ПОЗИТИВИЗМ И ЕГО РАЗНОВИДНОСТИ.




ПОЗИТИВИЗМ – направление в философии, основанное в 30-40-е гг. XIX века французским философом Огюстом Контом (не путить с Имануилом Кантом основателем немецкой классической философии!!!). Конт изложил свои взгляды в книге «Курс позитивной философии».

Основные положения позитивизма можно свести к следующему: -человеческий дух проходит в своём развитии три стадии – религиозную, философскую и научную (позитивную); - философия должна опираться на достоверное научное знание; - традиционные философские понятия и проблемы должны быть отвергнуты по той причине, что их невозможно проверить и применить на практике, невозможно доказать их достоверность; -наука, опирающаяся на достоверное знание, сама себе философия; - научное знание – это знание позитивное (положительное), полскольку оно является проверяемым, достоверным и заключает в себе возможность практического использования.

Основными формами развития позитивизма считают, собственно, сам классический позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер); махизм (или эмпириокритицизм – Э. Мах, Р. Авенариус); неопозитивизм (Б. Рассел, Л. Витгенштейн, Р. Карнап); постпозитивизм (К.Р. Поппер, Т.Кун, П. Фейерабенд).

МАХИЗИМ (ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ) – данное направление позитивизма сводило философию лишь к теории познания и стремилось построить теоретическую модель процесса познания. В центре стоит идеалистически истолкованное понятие опыты. Отсюда происходит и само название – эмпириокритицизм (т.е. критика опытом). Но сам опыт рассматривается не как отражение объективного мира, а как внутренний мир сознания, человеческих переживаний, возникающих независимо от влияния внешнего мира. Эмпириокритицизм стремился доказать, будто реально существуют лишь ощущения, а всё иное – их комплексы. Для этого мировоззрения пространство, время, закономерность есть субъективные формы упорядочения ощущений, полностью лишённые какого бы то ни было объективного содержания. Субъект и объект определяются эмпириокритицизмом как элементы самого сознания. Отрицается достоверность человеческих знаний, способность науки познавать объективную истину. Пределом науки становится «чистое описание» фактов чувственного восприятия, к которым приспосабливается мысль.

НЕОПОЗИТИВИЗМ – основные проблемы, которые рассматривает данное направление, можно свести к следующему: - анализ научного знания; - проблема отграничения научного знания от ненаучного; - проблема развития, изменения научного знания; - проблема достоверности, истинности научных теорий; - проблема языка науки.

Предмет философии в неопозитивизме: деятельность по анализу научного знания, языка науки (основные идеи были сформированы в Венском кружке (1930 – 1940 гг.), куда входили М. Шлик, Р. Карнап, Б. Рассел, Л. Витгенштейн).

Основной принцип неопозитивизма – принцип верификации (проверки знания опытным путём). А философские проблемы такую проверку пройти не могут и, следовательно, должны быть отброшены как псевдопроблемы. Лишь то знание, которое находит фактическое подтверждение, является опытно проверяемы и следует признать достоверным, научным.

Однако реальная верификация оказалась делом сложным и, по сути, невозможным. В научных теориях оказалось слишком много философских, абстрактных положений, которые невозможно было проверить опытным путём, невозможно было свести к фактам прямо и непосредственно. А если эти положения убрать из научных теорий, то рушилась и сама теория. Поэтому неопозитивизм фактически зашёл в тупик.

Выход был предложен Л. Витгенштейном (основателем лингвистической философии). Он заявил, что всё дело в языке. Необходима «терапия» языка науки и философии. Философия и должна стать деятельностью по «очищению» языка.

ПОСТПОЗИТИВИЗМ обсуждал следующие проблемы: - демаркация (разграничение)научного и ненаучного знания; - исследование не структуры, а развития научного знания; - поиск средств верификации научных теорий; - проблема регулярностей, причин развития науки и научного знания; - как возникает новая теория; - возможно ли понимание между сторонниками альтернативных теорий; - проблема рациональности в науке.

Центральный принцип постпозитивизма – принцип фальсификации, сформулированный К.Р. Поппером. Его суть: теория верна, если она подтверждается фактами (если факты, вытекающие из данной теории верны). Но должны существовать факты и опровергающие теорию, не согласующиеся с ней. Если таких фактов нет, то это не научная теория, а святое писание, которое всегда и везде истинно. А в науке абсолютно достоверного знания нет и не может быть. Поэтому теория должна быть фальсифицируема. Таким образом, научность определяется не абсолютной достоверностью, а опровергаемостью опытом. Если нет фактов опровергающих теорию, то данная теория не является научной.

 

ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭПИСТИМОЛОГИЯ – направление в эпистимологии (разделе философии, исследующем проблемы познания), которое исследует познание как момент эволюции живой природы и её продукт. Основная задача данного направления – очертить иерархию познавательных процессов на различных биологических уровнях, объяснить свойства и механизмы развития человеческого познания в эволюционном ключе, в частности построить на этой основе теорию эволюции науки. Общим для всех вариантов эволюционной эпистимологии является использование концептуального аппарата теории органической эволюции, а также подчёркивание сходства механизмов развития, действующих в живой природе и в познании. Здесь явно проявляется стремление обнаружить сходные черты в познавательной активности животных и человека (опосредованность, подверженность ошибкам, креативность), а также универсальные механизмы развития знания как процесса выдвижения инноваций и их последующего отбора.

Представители: Кэмпбелл, Поппер, Лоренц, Тулмин, Холтон, Пеппер, Джилски.

 

ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ – область философского исследования техники и технологий. Формируется в 60-е гг. ХХ века. В данной отрасли философского знания исследуются: - техника, её развитие, закономерности, аспекты функционирования; - техническое знание, специфика, процессы интеграции, регулярности взаимодействия, методологические аспекты; - техносфера и перспективы её развития; - вопросы взаимодействия науки и техники; - вопросы нравственных проблем техники и общества; - вопросы эстетики и техники, технической эстетики; - проблемы взаимодействия техники и культуры.

К сферам основных направлений исследования техники относятся: -техника и бытие; -техника и социокультурный мир; - техника и человек; - техника и природа; - техника и познание.

Техника: а)совокупность инструментов, агрегатов, машин, орудий, аппаратов и т.п.; б)мастерство, умение, навыки; в)совокупность артефактов (искусственно созданных объектов).

Смысл техники заключается в освобождении человека от власти природы, стихийных сил, в достижении практических целей. Техника есть средство, способ решения задач.

Пишут (и этого нельзя полностью отрицать) и о демоническом, разрушающем влиянии техники на человека и природу. Действительно, техника заключает в себе такую возможность.

Большое значение в исследованиях техники получила идея «технологического детерминизма» - методологической установки, которая определяющим фактором социально-экономического развития общества полагает технику и технологию, влияющих на изменение социальных структур, отношений, ценностей, социальной коммуникации. Данная установка легла в основу концепций индустриального, постиндустриального, технотронного, информационного общества (работы Гэлбрейта, Рибейро, Бжезинского, Тоффлера). На эту же установку опирается идея технократии – установления власти технических специалистов, составляющих фундамент всей «техноструктуры» общества. «Техноструктура» становится отправной точкой принятия решений в дальнейшем движении общества.

В интерпретации техники доминируют три подхода: натуралистический (склонность человека к технике обусловлена генетически и технические артефакты необходимы для освобождения от враждебных сил природы); волевой (техника есть власть, техническая воля к власти означает возможность господства и управления человека человеком); рациональный (от интеллекта, разума зависит совершенствование техники).

Основные тенденции в развитии техники: - усиление синтеза и интеграции технического и фундаментального знания; - синтез множества технологий в создании технических систем; - унификация узлов, деталей технических систем в плане их заменимости; - усиление эстетических параметров; - постоянное совершенствование материалов, их качеств; - стремительное развитие информационных технологий; - развитие автоматов и робототехники; - развитие высоких технологий; - развитие и совершенствование источников энергии; - развитие технологий для улучшения здоровья и увеличение продолжительности жизни человека.

Методологические проблемы технического знания: - природа и специфика технического знания; - взаимодействие технического и гуманитарного знания; - тенденции и регулярности развития технического знания; - знаковые формы и принципы организации технического знания; - влияние технического знания на мировоззрение.

Утрата технического знания, мастерства, технологий означает социально-экономическую деградацию общества. Например, если в современном обществе будут утрачены информационные технологии, информационная техника, это вызовет анархию хаос в общении, в управлении, в системах жизненного обеспечения и защиты общества.

Информационная техника уже пронизывает всю социальную деятельность и составляет основу всех сфер общества. Информационные технологии стремительно развиваются. В зависимости от задач информационно-технические системы и устройства принимают самые разнообразные виды и функции: робототехнические, программные, адаптивные, интеллектуальные, информационно-поисковые, экспертные системы, системы автоматизированного проектирования.

Информационные технологии существенно меняют характер общения, быт, деятельность каждого человека современного общества.

Представители: Капп, Дессауэр, Рапп, Эллюль, Ортега-и-Гассет, Шпенглер, Энгельмейер, Хайдеггер, Мемфорд (вёл термин «мегамашина»).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: