Понятие личности. Индивид, индивидуальность, личность.




Когда хотят охарактеризовать человека, то часто говорят о нем то как о личности, то как об индивиде, то как об индивидуальности. В психологии эти понятия различаются.

Индивид – человек в отдельности (о животном – особь). Понятие индивида характеризует телесное бытие человека, когда он выступает в своих природных, биологических особенностях, как человеческий организм. В понятии индивида содержится указание на подобие человека всем другим людям, на его общность с человеческим родом.

Индивидуальность – человек как уникальная, самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности. Это выделенность личности из сообщества, оформленность её уникальности и неповторимости. Индивидуальность предполагает определённость собственной позиции в жизни. Если индивидуальность фиксирует выделенность из социальных отношений, то личность, напротив, фиксирует социально значимые качества человека, включённость в общественные отношения. Индивидуальность возникает при встрече человека с самим собой, личность – при встрече человека с другими людьми.

Человек, развивающийся в обществе, вступивший с помощью языка в общение с другими людьми, становится личностью. Главное в характеристике личности – ее общественная сущность. Исходя из этого, личность можно рассматриваться как субъект и объект социальных отношений.

Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде.

Психологи спорят, каждый ли человек является личностью. Существует две точки зрения:

1) Каждый человек – личность, но личность может иметь социально значимый характер, а может быть асоциальной (преступник). Ребенок – еще не личность, но он станет личностью в перспективе.

2) Согласно А.Н.Леонтьеву, личность рождается дважды: в первый раз, когда трехлетний ребенок выставляет лозунг: «Я сам»; второй раз (а может и не родится!), когда возникает сознательная личность со своими убеждениями, мировоззрением (в 16 лет).

2. Структура личности. Биологическое и социальное в структуре личности. Рассмотрим несколько вариантов структуры личности.

Структура личности по з.Фрейду включает три компонента:

· Ид (Оно) – примитивные, инстинктивные и врождённые аспекты личности; функционирует в бессознательном, подчиняясь принципу удовольствия.

· Эго (Я) – сознание, компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений.

· СуперЭго (СверхЯ) – моральный контроль, нормы общества.

Функция Эго заключается в устранении противоречий между Ид и СуперЭго: поведение должно строится таким образом, чтобы и удовольствие было получено, и нормы общества соблюдались.

Структура личности (по А.В.Петровскому) включает следующие компоненты.

1. Интраиндивидная подсистема – системная организация ее индивидуальности, представленная в строении темперамента, характера, способностей человека.

Однако личность нельзя изучить вне системы ее общественных отношений и взаимосвязей.

2. Интериндивидная подсистема – личность в системе своих отношений с другими людьми (вне органического тела индивида).

3. Метаиндивидная подсистема – «вклады» личности в других людей, которые субъект осуществляет посредством своей деятельности (продолжение себя в других). Процесс и результат запечатления субъекта в других людях, его идеальной представленности и продолженности в них «вкладов» называется персонализацией. Индивид уходит из жизни, но персонализированный в других людях он продолжает жить (дела, ученики, предметы материальной культуры). При разрушении целостной структуры личности это звено ее сохраняется.

Итак, в данную структуру личности входят три образующие: индивидуальность личности, ее представленность в системе межличностных отношений и в других людях.

Структура личности по К.К. Платонову включает следующие компоненты (табл. 5)

Табл.5

Динамическая структура личности по К.К. Платонову

Подструктуры Подструктуры подструктур Основные виды формирования  
Направленность Убеждения Мировоззрение Идеалы Стремления Интересы влечения Воспитание
Опыт Привычки Навыки Умения Обучение
Свойства психических процессов Воля Чувства Восприятие Мышление Ощущения Эмоции Память Упражнение
Биопсихические свойства Темперамент Возрастные Половые Тренировка (повторение)

Если данную таблицу читать снизу вверх, можно проследить социализацию личности.

Проблема о соотношении биологического и социального является одной из наиболее сложных в современной психологии.

Биологическое – то, что дано человеку от природы (анатомическое строение тела, особенности ВНД, темперамент, задатки). Социальное – то, что характеризует личность; это прижизненное образование (мировоззрение, вкусы, характер и т.д.).

В психологии существуют теории, которые выделяют в личности человека две основные подструктуры, сформированные под воздействием двух факторов, биологического и социального – «эндопсихическую» и «экзопсихическую» организацию.

Эндопсихика как подструктура личности выражает внутреннюю взаимозависимость психических элементов и функций, как бы внутренний механизм человеческой личности, отождествляемый с нервно-психической организацией человека. Она включает в себя такие черты, как восприимчивость, особенности памяти, мышления, воображения, способность к волевому усилию и т.д.

Экзопсихика определяется отношением человека к внешней среде и включает систему отношений человека и его опыт, т.е. интересы, идеалы, склонности, мировоззрение, преобладающие чувства, знания и т.д.

Эндопсихика имеет природную основу, экзопсихика определяется социальным фактором.

Как относиться к этой теории двух факторов? Человек рождается как биологическое существо. При этом индивид рождается биологически, тем более социально незрелым; созревание и развитие его организма с самого начала протекает в социальных условиях. Развитие индивида начинается не на пустом месте; он не tabula raza, человек рождается с определенным набором биологических свойств и физиологических механизмов, которые являются предпосылкой дальнейшего развития индивида («Ни один садовник не может вырастить яблоко на дубе» - В.Г.Белинский). Биологическая детерминанта действует на протяжении всей жизни индивида (т.к. развитие происходит в течение всей жизни), но в разные периоды ее роль различна. Однако биологическое, входя в личность человека, становится социальным (мозговая патология Þ индивидуальные биологические обусловленные природные черты Þ личностными чертами становятся в обществе).

Природные органические черты существуют в структуре личности как социально обусловленные ее элементы. Природное и социальное образуют единство и не могут быть механически противопоставлены друг другу как самостоятельные подструктуры личности.

 

Вопрос 21 Самосознание, «Я – концепция», образ «Я».Самооценка и уровень притязаний. Аффект неадекватности. Характеристики личности (психологическая защита личности, жизненный план, компенсаторные механизмы, внутриличностный конфликт)

1. Самосознание, «Я – концепция», образ «Я». Интерес человека к своему «Я» был издавна предметом особого внимания. Взаимодействуя и общаясь с другими людьми, человек ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, выступает для себя самого, как «Я», противостоящее «другим» и неразрывно с ними связанное.

Самосознанием называется совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, а его представления о самом себе складываются в определенный образ «Я».

Образ «Я» включает 3 компонента:

1) познавательный (когнитивный) – знание себя;

2) эмоциональный (оценка своих качеств);

3) поведенческий (практическое отношение к себе).

Образ «Я» - динамическое образование и включает множество сменяющих друг друга в зависимости от ситуации «Я»-образов: ~ реальное «Я» ~ идеальное «Я» ~ фантастическое «Я» и т.д.

«Я-концепция» – это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с оценкой. «Я-концепция» выполняет 3 основные функции.

1) Способствует достижению внутренней согласованности личности. Человек стремится к достижению максимальной внутренней согласованности. Представления, идеи, чувства, которые противоречат его собственным представлениям, идеям, чувствам, приводят к дегармонизации личности. Если новый опыт не вписывается в существующие представления, «Я-концепция» отвергает его, срабатывает как защитный экран («Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда»).

2) Определяет интерпретацию приобретенного опыта. Проходя через фильтр «Я-концепции», информация осмысливается и получает значение, которое соответствует представлениям человека о себе.

3) Определяет ожидания человека о себе, т.е. то, что должно произойти («Я хороший студент, следовательно, сдам экзамен по психологии»). «Я-концепция» ориентирует поведение.

Самосознание постоянно сравнивает реальное поведение с «Я-концепцией» (рассогласованность между ними приводит к страданиям).

«Я-концепция» может быть позитивной или негативной. Позитивная «Я-концепция» означает позитивное отношение к себе, самоуважение, принятие себя, ощущение собственной ценности.

Негативная «Я-концепция» предполагает негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение собственной неполноценности; человек не может достичь согласования между «Я-концепцией» и поведением.

Представления человека о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными, хотя могут быть субъективными. Даже объективные показатели (рост, возраст) могут иметь для разных людей разное значение, обусловленное структурой их «Я-концепции» (например, 40 лет – пора расцвета или старения?)

Слишком жесткая структура «Я-концепции» - это не сила характера, а источник мучительных ее рассогласований. Слишком слабая ведет к бесхарактерности, непригодности для длительных и напряженных усилий по достижению цели.

Образ «Я» - одна из самых важных для жизни социальных установок. Все люди испытывают потребность в положительном образе «Я», отрицательное отношение к себе всегда переживается болезненно.

2. Самооценка и уровень притязаний. Аффект неадекватности. Степень адекватности образа «Я» выясняется при изучении самооценки личности, т.е. оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Индивид оценивает себя двумя путями:

1) путем сопоставления уровня своих притязаний с реальными результатами своей деятельности;

2) путем сравнения себя с другими людьми.

Самооценка всегда носит субъективный характер. Она не является постоянной, изменяясь в зависимости от обстоятельств.

Усвоение новых оценок может изменять значение усвоенных прежде (Школьник считает себя хорошим учеником, но убеждается позже, что хорошая успеваемость счастья в жизни не приносит Þ самооценка падает).

Самооценка может быть адекватной, завышенной (в этом случае для человека характерны высокомерие, подозрительность, агрессия); заниженной (неуверенность, безразличие, самообвинение, тревожность).

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний. Уровень притязаний – это желаемый уровень самооценки личности, проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой. Уровень притязаний личности устанавливается где-то между чересчур легкими и чересчур сложными заданиями так, чтобы сохранить самооценку на должной высоте.

Обычно при неудачах уровень притязаний и самооценка снижается. Однако может быть так, что, несмотря на неудачи, этого не происходит и человек не прилагает никаких усилий, чтобы добиться успеха, поднять свои возможности до уровня притязаний. Причины этого:

1) некоторые способности ребенка, достаточные для успеха в какой-либо области, но не достаточные для больших достижений;

2) переоценка, долгий опыт незаслуженной похвалы, сознание своей исключительности;

3) очень сильная потребность в самоутверждении.

Возникает чувство обиды и уверенность в несправедливости окружающих, враждебное и подозрительное отношение ко всем, агрессивность. Данное состояние называется аффект неадекватности.

Аффект неадекватности возникает ради сохранения собственного отношения к себе ценой нарушения адекватных отношений с окружающей действительностью. Выполняет защитную функцию: удовлетворяет потребность в высокой самооценке, однако является серьезным препятствием в формировании личности.

Профилактика аффекта неадекватности:

1) формирование адекватной самооценки;

2) формирование глубоких и устойчивых интересов.

Самосознание личности, используя механизм самооценки, чутко регистрирует соотношение собственных притязаний и реальных достижений. Определенный компонент образа «Я» – самоуважение – характеризуется отношением действительных ее достижений к тому, на что человек претендует.

Самоуважение = успех/притязания

Для сохранения самоуважения нужно:

- добиться успеха (это трудно) или

- снизить уровень притязаний.

3. Характеристики личности (психологическая защита личности, жизненный план, компенсаторные механизмы, внутриличностный конфликт).

Механизмы психологической защиты начинают свое действие, когда достижение цели нормальным способом невозможно (или человек так считает).

Основные виды психологической защиты.

1. Вытеснение – способ избавления от внутреннего конфликта путем активного выключения из сознания неприемлемого мотива или неприятной информации. Ущемленное самолюбие, задетая гордость и обида могут порождать провозглашение ложных мотивов своих поступков, чтобы скрыть их не только от других, но и от себя. Истинные мотивы замещаются другими, не вызывающими стыда и угрызений совести и приемлемыми с точки зрения социального окружения. Человек может «честно» забыть о некрасивом поступке, вытеснить из памяти нежелательную информацию. Быстрее всего забывается человеком не то плохое, что ему сделали люди, а то плохое, что они причинил себе и другим. С вытеснением связана неблагодарность, с огромной силой вытесняются зависть и компоненты комплексов собственной неполноценности.

2. Реактивное образование (инверсия) – трансформация в сознании эмоционального отношения к объекту на прямо противоположное.

3. Регрессия – возврат к более примитивным формам поведения и мышления.

4. Проекция – бессознательный перенос на другое лицо, приписывание чувств, желаний, влечений, в которых человек не хочет себе сознаться, понимая их социальную неприемлемость. Когда человек по отношению к кому-то был агрессивен, он нередко понижает привлекательные качества пострадавшего. Скупой не считает себя таким, а приписывает это качество другим людям.

5. Идентификация – бессознательный перенос на себя чувств и качеств, присущих другому человеку, и недоступных, но желательных для себя. Мальчик бессознательно старается походить на отца и тем заслужить его любовь. В широком смысле идентификация – это неосознаваемое следование идеалам, образцам, чтобы преодолеть собственную слабость и чувство неполноценности.

6. Рационализация – псевдоразумное объяснение человеком своих желаний, поступков, в действительности вызванных причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. Не получив страстно желаемого, человек убеждает себя, что «не очень-то и хотелось». Человек, совершивший беспринципный поступок, ссылается на «общее мнение».

7. Изоляция, или отчуждение – обособление внутри сознания травмирующих человека факторов. Неприятные эмоции блокируются сознанием. Этот вид защиты напоминает синдром отчуждения, для которого характерно чувство утраты эмоциональной связи с другими людьми, ранее значимыми событиями или собственными переживаниями, хотя реальность их осознается.

8). Сублимация – процесс трансформации сексуальной энергии в социально приемлемые формы активности (творчество, социальные контакты).

Воздействие психологической защиты сохраняет внутренний комфорт человека, создавая почву для самооправдания. Человек, осознающий свои недостатки, становится на путь их преодоления, может изменить свои поступки. Если же информация о несоответствии желательного поведения и реальных поступков в сознание не допускаются, то включается механизм психологической защиты и конфликт не преодолевается, т.е. человек не может стать на путь самосовершенствования.

Ф.Ницше писал о психологической защите: «Человек хорошо защищен от самого себя, от разведок и осады со стороны себя: он обыкновенно может распознать только свои внешние укрепления. Сама крепость ему не доступна и даже невидима – разве только друзья и враги играют роль предателей и тайными путями ведут его самого в нее».

Жизненный план как характеристика личности возникает в результате обобщения и укрупнения целей, которые ставит перед собой личность, соподчинения её мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентаций. Одновременно происходит конкретизация и дифференциация целей Жизненный план – это явление одновременно социального и этического порядка.

Следующей характеристикой личности являются компенсаторные механизмы. Согласно учению А. Адлера индивид из-за дефектов в развитии его телесных органов испытывает «чувство неполноценности». Дети испытывают чувство неполноценности вследствие их физических размеров и недостатка сил и возможностей. Сильное чувство неполноценности (или «комплекс неполноценности») может затруднить позитивный рост и развитие. Однако умеренное чувство неполноценности побуждает ребенка к росту, развитию, к совершенствованию и к превосходству.

Согласно Адлеру, определённые ситуации детства могут породить изоляцию и психологические проблемы: 1) органическая неполноценность, частые болезни; 2) избалованность, когда ребенку не хватает уверенности, поскольку другие всегда все делали за него; 3) отверженность - ситуация семейного воспитания, когда ребенок не чувствует любви, кооперации в доме, поэтому ему чрезвычайно трудно развить в себе эти качества (такие дети чаще всего становятся холодными и жестокими). Чтобы помочь человеку компенсировать явный или замаскированный комплекс неполноценности, важно: 1) понять специфический стиль жизни человека (для этого Адлер просил человека рассказать самые ранние воспоминания или события его детства); 2) помочь человеку понять себя; 3) усилить социальный интерес.

Ещё одна характеристика личности – внутриличностный конфликт –как правило, порождается противоположно направленными стремлениями человека (например, желание немедленно удовлетворить свои физиологические потребности и желание достойно выглядеть в глазах других людей). Часто внутриличностный конфликт вызывается необходимостью совершить выбор. К. Левин предложил следующую классификацию внутриличностных конфликтов: 1) личность должна осуществить выбор из двух положительных для нее вариантов; 2) личность находится между положительным и отрицательным вариантом; 3) выбор «из двух зол».

 

Вопрос 22. Мотивационно – потребностная сфера личности. Направленность. Личностные диспозиции: потребности, цели, установки. Ценностные ориентации личности.

1. Мотивационно – потребностная сфера личности. Направленность. В поведении человека выделяют две функционально взаимосвязаннные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается в конкретной ситуации от начала и до конца. Регуляцию поведения обеспечивают психические процессы, явления и состояния: мышление, внимание, способности, темперамент, характер, воля, эмоции и др. Стимуляция (побуждение) поведения связаны с понятием мотива и мотивации.

Мотивацию можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность (поиск ответов на вопросы: зачем? почему? ради чего?).

Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами (т.е. психологическими свойствами человека или внешними условиями и обстоятельствами его деятельности). В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т.д.; во втором – о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Психологические факторы называются личностными диспозициями (диспозиционная мотивация), внешние стимулы определяют ситуационную мотивацию.

Диспозиционная и ситуационная мотивации не являются независимыми. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определенной ситуации, а активизация определенных диспозиций приводит к изменению восприятия субъектом данной ситуации. Практически любое действие человека детерминировано ситуационно и диспозиционно. Актуальное поведение человека – это результат взаимодействия его диспозиций на ситуацию, а не просто ответ на внешние стимулы. Субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга, результатом является наблюдаемое поведение (например, человек по-разному отвечает на одни и те же вопросы в различных ситцациях). Мотивация представляет собой процесс непрерывного выбора и принятия решений путем взвешивания поведенческих альтернатив, который во многом зависит от направленности личности.

Направленность можно определить как устойчивую устремлённость, ориентированность мыслей, чувств, желаний, поступокв человека, которая является следствием доминирования определённых (главных, ведущих) мотиваций. Можно сказать, что напраленность – это ситема потребностей, интересов, убеждений, ценностных ориентаций человека, придающие его жизни осмысленность и направленность. Это высший уровень личности, который в наибольшей мере социально обусловлен, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую включён человек.

2. Личностные диспозиции: потребности, цели, установки. Ценностные ориентации личности. Одной из важнейших диспозиций мотивационной сферы является мотив. Под мотивом понимается: 1) материальный или идеальный предмет, который направляет на себя деятельность или поступок с целью удовлетворения определённых потребностей субъекта; 2) психический образ данного предмета. Мотивы могут быть устойчивыми и ситуативными, осознавемыми и неосознаваемыми. Одно и то же поведение может направляться разными мотивами. Ведущую роль играют осознание, устойчивые мотивы.

Вся совокупность мотивов личности, которая формируется в течение ее жизни, называется мотивационной сферой личности. Мотивационная сфера человека характеризуется: широтой (разнообразием мотивов); гибкостью (для усвоения мотивационного побуждения более низкого уровня могут быть использованы более разнообразных побудителей более низкого уровня, т.е. для удовлетворения одного и того же мотива человек может использовать разнообразные средства); иерархичностью (характеристика строения мотивационной сферы).

Чтобы понять мотивационную сферу человека и ее развитие, необходимо рассматривать отношения личности с другими людьми. На формирование мотивационной сферы влияет жизнь общества: идеология, политика, этика, общественные институты.

В целом эта сфера динамична, но некоторые мотивы относительно устойчивы и образуют как бы стержень этой сферы (в них проявляется направленность личности).

Перечислим важнейшие мотивы деятельности и поведения:

а) влечение – наиболее примитивная биологическая форма направленности;

б) желание – осознаннная потребность и стремление к чему-то осознанно;

в) стремление – возникает при включении в структуру желания волевого компонента;

г) интерес – познавательная форма направленности на предметы;

д) при включении в интерес волевого компонента он становится склолнностью;

е) идеал – конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности;

ж) мировоззрение – система философских, этических, эстетических и других взглядов на окружающий мир;

з) убеждение – система мотивов личности, побуждающая ее поступать в соответствии со своими взглядами, идеалами, мировоззрением.

Мотив направляет деятельность на удовлетворение определенной потребности. Потребность является наиболее важной из всех возможных диспозиций.

Потребность – состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития. Потребность всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется организму (личности). Потребность активизирует поиск того, что требуется, и поддерживает активность организма до тех пор, пока состояние нужды не будет полностью удовлетворено.

Потребности человека взаимосвязаны между собой и с другими побуждениями. Доминирующая в данное время потребность может подавлять все остальные и определять основное направление деятельности (голодный студент). Основные характеристики человеческих потребностей – сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительная характеристика – предметное содержание потребности, т.е. какие объекты материальной и духовной культуры могут способствовать ее удовлетворению. Характерная черта человеческих потребностей – их ненасыщаемость. Будучи удовлетворенной, потребность возникает вновь и вновь, заставляя человека создавать все новые предметы материальной и духовной культуры. В развитии личности особую роль играют духовные потребности. Каждого человека характеризуют неповторимое сочетание потребностей. Осознанная потребность становится мотивом поведения.

Потребности есть у всех живых существ, но наиболее разнообразны они у человека. А. Маслоу разработал иерархию потребностей, представив их в виде “пирамиды” (табл.6)

Табл.6

“Пирамида” потребностей А.Маслоу.

Потребности Их содержание
Потребность в самоактуализации → Развитие личности, реализация целей, способностей
Эстетическая → Гармония, порядок, красота
Познавательная → Знать, уметь, понимать, исследовать
Уважение → Компетентность, авторитет, достижение успехов
В принадлежности и любви → Принадлежать к обществу, быть принятым
В безопасности → Чувствовать себя защищенным, свободным от страха и неудач
Физиологические → Голод, жажда, секс.

Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека.

· Мотивы имеют иерархическую структуру.

· Чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются соответствующие потребности, тем дольше можно задержать их реализацию.

· Пока не уловлетворены низшие потребности, высшие остаются относительно неактуальными.

· С повышением потребностей повышается готовность к большей активности. Возможность к удовлетворению высших потребностей является большим стимулом активности, чем удовлетворение низших.

Самоактуализация не является конечным сосотянием совершенства человека. У каждого человека всегда есть теланты для дальнейшего развития. Человека, достигшего пятого уровня, Маслоу назвал “психологически здоровой личностью”.

Второй по мотивационному значению (после потребности) является понятие цели. Цель – непосредственно познаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Цель воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности. Она является основным объектом внимания, занимает объем кратковременной и оперативной памяти, с ней связан разворачивающийся в данный момент мыслительный процесс и большая часть эмоциональных переживаний.

В структуре направленности важное место занимают ценностные ориентации – личностные образования, характеризующие отношение к целям жизнедеятельности, а также к средствам достижения этих целей. Ценностные ориентации выражают предпочтения личности в отношении тех или иных человеческих ценностей (благосостояние, здоровье, познание, творчество и т.д.). Характер целей и ценностных ориентаций определяет характер жизнедеятельности человека в целом.

 

 

Вопрос 23. Понятие общения. Виды и средства общения. Структура общения. Общение как коммуникативный процесс. Интерактивная и перцептивная стороны общения.

1. Понятие общения. Виды и средства общения. Структура общения Общение – сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия и восприятие и понимание другого человека.

Таким образом в общении можно выделить три стороны:

· коммуникация (обмен информацией),

· интеракция (организация взаимодействия),

· социальная перцепция (восприятие и познание друг друга партнерами).

В общении выделяют содержание, цель и средства.

Средства общения - способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации (через органы чувств, тактильный контакт, знаковые контакты).

Виды общения:

- непосредственное (с помощью естественных органов человека);

- опосредованное (с помощью специальных средств и орудий);

- косвенное (через посредников);

- межперсональное;

- ролевое (участники- носители определенных ролей);

- вербальное;

- невербальное.

2. Общение как коммуникативный процесс. Когда говорят о коммуникации в узком смысле этого слова, то подразумевают, что люди общаются в ходе совместной деятельности своими представлениями, идеями, настроениями, чувствами, установками. Однако человеческая коммуникация не сводится только к передаче информации: информация в условиях человеческого общения не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.

Во-первых, общение нельзя понимать лишь как отправление информации какой-то передающей системе и ее прием другой системой, так как в отличии от простого движения информации мы имеем дело с отношением двух активных индивидов, и взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности. Направляя информацию другому участнику, необходимо ориентироваться на него, то есть анализировать его мотивы, цели, установки, обращаться к нему. Схематически: S=S (коммуникация- интерсубъектный процесс). Нужно также предполагать, что в ответ на посланную информацию будет получена новая информация, исходящая от другог партнера.

В коммуникационном процессе происходит не просто движение информации, но и активный обмен ею. Особую роль для каждого участника общения играет значимость информации: ведь люди не просто обмениваются знаниями, но и стремятся выработать общий смысл. Это возможно лишь тогда, если информация не просто принята, но и понята, осмыслена, не просто информация, а совместное постижение предмета. Поэтому в каждом коммуникационном процессе представлены в единстве общение, деятельность и познание.

Во-вторых, обмен информацией предполагает воздействие на поведение партнера. Эффективность коммуникации измеряется тем, насколько удалось это воздействие. При обмене информацией происходит изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникации.

В-третьих, коммуникативное влияние возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (рецепиент) обладают единой или сходной системой кодификации (все должны говорить на одном языке). Даже значение одних и тех же слов люди не всегда понимают одинаково. Обмен информацией возможен лишь тогда, когда знаки и, главное, закрепленные за ними значения, известны всем участникам коммуникационного процесса (тогда они смогут понять друг друга).

Тезаурус – общая система значений, понимаемых всеми членами группы. Причиной неодинакового понимания одних и тех же слов могут быть социальные, политические, возрастные особенности людей. «Мысль никогда не равна прямому значению слов» (Л.С. Выготский). Если задуманное человеком к высказыванию принять за 100%, то в словесные формы (предложения) облекается лишь 90%, а высказывается только 80%. Выслушивается из задуманного 70%, понимается всего 60%, а в памяти остается- 10-24%.

Общающимся необходимо также одинаковое понимание ситуации общения (это возможно лишь в случае включения коммуникации в некую общую систему деятельности). Например, муж, встречаемый у двери словами жены: «Я купила сегодня несколько электрических лампочек», не должен ограничеваться их буквальным истолкованием: он должен понять, что ему надо пойти на кухню и заменить лампочку.

В-четвертых, в условиях человеческой коммуникации могут возникать специфические коммуникативные барьеры:

I. Барьеры понимания:

1) фонетический (речь-скороговорка, много слов-паразитов)

2) семантические (вызваны различием в смыслах значений участников общения)

3) стилистический (несоответствие стилей общения)

4) логический (логика коммуникатора либо сложна, либо неверна, либо противоречит присущей рецепиенту манере доказательства)

II. Барьеры социально-культурных различий.

III. Барьер отношения (неприязнь, недоверие к коммуникатору распространяется на передаваемую им информацию).

Передача любой информации возможна лишь посредством знаковых систем. Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи теряется всего лишь стиль сообщения.

Речь выполняет две функции:

1) коммуникативную (средство общения),

2) сигнификативную (форма существования мысли).

При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует свой замысел при помощи слов, а рецепиент в процессе слушания декодирует эту информацию. Раскрытие смысла сообщения немыслимо вне ситуации совместной деятельности. Точность понимания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда рецепиент сам превратится в коммуникатора и своим высказыванием даст знать, как он раскрыл смысл принятой информации. Успешность вербальной коммуникации в случае диалога определяется тем, насколько партнеры обеспечивают тематическую направленность информации, а также ее двухсторонний характер.

Как повысить эффект речевого воздействия?

Совокупность специальных мер, направленных на повышение эффективности речевого воздействия называется «убеждающей коммуникацией».

Приведём в качестве примера некоторые приёмы убеждающей коммуникации. Оратор должен обладать умением включать внимание слушающего, если тот оказывает сопротивление принятию информации, чем-то привлечь его, подтвердить свой авторитет, совершенствовать манеру подачи материала. Важным фактором влияния на аудиторию является взаимодействие информации и установок аудитории.

Возможны 3 позиции коммуникатора:

- открытая– коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, приводит факты в ее подтверждение

- отст<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: