Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество




СОДЕРЖАНИЕ

Введение..........................................................................................................4

Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество...............5-10

Заключение..................................................................................................11

Список литературы:..................................................................................12

Введение

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание. Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Так Ян Амос Коменский назвал материнской школой ту последовательность и силу знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери - без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем многообразнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Ян Амос Коменскому вторит другой педагог – гуманист Иоан Генрих Пестлоцци: семья – подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление.В течение многих лет, словом и делом подчеркивалась ведущая роль общественного воспитания в формировании личности ребенка.Между тем современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания. Поскольку сила и действенность семейного воспитания, несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду. Таким образом, современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка в законодательстве Р.Ф. в статье 18 Дошкольного образования, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психологического здоровья действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон. Семья и детский сад связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов детского учреждения. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.

Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов.Возрастание роли образования, которое наблюдается во многих странах мира, в том числе и в нашей стране, меняет отношение к дошкольным учреждениям. Теперь во главу ставится педагогическая функция дошкольного учреждения: как воспитывают, чему учат, насколько успешно готовят к школе. Чтобы эффективно выполнять педагогическую функцию, дошкольное учреждение должно пересматривать содержание и качество образовательной работы с детьми, искать пути более сильного влияния на каждого ребенка. Это ставит педагогический коллектив дошкольного учреждения перед необходимостью искать в лице семьи союзника, единомышленника в воспитании ребенка.Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие – не умеют это делать, третьи – не понимают, зачем это нужно. В этом и заключается проблема. Во всех случаях необходимо квалифицированная помощь дошкольного учреждения.Проблема состоит в том, что очень трудно установить взаимодействие и сотрудничество с родителями в воспитании детей, так как родители считают, что воспитанием должны заниматься специалисты, педагоги.

 

Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество


«…Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли наших малышей, являются мать и отец. Семейный коллектив, где ребенка вводят в мир зрелости и мудрости старших, - это такая основа детского мышления, которую не может заменить в этом возрасте никто» В. А. Сухомлинский

 

Сегодня мы вступили в такой период развития нашего общества, когда педагогическая культура родителей является одним из главных принципов выполнения каждого гражданина своего долга перед обществом – воспитания молодого поколения. Полноценное развитие ребенка зависит от того, насколько высок уровень педагогической культуры родителей. Роль семьи в обществе очень велика, только в семье ребенок овладевает первичными навыками, получает необходимые знания, которые необходимы для комфортной адаптации в обществе. Именно в семье ребенок учиться овладевать нормами поведения, знакомится с основами нравственности человека, зарождается внутренний мир и личностные качества маленького человека. А дошкольное детство – это очень важный период в жизни ребенка. Именно в этом возрасте формируется фундамент будущей личности. Огромную роль играет дошкольный возраст и в социальном развитии ребенка: складывается первичная направленность личности. Впечатления, полученные в детстве, остаются в памяти всю жизнь, а упущения этого периода оставляют отпечаток и очень трудно поддаются корректировке в дальнейшем. Поэтому значение среды, в которой живут дети дошкольного возраста очень важно.

В каждом дошкольном учреждении накоплен опыт сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, физического, художественного восприятия и развития детей. Формирование активной педагогической позиции – задача каждого педагога. Такое взаимодействие должно реализовываться поэтапно. Правильно организованная работа должна носить обучающий характер.

Главные задачи в работе с родителями изучить дифференцированный подход; выделить как традиционные, так и новые активные формы; проследить организацию взаимодействия семьи и детского сада.
Главным условием успешного взаимодействия между педагогом и родителями являются доверительные отношения. Установить контакт необходимо так, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиваться успеха, уверенность в своих силах. Здесь предпочтение отдается к беседам, в ходе которых выясняется, какие вопросы интересуют родителей, что беспокоит в поведении ребенка, как решить проблемы, которые возникли из-за незнания родителей. Конечно, не все родители идут на контакт. Во многих семьях мамы в силу своей занятости к процессу воспитания привлекают своих родителей, что в большинстве случаев отрицательно сказывается на воспитании ребенка. Чтобы установить доверительный контакт с такими семьями, используется сочетание различных видов деятельности.

Современные родители активно ищут способы воспитания интеллектуального развития детей, ориентируясь на посещения разного рода кружков, иногда в ущерб физическому развитию своего ребенка. И очень важно, чтобы интеллектуальное развитие шло параллельно с физическим развитием.

В основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество, которое включает в себя:

· приобщение родителей к педагогическому процессу;

· неограниченное (по времени) пребывание родителей в дошкольном

образовательном учреждении в период адаптации ребенка;

· подготовка информационно-педагогического материала, выставок

детских работ, которые позволят родителям ближе ознакомиться со спецификой дошкольного учреждения, с его воспитывающей и развивающей средой;

· воспитание ребенка в духе уважения к отцу и матери;

· совместное решение возникающих проблем для достижения согласия в

получении положительных результатов.

Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в дошкольном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью. Данный коллектив сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей.

2. Формы сотрудничества детского сада с семьей, это:

· индивидуальные;

· коллективные;

· наглядные.

К индивидуальным формам относятся:

- Тематическая консультация. Проводится индивидуально 3-4 раза в год.

Продолжительность 30 мин, тематика разнообразна. Позволяет глубоко проанализировать и обсудить какой-либо вопрос. Могут проводить воспитатели, заведующий, методист, специалисты.

- Педагогическая библиотека. Цель: оказание методической помощи

родителям.

- Переписка с родителями. Устанавливается в тех случаях, когда

непосредственное общение с родителями затруднено. В письме воспитатель может сообщить: состояние ребенка, поведение, развитие, ответить на интересующие родителей вопросы. Переписка с родителями помогает установить дружелюбные взаимоотношения с родителями.

- Посещение семьи. Проводится с целью выяснения условий жизни

ребенка в семье, его интересов, особенностей поведения, ознакомления родителей с приемами воспитания и выявления опыта семейного воспитания. Перед посещением необходимо предварительно договориться о визите. Во время посещения семьи, разговор желательно начинать с положительных сторон ребенка. Воспитатель должен быть тактичен, сдержан. В конце беседы договориться о совместных приемах воспитания. Рекомендуется посещать семью 2 раза в год.

- Беседа. Требования к беседе: должна быть конкретной,

содержательной, родители должны получить новые знания.

- Папка выпускника. Содержание папки: на обложке № детского сада,

название, фото, Ф/И ребенка, в каком году выпускается; в папке: рисунки, фото ребенка, интересные высказывания. Цель: пропаганда идеи общественного воспитания, память для ребенка.

- Привлечение родителей к выступлению на родительских собраниях.

Цель: обмен опытом семейного воспитания, либо советы специалиста.

Коллективные формы включают:

- Групповая консультация проводится 3-4 раза в год, когда большая

часть родителей нуждается в рекомендациях по одному и тому же вопросу. Могут проводить воспитатели, сотрудники детского сада.

- Родительский лекторийспособствует повышению педагогической

культуры родителей, их психолого-педагогической компетенции в семейном воспитании, выработке единых подходов к воспитанию детей. В определении тематики мероприятий участвуют родители.

- Родительский клубпроводится в форме встреч и требует специальной

подготовки. Цель клуба – вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания. Главное условие успеха таких встреч – добровольность и взаимная заинтересованность.

- Конкурсыпозволяют познакомиться с увлечениями родителей и

внедрение опыта в другие семья (поделки из природного материала, лучший уголок дома). Объявляется тема конкурса, ведутся переговоры с родителями.

- День открытых дверейрекомендуется проводить 2-3 раза в год. О его

проведении извещают заранее. Цель: познакомить родителей с воспитательной работой в дошкольном учреждении, его содержанием, методами. Родители имеют возможность понаблюдать за своими детьми в коллективе сверстников. Такая форма требует предварительной работы и включает в себя следующие моменты: продумать содержание воспитательно-образовательной работы в этот день; спланировать работу, исходя из пожеланий родителей. Необходимо показать не только занятия, но и труд, режим, игры. Заранее предупредить родителей о том, чтобы они не отвлекали детей, все вопросы в конце дня. После – беседы с родителями, рекомендации для родителей.

- Общее родительское собрание проводится со всеми родителями 2

раза в год. Цель: знакомство коллектива родителей с более широкими вопросами воспитания детей. Организует его администрация. Кроме вопросов воспитания решаются также организационные и хозяйственные вопросы. Готовятся разнообразные выставки, пригласительные билеты, сувениры, концерт детской самодеятельности. На общем собрании выносится решение, которое доводится до сведения всех родителей детского сада.

- Групповое родительское собрание.Рекомендуется проводить 1 раз в

квартал в соответствии с годовым планом работы. На собрании родителей знакомят с целями, задачами, формами, методами воспитательной работы с детьми. О сроке и теме собрания родителей знакомят за 3-4 дня.

В подготовку к родительскому собранию входит: подготовка сообщения, фрагменты работы с детьми, наглядность.

К наглядным формам относятся:

- Рукописные газеты и журналы.Целью издания в детском саду газет и

журналов является привлечение внимания родителей к различным аспектам воспитания и обучения детей в детском саду и семье, а также приглашение к сотрудничеству. Рукописные газеты и журналы рассказывают родителям об особенностях физического, психического, социального развития дошкольников: о жизни ребят в детском саду (нередко в юмористической форме); дают рекомендации по воспитанию и обучению детей раннего и дошкольного возраста. Эта форма удобна тем, что родители могут ознакомиться с газетой или журналом в то время, когда по тем или иным причинам ожидают своего ребенка в приемной.

- Тематические выставки. Позволяют знакомить родителей с

актуальными вопросами общественной жизни, теории и практики воспитания детей или лучшего семейного опыта. Содержание выставки определяется воспитанием и обучением в детском саду, организационной воспитательной работой в данной группе, уровнем развития детей. Тематическая выставка может быть приготовлена как для родителей одной группы, так и для родителей всего учреждения. Теоретический и практический материал должен быть кратким, четко сформулированным, соответствовать теме.

- Памятки - это хорошо структурированный короткий текст,

напоминающий о чем-либо, а также призывающий родителей к осознанному воспитанию детей в семье и сотрудничеству с детским садом в решении различных образовательных задач. Чаще всего родители получают памятки в рамках проводимых в детском саду мероприятий для детей и родителей (родительские собрания, конференции, консультации и т. д.).

- Стенды - это наглядная форма предъявления информации. На стендах

целесообразно размещать информацию для родителей трех видов:стратегическую (многолетнюю),тактическую(годичную),оперативную. Стратегическая информация – это необходимые родителям сведения о задачах развития ДОУ на перспективу, о реализуемой образовательной программе. Тактическая информация – это сведения о режиме дня ребенка, о задачах и содержании воспитательно-образовательной работы в группе на год. Оперативная информация – это сведения об ожидаемых или уже прошедших мероприятиях в группе, детском саду, районе (акциях, конкурсах, выставках, встречах в родительском клубе, экскурсиях).

 

 

Заключение

 

В ходе нашего исследования были рассмотрены вопросы о том, что семья и дошкольное образовательное учреждение в хронологическом ряду связаны преемственностью, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.

Семья и ДОУ имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей в школу.

Семья является институтом первичной социализации. Детский входит в систему опосредованного, или формального, окружения ребенка и представляет собой институт вторичной социализации. Все этапы процесса социализации тесно связаны между собой.

В настоящее время необходимость общественного дошкольного воспитания не вызывает ни у кого сомнений. В последние годы к дошкольным учреждениям предъявляются повышенные требования.

Современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада) и наружу (сотрудничество ДОУ с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательными, музыкальными, спортивными школами, библиотеками и т.д.).

Взаимодействие детского сада и семьи должно пронизывать всю воспитательно-образовательную работу в ДОУ. Необходимо следить за тем, чтобы педагоги использовали различные формы работы, уделяя внимание совершенствованию практических воспитательных навыков родителей (беседы и другая работа должны подтверждаться практическими наблюдениями, совместной деятельностью детей и родителей и т.п.).

 

Особое значение должно придаваться изучению условий воспитания детей в семье. Помимо вышеуказанных методов анкетирования и тестирования существует масса других способов изучения семьи, как групповых, так и индивидуальных. Самым распространенным является посещение семьи социальным педагогом или воспитателем.

 

 

Список литературы:

 

1. Амонашвили Ш. А. В школу с шести лет. - М., 1986.

 

2. Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание. 1998. N 6. С. 66 - 70.

 

3. Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание. 2002. N 9. С. 52 - 58.

 

4. Байбородова Л. В. Взаимодействие школы и семьи: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2003. - 224 с.

 

5. Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание. 2003. N 1. С. 82 - 92.

 

6. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). - Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.

 

7. Григорьева Н., Козлова Л. Как мы работаем с родителями // Дошкольное воспитание. 1998. N 9. С. 23 - 31.

 

8. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. N 1. - С. 41 - 49.

 

9. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. N 1. - С. 60 - 68.

 

10. Доронова Т. Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей «Из детства - в отрочество» // Дошкольное воспитание. 2000. N 3. - С. 87 - 91.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: