олигархию, охлократию, которые выродились из правильных форм. Эти уродливые формы, полагает Цицерон, уже не являются формами государства, поскольку в них отсутствует само государство, которое понимается Цицероном как общее дело и достояние народа. В нем отсутствуют также общие интересы и общеобязательное для всех право.

 

Основой правового учения Цицерона стало различение права и закона. Он выделяет естественные законы и позитивные. Естественный закон – это «нечто извечное, правящее миром благодаря мудрости своих повелений и запретов».4 И дальше продолжает: «Законы были придуманы ради блага граждан, целостности государств и спокойной и счастливой жизни людей»5. Вместе с тем есть законы позитивные, которые принимаются людьми и которые должны соответствовать этим естественным законам. Если они не соответствуют естественным законам, то такие позитивные установления, по его мнению, вообще нельзя называть законами. Цицерон подчеркивает, что «народ не должен называть законом любое, даже пагубное постановление, если народ таковое принял».6

 

Цицерон считал справедливым социальное расслоение и неравенство в общественно-политических отношениях. Демократическое равенство он признавал несправедливым и полагал, что рабство обусловлено самой природой, которая дает лучшим владычество над слабыми для их же пользы.

 

Но вместе с тем Цицерон признавал за рабами определенные права, а именно, чтобы рабами, согласно природе, владели справедливо. Таким образом, он видит в рабе "наемника", от которого можно требовать сделанной работы и предоставлять ему то, что нужно. Такое определение раба отличается от определения, данного Аристотелем (раб – говорящее орудие), и в то же время такое понимание резко расходится с представлениями софистов, полагающих, что все по природе равны друг другу.

 

Положения Цицерона о формах государства, о смешанном правлении, о государстве как деле народа и правовом сообществе, о естественном праве, о гражданине как субъекте права и государства привлекали внимание многих мыслителей прошлого и находятся в центре внимания многих современных исследователей.

2. Политико-правовые воззрения римских юристов

 

В общественно-политической жизни Древнего Рима видное место занимали римские юристы, которые пользовались большим почетом. К ним обращались за консультациями не только частные, но и должностные лица, вплоть до самих императоров.

 

При Августе наиболее выдающиеся юристы получили привилегию, в силу которой их разъяснения стали обязательными для всех судей по соответствующим делам (jus respondendi). Юристы нередко занимали ответственные посты. Так, например, Ульпиан и Папиниан были префектами претория, т.е. первыми лицами после императора.

 

Своего расцвета римская юриспруденция достигла во времена принципата (I-III вв. н.э.), когда римское государство находилось в зените своего могущества.

 

Начало светской римской юриспруденции связано с именами Гнея Флавия и Тиберия Корункания. Гней Флавий похитил у жрецов и опубликовал сборник юридических формул, а Тиберий Корунканий положил начало публичному обучению юриспруденции.

 

Деятельность римских юристов состояла, в первую очередь, в практической деятельности, которая осуществлялась в трех формах:

respondere – ответы на юридические вопросы частных лиц;

 

cavere – сообщение нужных формул и помощь при заключении сделок;

 

agere – сообщение формул для ведения дел в суде.

 

 

Римские юристы, помимо решения большого количества практических вопросов, пытались дать ответы на основные вопросы общей теории права. Они разработали понятие о лицах и статусах физических лиц, а также о частной собственности, обязательствах, основах семейного и наследственного права и пр.

 

Правда, следует отметить, что среди римских юристов не было единства взглядов, а имелись разногласия в решении ряда вопросов.

 

В определении сущности права они так же, как и Цицерон, были последователями стоической философии и поэтому еще не проводили четкой границы между правом и нравственностью и отождествляли их с законами природы. Отсутствие границ между правом и нравственностью видно, например, в определении права Цельса, который подчеркивал, что «право есть наука о добром и справедливом».7

 

Римские юристы выделяли в праве три сферы: право естественное (jus naturale), право народов (jus gentium) и право цивильное (jus civile).

 

Естественное право, по их представлениям, - это совокупность правил, которые вытекают из природы всего сущего и определяют поведение не только людей, но и животных. К его установлениям относятся также брак, семья, воспитание детей.

 

Право народов определялось как совокупность правил, которые естественный разум установил у всех народов и которые являются общими у всех людей. Право народов приобретает значение универсального, почти общечеловеческого права, применяемого ко всем участникам торгового оборота, независимо от национальности. Такое понимание "права народов" вполне соответствовало тому расширению товарно-денежного хозяйства, которое наблюдалось в этот период времени.

 

Гермогениан полагал, что «этим правом народов введена война, разделение народов, основание царств, разделение имуществ, установление границ полей, построение зданий, торговля, купли и продажи, наймы, обязательства за исключением тех, которые введены в силу цивильного права».8

 

Цивильным правом римские юристы называли положительное право, которое установлено у того или иного народа, и считали, что это право называется по имени того государства, в котором оно действует. «Собственным правом государства» называет его Гай.9

 

Римские юристы пытались также дать определение юридической нормы, классификацию источников права, установить различие понятий субъективного и объективного права.

 

По определению Павла, норма (regula) - сокращенное определение того или иного положения вещей. Он утверждает, что не право образуется из норм, а наоборот, нормы образуются из существующего права.

 

Попытки дать классификацию юридических норм встречаются у оратора Квинтилиана и юриста Модестина.

 

Классификацию источников цивильного права дает Папиниан. По его мнению, цивильное право «происходит из законов, плебисцитов, сенатусконсультов, декретов принцепсов, мнений мудрецов».10 Закон же, по его мнению, «есть общее (для всех) предписание, решение опытных людей, обуздание преступлений, совершаемых умышленно или по неведению, общее (для всех граждан) обещание государства».11

 

У римских юристов были выработаны понятия субъекта права (persona), правоспособности (caput), физического и юридического лица. Правда, последнее понималось ими как фикция. Особых успехов достигли сделали римские юристы в разработке важнейших понятий в области частного права.

 

Ульпиан первый ясно выразил идею разделения права на публичное и частное.12

 

Особенно остро в римской юриспруденции стоял вопрос о рабстве. Юрист Гай заявлял, что основное деление людей при решении вопроса о лицах (субъектах права) состоит в том, что одни являются свободными, а другие - рабами. Он считал такое деление незыблемым, и не подвергал никакому сомнению причисление рабов к категории вещей.

 

Но в решении и этого основного вопроса у римских юристов не было единства. Разногласия, возникшие в их среде, были, видимо, вызваны кризисом самого института рабства, начавшимся еще в I в. н.э. Даже сторонники рабовладения начинают подвергать критике воззрения, оправдывающие причисление рабов к вещам.

 

Один из крупнейших представителей стоической философии, воспитатель императора Нерона - Сенека считает, что рабы - такие же люди, хотя и не предлагает ликвидировать рабство. Юрист Ульпиан подобно Гаю, причислял рабов к вещам, хотя считал, что по естественному праву все люди рождаются свободными. Рабство существует только по "праву народов".

 

Утверждение монархического строя в Древнем Риме потребовало юридического обоснования данного факта.

 

Гай, будучи сторонником неограниченной власти римских императоров, вполне оправдывает тот факт, что римские императоры узурпировали право издавать законы под видом издания конституций. Он заявляет, что никогда не было сомнения в праве императора издавать конституции, которым придавалась сила закона, так как сам император получил свои полномочия в силу закона.

 

Ульпиан дает еще более точное истолкование этих полномочий и подчеркивает, что принцепс вообще не связан законами: «Принцепс свободен от (соблюдения) законов».13

 

На данные положения ссылались средневековые юристы (легисты), советники королей и германских императоров, чтобы обосновать притязания последних на абсолютную власть.

 

Римские юристы внесли ценный вклад в юридическую науку, в разработку ряда вопросов общей теории права и особенно теории гражданского права.

 

Особую историческую и теоретическую значимость их труды приобрели в эпоху рецепции римского права западно-европейскими правовыми системами. Многие современные понятия, термины восходят к римскому праву, к разработкам римских авторов и римских юристов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: