Глава 1. Глазовыдавливающее тэсудзи.




Казань 2003

 

ВВЕДЕНИЕ.

В этой книге мы намерены изучить известную как тэсудзи технику игры, которая встречается во всех стадиях игры. Крепкая схватка на основе тэсудзи, скомбинированная с хорошим видением всей доски, является основой для совершенствования игры.

Тэсудзи можно определить как мастерскую игру, которая в локальной ситуации позволяет игроку наиболее эффективно использовать свои камни. С другой стороны такая игра может дать полное преимущество над неэффективно используемыми камнями противника.

Возможность применения такой игры может возникнуть в любой момент партии. При изучении дзёсэки можно встретить много тэсудзи. Хорошее йосэ невозможно без знания йосэ-тэсудзи Постоянно встречаются тэсудзи и в середине партии. Поэтому, каждому игроку, желающему достичь больших успехов в Го, рекомендуется много часов посвящать их изучению.

Существует три вида слабостей в конфигурации камней противника. Это - точки разрезания, плохие формы и критические точки иккэн-тоби, кэйма,

никкэн-тоби, огэйма. Решение любого тэсудзи базируется на двух слабостях. Атакуя первую слабость, мы получаем дополнительные камни в сэнтэ с тем, чтобы провести матовую атаку второй слабости.

Нужно правильно и быстро (с одного взгляда) находить первый ход, который определяется исходя из слабостей формы. Очень важно просчитать все варианты тэсудзи. Также важно это сделать как можно быстрее. Все тэсудзи по трудности могут быть разбиты на три группы: А, В и С. Тэсудзи трудности С - самые простые. Это- 1-5 форсированных ходов. Тэсудзи трудности В – это 5-15 форсированных ходов. Тэсудзи трудности А - самые сложные. Это - тэсудзи трудности С или В, затем идут форсированные ходы, затем снова тэсудзи С или В, затем форсированные ходы и т.д.. Кроме того, тэсудзи трудности А может включать в себя рассмотрение всей доски. Это позволит из огромного числа различных вариантов тэсудзи выбрать правильный вариант в зависимости от ранее выставленных камней.

 

 

Одно дело решать задачи по задачнику, совсем другое дело находить и решать задачи во время партии. Если вы долго по времени решаете задачи, то наверняка в партии вы пройдете мимо тэсудзи. С этой целью существуют примерные нормативы для решения задач различной трудности: С - до 10 сек., В - до 30 сек., А - до 120 сек.. Если вы укладываетесь в эти нормативы, то у вас хорошее комбинационное зрение. Если не укладываетесь, то надо совершенствоваться. И в этом вам поможет данная книга.

Ноябрь 2003

Казань Заслуженный тренер России Валерий Шикшин, 4дан

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Словарь терминов Го……………………………………………….1

Глава 1. Глазовыдавливающее тэсудзи...............................…….. 3

Глава 2. Диагональное тэсудзи.....................................................35

Глава 3. Кири-тигаи тэсудзи.......................................................... 53

Глава 4. Угловой тэсудзи...............................................................67

Глава 5. Кадо-тоби тэсудзи........................................................... 81

Глава 6. Цукэ, Тоби-цукэ, Хасами, Хасами-цукэ тэсудзи...........93

Глава 7. Цукэ-коси тэсудзи......................................................... 131

Глава 8. Ватари тэсудзи............................................................... 158

Глава 9. Ватари-нозоки тэсудзи................................................ 174

Глава 10. Варикоми тэсудзи......................................................… 178

Глава 11. Атэкоми тэсудзи.............................................................185

Глава 12. Косуми (на 2-й линии) тэсудзи................................…. 188

Глава 13. Иппон-кири тэсудзи.................................................….. 191

Глава 14. Цукэ-косуми тэсудзи...............................................….. 197

Глава 15. Ниданбанэ тэсудзи.....................................................….199

Глава 16. Различные виды тэсудзи............................................… 201

Глава 17. Косуми тэсудзи...........................................…………….219

 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ГО.

 

Адзи - слабость в позиции противника

Атари - угроза снятия камней

Боси - накрывающий ход

Варикоми - вбивание клина

Ватари - соедтнение снизу

Гуката - плохая форма

Готэ - последний ход в локальной стычке,

противоположен сентэ

Гэта - тесудзи на захват камня или группы камней в сеть

Дамэ - степень свободы, нейтральный пункт,

неимеющий ценности

Дамэзумари - нехватка степеней свободы

Дзёсэки - определенная серия ходов, обычно

ограниченная углом

Йосэ - заключительная стадия игры

Йосэ -миру - пробный ход

Иккэн - интервал через один пункт

Кири - разрезание

Кадо - угловой, угол

Какари - атака на одиночный угловой камень

Какэ - атакующий ход, сыгранный диагонально

над камнем противника

Какэ-цуги - диагональное соединение

Кэйма - связь между двумя камнями, подобная ходу

Кикаси - вынуждающий ход, требующий ответа

Кири-тигаи - перекресное разрезание

Ко - повторяемая ситуация, в которой черный и белый один камень попеременно находятся в атари, причем снять камень нельзя, пока не будет сделан ход в другом месте доски (ко-удар)

Косуми - диагональный ход

Магари - крючкообразный ход, поворот

Миаи - связанные пункты, когда один из них занимает игрок, другой пункт должен занять его оппонент и наоборот

Мойо - большая будущая территория, мешок

Ноби - удлинение на один камень вдоль линии

Ниданбанэ - двойное ханэ

Никкэнтакабасами - высокие ножницы через два пункта

Нозоки - ход, угрожающий разрезанием

Осаэ - блокирующий ход

Оси - продвижение вдоль линии на камень противника

 

 

Огэйма - большой коневой ход

Оки - занятие пункта внутри группы противника

Поннуки - глазная форма из четырех камней

Сэнтэ - иметь право выбора, где играть следующий ход. Противоположен готэ

Сагари - строгое опускание к краю доски

Сабаки - последовательность ходов, позволяющая получить легкую эластичную форму

Сибори - тактика, при которой игрок заставляет своего оппонента снять несколько пожертвованных камней и тем самым получить некоторое преимущество

Симари - окружение угла двумя камнями

Сичо - загоняющая форма, напоминающая лестницу, которая заканчивается снятием преследуемых камней

Субэри - ход, который сыгран под камни противника

Сэки - патовое положение между двумя группами

Сэмэай - состязание в заедании

Така - высокий

Такамоку - пункт 5-4

Тэсудзи - в локальной ситуации наиболее полезный ход

Тоби - прыжок или убегающий ход

Тэнуки - игра в другом месте доски, игнорирующая последний ход противника

Тюбан - стадия середины игры

Утикоми - вторжение

Фусэки - начальная стадия игры

Ханэ - диагональный ход, сыгранный на камень противника

Хазама - два камня, разделенные по диагонали одним пунктом

Хасами (басами) - ножницы, клещевая атака

Хасами - цукэ - зажим

Хики - оттягивание назад

Хоси - любая и девяти точек на доске, отмеченных жирной точкой

Хорикоми - жертва камня с целью уменьшения степеней

Цуги - соединение

Цумэ - расширение и блокирование или предохранение от расширения противника

Цумэ - го - проблема жизни и смерти

Цукэ - прилипание

Цукэ - атари - удар по вражескому камню

Цукэ - коси - прилипание в пояс кэймы

 

Глава 1. Глазовыдавливающее тэсудзи.

Ч.1 – тэсудзи, выдавливающее глаза. Без черного камня оно невозможно. Ходы в пункты “а”,”b” и “c” не могут принести белым ни одного очка.

 

Здесь приведен один из основных приемов атаки. После ходов1-7 форму не восстановить. Соответственно, ход в пункт 1 дает белым два глаза.

 

Простой пример. Белый 1 – тэсудзи. Если белые ход 1 играют в пункт “a”, то ч.1,б.”b” и формы как не бывало.

 

Задача 1. Ход черных.

 

Черный 1 – тэсудзи, согласованное с черным камнем. Если вместо хода 2 белые сыграют в пункт “a”, то они сразу потеряют форму. На б.2 последуют сжатие ч.3, удлинение б.4, вбивание клина ч.5 и слабость пункта “a” прикрыть невозможно.

 

 

Если б.4 на предыдущей диа. Сыграть в 1, то черные сыграют 2, б.3, ч. атари 4, б. 5, и после ч.6 белые не могут дать атари в пункте “a” из-за дамэзумари.

Игрок, уровня 5-1 кю должен видеть глазовыдавливающий тэсудзи с первого взгляда.

 

 

Ход белых в пункт “a” создает правильную форму. Если белые играют 1, то в результате последовательности ходов 2-8 белые теряют форму.

 

 

Задача 2. Ход черных.

 

 

 

Черный 1 создает правильную форму. Если вместо 1 черные играют в пункт “a”, то белый

“b” – сильный ответ.

 

 

 

 

 

Задача 3. Ход черных.

 

 

Черный 1 создает верную форму.

 

 

Если белые играют атари 1, то надо немного уступить ходами 2-7. Укрепление черных стоит больше, чем отданный камень.

 

 

Если черные играют 1, то б.2 – тэсудзи. Последуют ходы ч.3, б.4 и форма черных потеряна. Ч.5. Кроме того, угроза атаки белых справа остается.

 

 

Задача 4. Ход белых.

 

 

Эта позиция похожа на позицию задачи 3. Белый 1 не создает формы. Черные играют тэсудзи 2 и после б.5 черные увеличивают свою плотность в центре.

 

 

Задача 5. Ход белых.

 

Чуть измененная позиция, но смысл тот же. Белый 1 создает правильную форму, в отличии от хода белых в пункт “a”.

 

Задача 6. Ход черных.

 

 

В этой позиции два белых камня спастись не могут.Ч.1 – тэсудзи. Запомните прекрасный ход ч.3. Если - б.2, то после ч.9 все черные камни захвачены. Если вместо 3 черные сыграют в 6, то белые сыграют в пункт “a” и спасутся.

 

 

Задача 7. Ход белых.

 

Чтобы трем белым камням убежать, надо играть иккэн-тоби 1 и далее играть до б.5.

 

 

Если белые играют 1 сюда, то это будет ошибкой из-за тэсудзи черных 1. Кстати, ч.2 сейчас хорошо согласуется с черным камнем. Далее, белые вынуждены сыграть 3, черные играют на голову 4 и жизнь белых камней становится неясной.

 

Если белые в ответ на ход черных 2 сыграют 3, то они сразу гибнут ударом черных под форовую точку на стороне.

 

 

Задача 8. Ход черных.

 

При ходе черных этот угол мертв. Ч.1 – тэсудзи, согласованное с камнем .. После ч.3 благодаря камню у белых нет хода в пункт “а”. Это – важный для практики вид тэсудзи. Его вариации вы увидите на многих примерах.

 

 

Задача 9. Ход черных.

 

 

Ч.1 – тэсудзи. Этот ход должен быть виден с первого взгляда. После ч.7 белые не могут играть в пункт “a” из-за дамэзумари, поэтому они убиты.

 

Задача 10. Ход черных.

 

 

Ч.1 – тэсудзи. Вновь обратите внимание на положение черного камня.. После ч.3 – белые мертвы. Если б.2 играть в 3, то ход черных в пункт “a” убивает белых.

 

Если черные играют 1 сюда, то последуют ходы белых 2 и 4 и белые выживают.

 

 

Задача 11. Ход черных.

 

Черные, используя тэсудзи 1, выживают

на нижней стороне к ходу ч.9.

 

 

 

Если на ч.1 белые играют 2 сюда, то последуют ходы 3-7, в результате которых черные соединяются.

 

 

-

 

Задача 12. Ход черных.

 

 

Опять черный 1 – тэсудзи. У белых 2 и 4 являются единственными ходами, обеспечивающими белым жизнь.

 

Если белые играют 2 сюда, то после 3-7 белые гибнут в углу.

 

 

Задача 13. Ход белых.

 

Б.1 – неправильная защита. Черные играют 2 и белые вынуждены защитится ходом 3. После ч.6 в углу осталось “плохое” адзи.

 

Задача 14. Ход черных.

 

 

Ч.1 – глазовыдавливающий тэсудзи. К ходу ч.13 два белых камня в углу гибнут.

 

 

Задача 15. Ход черных.

 

В результате последовательности ходов 1-12 черные выдолбили приличный кусок территории у белых. Б.2 в ответ на ч.1 – единственный ход.

 

 

Задача 16. Ход черных.

 

Двойное ханэ 1 – тэсудзи. Если белые играют в пункт “a”, то черные ответят в пункт “b”.

 

 

Если черные играют ход 1 сюда, то белые соединяются ходом 2.

 

 

Задача 17. Ход черных.

 

 

На первый взгляд позиция белых выглядит плотной, но это заблуждение. Черные начинают с тэсудзи 1. Если белые отвечают 2, то ч.3 – вновь тэсудзи. После ч.5 белая группа поплыла по течению.

 

Задача 18.

 

 

Изучив предыдущую задачу, вы легко найдете правильное продолжение и здесь.

Ч.1 – тэсудзи. Сейчас у белых нет хорошего ответа.

Если вместо 1 черные играют в пункт “a”, то белые строят форму ходом в 1.После хода 7 черные имеют миаи пунктов “a” и “b”. Белые разгромлены.

 

Если белые отвечают на ч.1 ходом 2 сюда, то в результате ходов 3-5 вся их группа попадает под страшную атаку.

 

Задача 19.Ход черных.

Куда в этой позиции, взятой из форовой партии, играть черным?

 

 

Диа. А.

Самое простое - это сыграть комбинацию 1-7 и заесть четыре белых камня. Однако, белые, сыграв ход 8, тут же вернут свои потери на нижней стороне.

 

 

В ответ на ч.1 белым не следует играть 2 сюда. После ходов 3-9 у белых возникают проблемы с выживанием.

 

 

Ч.1 – тэсудзи. Б.2 – лучший ответ. Затем ч.3 создает угрозу хода в пункт “a”. После хода 16 белые вынуждены отдать семь камней на верху или два белых камня справа.

 

Если на ч.1 белые играют 2 сюда, то после ч.5 у белых остается очень мало территории на краю доски. Посчитайте, какой из вариантов лучше, но оба они значительно хуже варианта на диа.А.

 

 

Задача 20. Ход белых.

 

 

Б.1 – глазовыдавливающий тэсудзи, который вновь сыгран по диагонали через один пункт от камня. Черным нельзя на б.1 отвечать ходом 2, так как к ходу б.17 черный угол гибнет.

 

 

Если вместо б.15 на предыдущей диа. сыграть 1, то после 2-10 возникают сэки.

 

 

В ответ на б.1 черный 2 – правильный ход. Черные после ходов 3-6 отдают три камня, но получают жизнь.

 

 

Б.1 – грубый ход. После ходов 2-4 черные спасают все свои камни.

 

Задача 21. Ход белых.

 

 

По аналогии с предыдущей задачей б.1 – тэсудзи, который приводит к захвату двух черных камней, либо к разрушению территории черных на краю доски.

 

Если на б.1 черные спасают два камня, то после 2-9 они остаются без территории.

 

1-9 – грубые ходы. Черные, применив известное тэсудзи “молот”, сильно прижимают противника к краю доски.

 

 

Задача 22. Ход белых.

 

Из-за дамэзумари черных гибнут два черных камня. Взятие разрезающих камней – большой успех белых.

 

 

Задача 23. Ход черных.

 

Ч.3 – тэсудзи. К ходу 5 черные добиваются большого успеха.

 

Если черные играют 1 сюда, то после ходов

2 -6 они ничего не получают на краю доски, кроме двух белых камней. Ясно, что это им не интересно.

 

 

Задача 24. Ход белых.

 

Камень, как мы уже видели раньше, формы не создает. Б.1 – тэсудзи и черным остается только отдать два камня.

 

 

На б.1 нельзя играть ч.2 сюда. После б.7 все черные камни слева гибнут.

 

Задача 25. Ход белых.

 

 

Б.1 – тэсудзи, связанное с белым. После б.3 черная группа плывет по течению. Если ч.2 сыграть в пункт “a”, то белые соединяются, сыграв в пункт “b”.

 

 

Сагари 2 не меняет дела. К ходу 5 у белых хорошая атакующая позиция. Черным желательно успеть занять пункт 1.

 

Белые могли бы забрать несколько черных камней, отрезав ходом 3, но это не слишком выгодно. Черные играют 4-12, а затем защищаются ходом 14. В результате они получают прекрасную плотность.

 

 

Также возможно вместо ч.8 на предыдущей диа. сыграть ч.1 сюда. Последуют ходы б.2, ч.3 и у белых образуется плохая форма.

 

 

Теперь понятно, что в случае немедленного разрезания ходом 1 этот вариант, в результате ходов 2-10, будет неинтересен для белых. Черные легко расстаются с четырьмя камнями ради формы и влияния.

 

 

Задача 26. Ход черных.

 

 

Ходы типа ч.1 делаются немедленно. Это стандартный глазовыдавливающий тэсудзи. После ч.3 белые остаются без глаз и должны бежать в центр. С такими формами в Го побеждать нельзя.

 

Задача 27. Ход черных.

 

 

Пункт ”a” свободен и на ч.1 белые могут ответить ходом 2, хотя после ч.3 они все равно попадают под атаку.

 

 

Белым нехорошо на ч.1 играть цукэ 2. К ходу 9 черные легко соединяются и еще остается разрезание в пункте “a”.

 

 

Эта позиция взята из партии Мэйдзина Сюсая и Нодзава Такэаси. Если бы белые сыграли кэйма 2, то в конце концов в результате варианта 3-15 из охотника они бы превратились в жертву.

 

Задача 28.Ход белых.

 

Обычно на осаэ 1 белые отвечают ханэ 2, но здесь это неприемлемо. Ч.3 – тэсудзи и после ч.7 белые вынуждены пускаться в плавание.

 

 

Полезно знать укэ б.2. К ходу 6 белые выходят с хорошей формой, имея к тому же гарантированную жизнь на краю доски.

 

 

Задача 29. Ход белых.

 

Б.1 создает крепкую форму. Соответственно, ч.1 – глазовыдавливающий тэсудзи.

 

Если на ч.1 белые играют ход 2, то черные прыгают 3 и вынуждают белых сделать плохую форму ходом 4.

 

Задача 30. Ход белых.

 

Б.1 – форма. Нельзя допускать ч.1, тогда все камни белых страшно отяжелеют.

 

 

Задача 31. Ход черных.

 

 

Белый камень не дает им формы. Двойное ханэ 1 и 3 – искусное тэсудзи. После ч.5 камни белых и 4 отрезаны.

 

Задача 32. Ход черных.

 

 

Ч. 1 – тэсудзи. Ч.3 и 5 – самое четкое продолжение атаки.

 

Ход черных 1 сейчас абсолютно беззубый ход. Белые с удовольствием строят себе хорошую форму ходом 2.

 

 

Задача 33. Ход белых.

 

Позиция черных тонка и для атаки белым лучше всего подходит тэсудзи 1.Обратите внимание на положение белого камня. Ч.2 – сильнейший ответ. После б.5 пункты “a” и “b” образуют миаи.

 

Если на б.1 вместо 5 на предыдущей диа. черные играют ход 2, то б.3 образует миаи пунктов “a” и”b”: убежать в центр или съесть два черных камня.

 

 

Сэнтэ есэ б.1 и 3, конечно, не лучший способ игры для игрока знающего глазовыдавливающий тесудзи.

 

Если на б.1 черные сыграют 2, то поcле ходов 3-5 у белых пункты “a” и “b” образуют миаи.

 

 

Задача 34. Ход белых.

Это - дзесэки из нефорового Го. Куда играть белым?

 

Тэсудзи б.1 – правильный ход. Возникает множество вариантов, но все они благоприятны для белых. Ч.2, атакуя б.1, предупреждает соединение снизу. Ходы 5-9 дают белым жизнь в углу, поскольку еще остался сэнтэ обмен б.”a”, ч.”b”.

 

 

Если вместо ч.4 на предыдущей диа черные сыграют 1 сюда, то после ходов 2 и 4 белые не могут быть недовольными.

 

 

Если на б.1 черные соединяются ходом 2, то последуют ходы белых 3 и 5. Ч.6 не дает белым построить два глаза. Однако, после б.11 сэмэай проигран для черных.

 

На ханэ ч.2 возможно варикоми б.3 и к ходу 11 черные получают явно неудовлетворительную позицию.

 

Задача 35. Ход черных.

 

 

Ч.1 – тэсудзи, отличный пункт. Черные темп в темп успевают убить белый угол последовательностью ходов 3-7.

 

 

Если на ч.1 белые играют 2 , то последуют вынужденные ходы 3-9, в результате которых белые гибнут в углу.

 

 

Если черные не играют тэсудзи, а защищаются ходом 1, то белые играют 2, ч.3 и после б.4 угол живет.

 

 

Задача 36. Ход черных.

 

Тэсудзи ч.1 забирает два белых камня после ч.5.

Если б.2 сыграть в 3, то черные ходом в 2 забирают все белые камни.

 

Задача 37. Ход черных.

 

Если ход черных, то проще всего им соединится ходами 1,3 и 5.

 

 

Ход черных 1 влечет за собой белый ответ 2 и после хода 3 черные несут здесь некоторый урон.

 

Задача 38. Ход белых.

 

Белые живут на нижней стороне. Сочетание белых камней - типичная картина для глазовыдавливающего тэсудзи. Остается ее дополнить б.1 и после ходов 2-7 белые успешно соединяются.

 

Если в ответ на ч.1 белые сыграют 2 сюда, то в результате последовательности ходов 3-9 белые получают жизнь в углу.

 

Задача 39. Ход белых.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: