Содержание
Введение
1 Институт трудового стажа в условиях пенсионной реформы
2 Виды трудового стажа
2.1 Общие положения
2.2 Страховой стаж
2.3 Непрерывный трудовой стаж
2.4 Специальный трудовой стаж
Заключение
Список литературы
Введение
Переход к рыночным отношениям в Российской Федерации обусловил необходимость проведения пенсионной реформы в целях адаптирования пенсионных отношений к условиям рыночной экономики.
12 декабря 1993 года на всенародном голосовании была принята Конституция Российской Федерации[1], в статье 7 которой определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В развитие данной конституционной нормы в рамках пенсионной реформы принят целый пакет федеральных законов, посвященных регламентированию пенсионных отношений.
В рамках этих законов резко снизилась значимость такого правового института как трудовой стаж. Правильно это или нет – ответит дальнейшая практика. Однако, как видно из списка литературы категория трудового стажа как правового института явно обделена вниманием исследователей.
Исходя из изложенного, тема исследования института трудового стажа представляется актуальной.
|
Учитывая специфику данной темы, работа является в основном обобщением целого спектра нормативных актов, в которых содержатся нормы о трудовом стаже.
Институт трудового стажа в условиях пенсионной реформы
Основной Закон РФ - Конституция РФ закрепляет как основное направление социальной защиты государства, так и гарантию реализации права граждан на социальное обеспечение по возрасту, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца государственной пенсией и социальными пособиями.
Структура новой пенсионной системы определила перечень первоочередных законов по пенсионной реформе, предметам их правового регулирования.
Подготовка пенсионной реформы началась 1 апреля 1996 г., когда был принят Федеральный закон N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования"[2], вступивший в действие 1 января 1997 г.
Согласно этому Закону работодатели обязаны зарегистрировать в органах Пенсионного фонда РФ каждого работника и оформить ему страховое пенсионное свидетельство. На основании предоставленных данных работникам присваивается пожизненный индивидуальный номер и заводится персональный лицевой счет. На этом счете учитываются все перечисленные страховые взносы и страховые периоды трудовой и иной деятельности, а также суммы заработка за каждый месяц страхового стажа. Право на пенсию стало напрямую зависеть от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и от точного исполнения требований Закона о персонифицированном учете.
Основные направления пенсионной реформы в Российской Федерации отражены в Программе пенсионной реформы в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 20 мая 1998 г. N 463[3]:
|
· совершенствование обязательного (государственного) страхования, индивидуального персонифицированного учета;
· развитие добровольного дополнительного пенсионного страхования;
· создание профессиональных пенсионных систем.
Пенсионная система Российской Федерации включает в себя три подсистемы:
· государственную (обязательную);
· негосударственную (необязательную);
· смешанную.
Основная задача Программы пенсионной реформы - изменение формулы расчета трудовой пенсии и формирование ее на основе трех составных частей:
· базовой (фиксированной части);
· страховой (дифференцированной части, которая зависит от результатов труда человека);
· накопительной (части, выплачиваемой в пределах сумм, отраженных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица).
Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулируется Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"[4]. В этом Законе определены тарифы страховых взносов. Они зависят от пола и возраста сотрудника, размера его годового дохода.
С 1 января 2002 г. Закон РФ от 20 ноября 1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации утратил силу. Основополагающими законодательными актами, которые устанавливают нормы и условия нового пенсионного обеспечения, являются следующие:
|
· Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"[5];
· Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";
· Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" [6].
Дополнительное пенсионное страхование и обеспечение регулируется Федеральным законом от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах"[7], Законом РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации"[8]. Действуют и другие ранее принятые нормативные правовые акты.
Закрепление права граждан на пенсию происходит и в региональных актах, социально-партнерских соглашениях, коллективных и трудовых договорах. В них могут устанавливаться дополнительные основания пенсионного обеспечения для отдельных категорий работников, увеличиваться размеры пенсий по сравнению с федеральными актами.
В пенсионном праве дифференциация законодательства на общее и специальное имеет свои особенности. К основаниям дифференциации объективного характера можно отнести половой признак, условия труда и природно-климатические условия, в которых осуществлялась деятельность гражданина, степень утраты трудоспособности, наличие иждивенцев, многодетность женщины или наличие у нее ребенка-инвалида, проживание на зараженных радиацией территориях или участие в ликвидации последствий аварий, связанных с радиационным загрязнением.
Наряду с объективными основаниями дифференциации в последнее время получили развитие субъективные основания в зависимости от социального положения гражданина.
Приняты законодательные акты, касающиеся льготного пенсионного обеспечения военнослужащих, государственных служащих, работников органов и учреждений прокуратуры, работников налоговой полиции и таможенной службы, т.е. параллельно развивается и система специального законодательства, устанавливающего льготные пенсии, и она существенно отличается от общей условиями и нормами пенсионного обеспечения, в которых существенное место занимает институт трудового стажа.
Виды трудового стажа
Общие положения
Трудовой стаж - это продолжительность трудовой или иной общественно полезной деятельности, исчисляемая в установленном порядке и порождающая определенные правовые последствия (назначение пенсий, пособий, установление льгот).
Трудовая деятельность - это время, в течение которого работник выполнял определенную трудовую функцию у конкретного работодателя на основании заключенного между ними трудового договора, или договора подряда, или договора поручения, но при одном условии: в период работы определенного лица в качестве подрядчика или исполнителя организация-работодатель уплачивает за него страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Иная общественно полезная деятельность - это прохождение военной службы, время участия в оплачиваемых общественных работах, периоды ухода одного из родителей за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
По целевому назначению различают четыре вида трудового стажа:
· общий;
· специальный;
· непрерывный;
Традиционное выделение различных видов трудового стажа ставится напрямую со специфическими юридическими фактами, с возникновением которых законодатель связывает те или иные виды социального обеспечения[9].
Так, общий трудовой стаж определяется как суммарная продолжительность работы по трудовому договору, иной общественно-полезной деятельности и других периодов, указанных в законе, независимо от перерывов. При этом общий трудовой стаж является юридически значимым обстоятельством в сложном составе, порождающем возникновение или изменение правоотношений в связи с назначением трудовых пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, а также некоторых других правоотношений в социальном обеспечении.
Специальный трудовой стаж – уже из самого определения понятно, что законодатель ведет речь о специфической работе. Под специальным трудовым стажем понимается продолжительность работы в определенных условиях труда (тяжелых, вредных и т.п.), на определенных должностях, в определенных природно-климатических районах страны, на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению и других периодов, с которыми связано льготное (или по особым правилам) обеспечение трудовыми пенсиями.
Непрерывный трудовой стаж - это продолжительность последней непрерывной работы, иной общественно-полезной деятельности и других периодов, указанных в законе.
Общий стаж - это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, учитываемая в календарном порядке (п. 4 ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ), используется при назначении пенсии по старости, по инвалидности, в случае потери кормильца.
Специальный стаж - это продолжительность работы в определенных условиях труда, должностях, природно-климатических условиях независимо от перерывов в трудовой деятельности, принимается во внимание при назначении пенсий на льготных основаниях и дает право выхода на пенсию раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста (п. 1 ст. 27, п. 1 ст. 28 Федерального закона N 173-ФЗ).
Непрерывный стаж - это продолжительность последнего периода непрерывной работы, иной общественно полезной деятельности (п. 1 Постановления Кабинета министров СССР от 1 июля 1991 г. N 432 "Об изменении и признании утратившими силу решений Правительства СССР по вопросам занятости населения"[10]), кроме случаев, когда трудовой стаж прерывается, а когда остается непрерывным. Используется для исчисления размера пособия по временной нетрудоспособности.
Страховой стаж - это суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица, в течение которых за него уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Стаж государственной службы - выслуга лет федеральных государственных служащих за периоды службы (работы) в должностях, определяемых Президентом РФ.
Таким образом, трудовой стаж – это важный институт в праве социального обеспечения, влияющий на порядок начисления пенсий и других социальных выплат.
Страховой стаж
По новому законодательству условием для назначения трудовой пенсии по старости наряду с достижением установленного возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет является наличие страхового стажа продолжительностью не менее пяти лет (п. 2 ст. 7 Федерального закона N 173-ФЗ).
При полном отсутствии страхового стажа как такового устанавливаются государственные пенсии.
Согласно Федеральному закону N 173-ФЗ - это время фактической работы и (или) иной деятельности, в течение которого страхователем уплачивались за работника страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, или иная общественно полезная деятельность (при условии, что ей предшествовали и (или) за ней следовали периоды фактической работы и иной деятельности, в течение которых страхователем уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ), а именно:
· период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы;
· период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
· период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
· период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
· период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
· период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.
Исчисление трудового стажа производится в календарном порядке. При совпадении по времени нескольких периодов трудовой или иной деятельности учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за назначением пенсии.
В организациях и на предприятиях вопросами учета стажа занимается отдел кадров или управление персоналом на основании трудовой книжки и льготной справки, если работник имеет право на досрочную пенсию.
Неполный общий трудовой стаж рассчитывается следующим образом: если имеющийся по состоянию на 1 января 2002 г. общий трудовой стаж застрахованного лица составляет менее 25 лет у мужчин и менее 20 лет у женщин, то величина расчетного пенсионного капитала определяется исходя из расчетного размера трудовой пенсии при полном общем трудовом стаже, т.е. стажевый коэффициент полагается равным СК = 0,55.
Затем полученная величина расчетного пенсионного капитала умножается на отношение числа месяцев фактически имеющегося трудового стажа (СТ) по состоянию на 1 января 2002 г. к числу месяцев полного общего трудового стажа (СТполн).
Расчетный пенсионный капитал при неполном общем трудовом стаже:
ПК = (0,55 x ЗР / ЗП x СЗП + повышения - БЧ) x Т x СТ / СТполн.
При этом необходимо обратить внимание, что требуемый полный стаж СТполн различается для мужчин (25 лет, или 300 месяцев) и женщин (20 лет, или 240 месяцев).
При назначении пенсии по старости в возрасте 60 лет (мужчины) и 55 лет (женщины) у застрахованных лиц в ближайшие годы будет иметься продолжительность стажа по состоянию на 1 января 2002 г. 25 - 35 лет, т.е. больше требуемого.
В период до 2013 г. определение "стартового" пенсионного капитала производится одновременно с назначением трудовой пенсии. Величина капитала определяется "обратным" счетом из расчетного размера пенсии по состоянию на 1 января 2002 г. с учетом стажевого коэффициента и отношения заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в стране:
· при наличии общего трудового стажа у мужчин 25 лет и более, у женщин 20 лет и более по состоянию на 1 января 2002 г. стажевый коэффициент определяется в размере 0,55 и увеличивается на 0,01 за каждый полный год стажа сверх указанного, но не более чем на 0,20;
· отношение заработков учитывается в размере не свыше 1,2, а для лиц, проживавших на 1 января 2002 г. на Крайнем Севере, - в более высоком размере в зависимости от районного коэффициента - не свыше 1,4 - 1,9;
· при имеющемся стаже на 1 января 2002 г. менее требуемой продолжительности расчетный пенсионный капитал определяется с использованием стажевого коэффициента 0,55 с последующим умножением капитала на соотношение имеющегося стажа и требуемого;
· при назначении пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца величина капитала подлежит умножению на отношение нормативной продолжительности стажа инвалида или умершего кормильца и 180 месяцев.
При определении расчетного пенсионного капитала используется тот же ожидаемый период выплаты трудовой пенсии, что и при расчете ее страховой части.
В общий трудовой стаж в целях конвертации приобретенных пенсионных прав в капитал не включаются следующие периоды:
· обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре, интернатуре;
· пребывание граждан, проживавших в районах, временно оккупированных неприятелем в период Великой Отечественной войны, в возрасте 16 лет и старше на оккупированной территории СССР или других государств, а также на территории государств, находившихся в состоянии войны с СССР;
· нахождение в фашистских концлагерях в период Великой Отечественной войны;
· проживание в г. Ленинграде в период его блокады (с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г.);
· уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, престарелым, нуждающимся в постоянном уходе по заключению лечебного учреждения;
· уход неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения;
· уход родителей и иных законных представителей за ВИЧ-инфицированными несовершеннолетними детьми;
· проживание жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудоустроиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства;
· проживание за границей жен (мужей) работников советских (российских) учреждений и международных организаций.
Существует порядок представления страхователями сведений о включаемых в трудовой (страховой) стаж периодах работы и (или) иной деятельности, которые приобретены всеми работающими у них застрахованными лицами до их регистрации в системе обязательного страхования.
Сведения о включаемых в трудовой (страховой) стаж периодах работы и (или) иной деятельности, приобретенных застрахованными лицами до их регистрации в системе обязательного пенсионного страхования (далее - сведения о трудовом (страховом) стаже), представляются в целях осуществления оценки пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Страхователи с 1 августа 2003 г. до 1 июля 2004 г. в сроки, согласованные с территориальными органами, представляют сведения о трудовом (страховом) стаже на всех работающих у них застрахованных лиц по трудовым договорам, договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, авторским и лицензионным договорам за исключением застрахованных лиц - получателей трудовых пенсий по старости и инвалидности.
Копии сведений о трудовом (страховом) стаже, представленных в территориальный орган страхователем, хранятся у страхователя в соответствии с правилами, установленными для хранения документов бухгалтерского учета и отчетности.
Застрахованные лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, и застрахованные лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, представляют сведения о трудовом (страховом) стаже в том же порядке, что и юридические лица, но предъявляют первичные документы, подтверждающие эти сведения.
Копии сведений о трудовом (страховом) стаже, представленных в территориальный орган застрахованными лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, хранятся у этих лиц.
Застрахованные лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, и неработающие застрахованные лица представляют сведения о трудовом (страховом) стаже в том же порядке в территориальный орган лично по месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации.
Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день страховой стаж – это самый важный вид трудового стажа в праве социального обеспечения, т.к. он влияет на начисление трудовой пенсии, которая является самым распространенным видом социального обеспечения.
Далее будут рассмотрены основные виды трудового стажа, от которых напрямую зависит порядок предоставления социального обеспечения.