по русскому языку в 10 классе




Задания для проведения муниципального этапа олимпиады

1.

Расставьте ударения в словах:

 

Премированный, сметливый, истерия, баловать, газопровод, кремень, ободрить, ополоснутый (стакан), углубить, оптовый.

 

2.

Подчеркните правильный вариант произношения.

 

Афера — афёра, новорожденный — новорождённый, истекший — истёкший, бытие — бытиё, опека — опёка, оседлый — осёдлый, свекла — свёкла, забеленный — забелённый.

 

3.

Определите значение приведенных ниже слов. Как называются такие слова? Заполните пропуски в предложениях.

1)

Спасательный —

Спасительный —

И хотя _____________ остров был уже на виду, лосенок, как видно, потерял силы (В. Песков).

Пришел ____________ пароход и стал спускать под воду водолазов (Б. Житков).

2)

Пуганый —

Пугливый —

Обычно _____________ и осторожные, олени стали появляться на железной дороге (В. Песков).

Чрезмерная осторожность _____________ врага затрудняла трем друзьям и без того неимоверно тяжелый путь (Б. Полевой).

3)

Удачливый —

Удачный —

Ловят карасей, по преимуществу, сетью или неводом, но чтобы ловля была ____________, необходимо иметь сноровку (М. Салтыков-Щедрин).

Золотухиной, которая вообще в своих предприятиях была ____________, посчастливилось и на этот раз (М. Салтыков-Щедрин).

4.

Известно, что названия многих московских (и не только) улиц, переулков и т.д. связаны с названиями профессий людей, которые там когда-то жили. Например: Малая Брóнная улица и Большая Брóнная улица. Современные названия улицы получили по Брóнной слободé, населений которой первоначально составляли мастера-оружейники (брóнники), изготовлявшие в том числе «броню» — панцири, кольчуги и т.д. Определите, какие профессии дали названия перечисленным ниже улицам, переулкам.

1) улица Хамóвнический Вал;

2) Калáшный переулок;

3) Сыромятническая (Верхняя Сыромятническая, Нижняя Сыромятническая, Новая Сыромятническая) улица;

4) Гончáрная улица;

5) Большой Овчúнниковский переулок;

6) Скорняжный переулок;

7) Скáтерный переулок.

5.

В приведенных ниже отрывках найдите перифрáзы. Дайте определение термина перифрáз(а). Замените перифразы однословными наименованиями.

1) Хотя мы знаем, что Евгений / Издавна чтенье разлюбил, / Однако ж несколько творений / Он из опалы исключил: / Певца Гяура и Жуана / Да с ним еще два-три романа, / В которых отразился век / И современный человек / Изображён довольно верно… (А.С. Пушкин. Евгений Онегин);

2) Люблю тебя, Петра творенье, / Люблю твой строгий, стройный вид, / Невы державное теченье, / Береговой её гранит… (А.С. Пушкин. Медный всадник);

3) Суровый Дант не презирал сонета; / В нём жар любви Петрарка изливал; / Игру его любил творец Макбета; / Им скорбну мысль Камоэнс облекал (А.С. Пушкин. Сонет);

4) Солнце нашей поэзии закатилось! … скончался, скончался во цвете лет, в середине своего великого поприща!.. (В.Ф. Одоевский);

5) В гражданстве северной державы, / В её воинственной судьбе, / Лишь ты воздвиг, герой Полтавы, / Огромный памятник себе (А.С. Пушкин. Полтава).

6.

Многие русские географические названия вызывают у нас определённые ассоциации, нашедшие отражение в устойчивых словосочетаниях. Например: Тула тульский пряник, тульский самовар и т.д. Какие устойчивые словосочетания связаны с названиями Тамбов, Курск, Рязань, Коломна, Вологда?

 

7.

Прочитайте фразеологизмы из чешского языка. Подберите русские эквиваленты.

Vyhazovat peníze z okna (Бросьте ваши деньги в окно); Zabít dvě mouchy jednou ranou(Убить две мухи одним ударом). Držet (někomu) palce (Держать кому-нибудь пальцы). Znát něco jako své boty (Знать что-то как свои ботинки). Chodit kolem horké kaše (Ходить вокруг горячей каши).

8.

Заполните пробелы в предложениях.

 

1) Слово перестреливаться образовано от слова _______________ _________________ способом.

2) Слово вывих образовано от слова _______________ _________________ способом.

3) Слово тотчас образовано от ______________ _________________ способом.

 

9.

Рассмотрите синтаксические конструкции, встречающиеся в литературе XIX века и языке русских эмигрантов. Почему они являются отступлениями от нормы современного русского языка? Каковы причины появления подобных конструкций?

Запишите предложения, исправленные вами в соответствии с современной нормой.

1. Я с сестрой в Институте получили хорошее образование и знание языков (Н. Горская, «Воспоминания»).

2. Софья и я, мы не любим сладкого (Ф. Достоевский, «Подросток»).

3. Дело идёт о том самом блестящем молодом человеке, который несколько лет до того появился на петербургском горизонте (В.Д. Набоков, «Воспоминания»).

4. Я сама с младшим братом Владимиром нашли очень бедный деревянный дом (О. Третьякова-Апухтина).

5. Оказывается, 10 дней перед этим, премьер получил полицейский рапорт (Л. Васильчикова).

6. Лида и я, мы пишем статью в сборник Реформатского (частное электронное письмо, лингвист, 67 лет, 22 года в Канаде).

7. Циркуляр был разослан три месяца после обещания (С. Волконский, «Родина»).

 

10.

Переведите текст. Определите в нем значение выделенного слова:

Се же бяше по смотрению Божию быти сему, яко да от Бога книжное учение будет ему, а не от человекь; еже и бысть. Скажем же и сие, яко от Божиа откровениа умhти ему грамоту. Въ единъ убо от днии отець его посла его на взыскание клюсят. [Так и Саул] иже посланъ бяше отцомь своим Киссом на взыскание осляти; он же шед обрhте святого пророка Самоила <…>. Сице и блаженныи отрокъ <…> послан бо бысть отцомь своим Кирилом <…> обрhте етера черноризца, старца свята, странна и незнаема, саномъ прозвитера <…> И рече ему старець: «<…> И о грамотh, чадо, не скръби: вhдыи буди известно, яко от сего дне дарует ти Господь грамотh умhти зhло добрh <…>» (Житие преподобного Сергия Радонежского)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: