Задача 1. Ход белых.
Это - известное всем цукэ-ноби дзесэки. Вопросы начинаются с ниданбанэ 8 и 10. Последний ход кажется тэсудзи. Например, после обмена б.”a”- ч.”b” черные будут хозяевами ситуации. Атэкоми 11 – единственно точный ответ, который в корне меняет дело. Теперь уже черным нужно искать правильный ответ.
Если черные играют 2, то после варианта 3-12 черные разделены крепкой центральной группой белых, Атэкоми 1 принесло успех.
Если на б.1 черные сыграют 2 в 3, то белые ответят в 2 и соединятся.
Вместо слишком резкого хода 8 на диа. # черные должны были играть, как показано здесь, свободно располагаясь в центре.
Если вместо б.13 на предыдущей диа. сыграть 1 сюда, то последуют ходы 2-4 и все равно белым будет необходимо вернуться к ходу 5.
А самое точное дзесэки для обеих сторон показано на этой диа.. Вместо ноби в пункт “a”, на что черным выгодно ответить в пункт “b”, белым следует играть кэйма 7. Особенно выгодно так играть, когда у черных уже есть на доске камни в пункте “c” или “d”.
Задача 2. Ход черных.
Два черных камня кажется обречены… Только не надо начитать, как это сделает рядовой любитель, с хода 1. Его нужно оставить на потом. После б.6 три черных камня падают.
Ч.1 – атэкоми тэсудзи.
Если б.2 играть в пункт “a”, то черные, сыграв в 3, соединяются. После 7 черные живут.
Если на ч.1 белые играют 2 сюда, то после 5 черные выбегают в центр.
Если белые попытаются убить черных, сыграв 1, то после ч.4 белые разбиты.
Если белые играют 1 сюда, то после ч.4 белые вновь разбиты.
Глава 12. Косуми (на 2-й линии) тэсудзи.
Задача 1. Ход белых.
Эти позиции могут показаться Вам примитивными, но на самом деле идея, заложенная в них, принадлежит к числу фундаментальных понятий в Го.
На б.1 черные обязаны ответить косуми 2 на вторую линию. Это и есть тема этой главы. После обмена 5-6 еще осталось адзи в пункте “a”. Ради этого ухудшения формы противника и играется косуми.
Поэтому белые на косуми 2 ответят кэйма 3 и это – тесудзи, недоступное начинающему. Пропустить 4 нельзя из-за варианта б.”a”, ч.”b” и б.”c”, захватывая черные камни. После же 4 белые в сэнтэ достраивают идеальную стенку ходами б.”b”, ч. “a”.
Тэсудзи ч.2 и б.3 достойны внимательного изучения.
Если на сагари 1 черные играют также сагари 2, то белые, сыграв 3 и 5, в сэнтэ достраивают мощную плотность.
При грубых ходах 1 и 3 белые заканчивают вариант в готэ, и черные успевают сделать огромный ход в углу кэйма 4.
Задача 2. Ход белых.
Б.3 – косуми тэсудзи. После 8 черные получают великолепную плотность, правда в готэ.
За белых плохо играть 3 сюда. После 6 черные в эентэ выстраивают прекрасную плотность.
Здесь 4 – правильная реакция на косуми тэсудзи 3. Ч. 14 или ход в пункт “a” является также готэ, но оно использовано с большой пользой.
Если на ч. 4 белые сыграют тэнуки, то после ч.8 белые камни гибнут.
Ничуть не лучше сыграть магари 3. Кроме уже знакомого пути со стенкой и влиянием к 14, у черных есть и другой путь…
Если черные играют 6 сюда, то после ч.14 у белых возникают большие трудности. Поэтому белым лучше следовать диа.#.