Задача 1. Ход черных.
Защищая угол, черные используют угловой тэсудзи 1. Этот ход можно сравнить с атакующим ходом, сыгранным по диагонали к камню противника. Но если последний цепляется к камню противника сверху, то угловой тэсудзи – снизу.
Затем белые могут не отвечать на 1-й ход черных, но 2 белых будет большим ходом.
Ч.1 в пункт “a” был бы крайне вялым способом игры. Зато после 1 черные могут не отвечать на 2-й ход белых…
Потери черных после варианта 4-8 будут не столь велики.
Черные не ответили на подкрадывание белых к углу камнем @. Следует вариант до 7 и территории в углу как не бывало. Теперь ясна важность защиты в пункте “a” на предыдущей диа.
Если на б.1 черные отвечают 2 сюда, то после варианта 3-12 возникает ко-борьба, которая невыгодна для черных. В худшем случае белые выбегут из угла, а черные так и останутся разрезанными.
Задача 2. Ход черных.
В форовой партии черные применили цукэ-ноби дзесэки. Теперь на приближение противника к углу им нужно отвечать угловым тэсудзи 1. Попытка разрывающего хода 2 после варианта 3-11 приведет к ослаблению обеих групп. Черные же сохраняют все. Надо ли говорить, что1-й ход черных в 2 является вялым ходом?
Белым следует отвечать на ч.1 ходом 2 сюда и на ч.3 играть 4. В ответ на ч.1 белым нельзя играть 2 в 3 из-за хода черных в пункт “a”. Затем у черных еще остается ход в 2.
Задача 3. Ход черных.
Данная позиция часто возникает в форовых партиях на 4-5 камнях. Это одна из позиций цукэ-ноби дзесэки. 12 – совершенная защита угла. При этом используется влияние камней 2,4,8. После 12 черные угрожают сыграть в очень большой ход в пункт “a”. Вновь ход черных12 в пункт “b” является вялым ходом.
|
Если белые на ч.1 ответят 2, то черные могут сыграть тэнуки, не опасаясь варианта 4-7, после которого весь угол остается в руках черных.
Задача 4. Ход белых.
Здесь нужно учесть, что черная группа зажата между двумя белыми, поэтому защитный ход должен быть в то же время и атакующим. Б.1 – как раз то, что надо. Ход в пункт “a” выполняет только одну роль – защитную, а потому не годится. На ход черных в пункт “b” теперь белым надо ответить в пункт “c”. Сейчас белые уже живут, а черная группа поплыла по течению.
Задача 5. Ход белых.
Очевидно, черные только что разрезали противника. Угрожает ход черных в пункт “a”. Самым простым ответом был бы ход белых в пункт “a”.Но это бедный ход, оставляющий противнику полезное кикаси. Правильно – тэсудзи 1.
Задача 6. Ход белых.
Новый поворот дает тэсудзи 1. К ходу белых 7 группа спасена. Если ч.2 сыграть в 3, то белые ответят в 2, выигрывая сэмэай с разницей в один ход.
Здесь обратите внимание на кэйма б.5. Весь вариант весьма полезен для практики.
Задача 7. Ход черных.
Ч.1 – тэсудзи. Если белые играют 2 в 3, то черные ответят в 2. К 16-ому ходу белые с трудом живут.
Такой ход 6 приводит к полной гибели
белых.
Задача 8. Ход черных.
Казалось бы, что все правильно, Белые, пользуясь дефектом 3, дают себе в сэнтэ стабильность…
На самом деле у черных был замечательный ответ – тэсудзи 1.После 3 черные заканчивают в готэ, но при этом остается ход в пункт “a”, который наносит урон противнику. Если белый 2 сыграть в пункт “a”, то черные получат сэнтэ, сыграв 2 в пункт “b”, так как белые должны доиграть 2.
|
В ответ на ч.1 белые не могут резать 2. После варианта 3-5 три белых камня захвачены.
Задача 9ю Ход черных.
В этом варианте “тайся” дзесэки ход черных просто необходим.
Если черные не играют 21-й ход на предыдущей диа., то белые сыграют угловое тэсудзи 1 и группа черных после б.3 становится слабой. Если ч.2 сыграть в 3, то белые ответят в пункт “a”.
Задача 10. Ход черных.
Правильный розыгрыш этой позиции невозможен без тэсудзи 3! К 11 – у черных большой успех.
Весьма грубый способ 1 почти ничего не захватывает на нижней стороне, зато кошмарно усиливает противника в центре.
Задача 11. Ход черных.
Единственным способом выживания здесь является угловое тэсудзи 2. Благодаря сэнтэ 10 угол живет после ч.14.
Изменение 3-его хода не помогает. К ч.8 угол жив.
Заметим, что черные в этом углу позволили себе три раза сыграть тэнуки.
Если вместо ч.5 на предыдущей диа. сыграть 5 сюда, то после варианта 6-12 вновь черные живут.
Задача 12. Ход белых.
Тэсудзи 1 эффективно наращивает влияние на левую сторону. Пример взят из партии Хонинбо Сюсэя (Мэйдзина). Такой прием 1-4 следует назвать весьма полезным. Но что будет, если черные не сыграют 4?
Тогда б.1, сыгранный в пункт 1-2, будет красивым ходом. Сейчас черные проигрывают сэмэай с разницей в один ход. Если б.1 сыграть в 2, то черные ответят в пункт “a” и результат будет обратным.
|
Если на б.1 черные играют 2, то после б.3 образуются миаи пунктов “a” и “b”, которое оживляет угол.
Не знакомый с угловым тэсудзи сыграет 1 и 3, как здесь и теперь ход в пункт “a” будет уже не нужным. В результате – сэнте у черных.
Задача 13. Ход белых.
Белые разрублены, и выкарабкаться им будет очень трудно. Однако есть “луч надежды”. Это - слабость черных в углу. К 9 белые сумели выжить в углу, но ч.10 захватывает три белых камня и завоевания черных на нижней стороне велики.
Тэсудзи 1 является правильным решением проблемы. Черные должны создавать плохую форму ходом 2. К 15 белые резко уменьшили степени свободы противника, и ч.16 - вынужденный ход. К 23 белые хорошо устраиваются на нижней стороне, отдав пять камней слева наверху. Обратите внимание на важный ход б.17.
Если на б.1 черные ответят 2, то после варианта 3-13 черный угол падает.
Если на б.1 черные играют 2 сюда, то после варианта 3-7 черная группа снова захвачена. Последние две диаграммы должны убедить читателя, что не стоит уклоняться от варианта на диа.#.
Задача 14. Ход белых.
Это – йосэ проблема.Б.1 и 3 сыграны в сэнтэ, но это было бы грубой ошибкой.
Б.1 – уже хорошо знакомое вам угловое тэсудзи. После 5 белые имеют сэнтэ.
Если на б.1 черные отвечают 2, то после варианта 3-11 белые соединяются. Но обратите внимание на огромную разницу между этой диа. и диа.#.
Задача 15. Ход белых.
Распространенная ситуация в фусэки. Белым нужно решить проблему стабилизации левой группы. Как ни трудно, но попытайтесь узнать в б.1 угловое тэсудзи. Если черные играют 6, то после 7 нужно играть 8 из-за угрозы удара в пункт “a”. Вариант прост и ясен.
Проблемы возникают при ч.6, сыгранным как здесь. Размен к 15 вполне устраивает белых.
Если вместо ч.1 на предыдущей диа. черные сыграют 1 сюда, то после варианта 2-9 белые тоже получают форму, но угловое тесудзи делает это легче и эффективнее.
Задача 16. Ход черных.
Используя прием, показанный на предыдущей диа., черные быстро стабилизируют группу.
Не может удовлетворить и вариант с ударом 2. Проведя сжатие 13-17, черные чувствуют себя хорошо.
Метод быстрой организации жизни 1-5 хорош разве что для любителя.
Продолжая предыдущую диа., белые могут атаковать ходом 1. В результате варианта 2-5 черные не имеют двух глаз. Если б.1 сыграть в 2, то белые получат крепкую стенку. Если на б.1 черные сыграют в пункт “a”, то белые отвечают в пункт “b”, вновь получая крепкую позицию.