Экспорт в международной торговле




Введение

 

Международные отношения, как область человеческого общения, слагаются из многих факторов. Среди них в современном мире все более весомое значение приобретает внешнеэкономическое производство, охватывающее широкий круг проблем на геополитическом уровне, в том числе отражающее внешнеэкономическую деятельность отдельных хозяйствующих субъектов. Вместе с тем дальнейшее развитие рыночной экономики в стране и регионах, выход на международные рынки отечественных товаропроизводителей выдвигают необходимость постоянного поиска средств воздействия на процессы такого рода с целью сохранения и дальнейшего развития своего места на международных рынках. Все это требует создания эффективной системы мер развития не только экспортоориентированного производственного комплекса, но и экономики в целом.

Для Республики Беларусь тема экспорта, его стимулирования на сегодняшний день наиболее актуальна в силу специфики белорусской экономики. Дело в том, что в силу исторических предпосылок и в связи с близостью к России Республика Беларусь является экспортоориентированной экономикой. Что это означает для нашей экономики особенно в период кризиса? В условиях падения мирового спроса на все группы товаров, особенно касаемо инвестиционных товаров, Беларусь теряет очень много валютной выручки, что создает давление на валютный курс, а далее по цепочке: девальвация, инфляция, падение зарплат, падение уровня жизни населения.

Поэтому сегодня для Республики Беларусь очень важно повышение конкурентоспособности товаров, и кризис тогда в меньшей степени будет влиять на белорусскую экономику. Примеры тому – компания ABB, которая являясь транснациональной, не только не уменьшила выручку, а только увеличила.

Цель работы – изучить динамику экспорта Республики Беларусь, и дать рекомендации по его стимулированию.

Объект исследования – экономика Республики Беларусь.

Предмет исследования – международные отношения.

Задачи, которые следует решить в ходе написания работы:

1. Охарактеризовать понятие экспорта и его важность для экономики страны.

2. Выявить динамику экспортных потоков Республики Беларусь.

3. Определить политику государства по стимулированию экспорта РБ.

 

 


Экспорт в международной торговле

 

Экспорт – это вывоз из стран произведенных, выращенных или добытых товаров отечественного производства (в том числе товаров иностранного происхождения, которые ввозятся в страну и подвергаются существенной переработке, изменяющей их основные качественные или технические характеристики).

Импорт – это ввоз товаров в страну из-за рубежа.

В международной статистической практике различают две системы учета эк спортно-импортных операций – специальная и общая. При общей системе учета внешней торговли экспорт и импорт регистрируются, когда товар пересекает государственную границу, а при специальной – когда он пересекает таможенную границу страны.

В соответствии с рекомендациями Статистической комиссии ООН в таможенной статистике Республики Беларусь учет ввоза и вывоза товаров осуществляется на основании общей системы учета внешней торговли. При этом учитываются следующие категории товаров.

Импорт:

– товары, ввозимые для свободного обращения;

– реимпортируемые товары;

– товары, ввозимые для переработки на таможенной территории;

– товары, ввозимые после переработки вне таможенной территории;

– товары, ввозимые для переработки под таможенным контролем;

– товары, ввозимые на территорию страны в соответствии с режимом реэкспорта;

– товары, ввозимые на государственную территорию РФ в свободные таможенные зоны и на свободные склады;

– ввозимые товары, от которых лицо отказывается в пользу государства;

– иностранные товары, ввозимые в магазины беспошлинной торговли;

– товары, временно ввозимые для аренды сроком на один год и более.

Экспорт:

– товары, вывозимые в соответствии с таможенным режимом экспорта;

– ввезенные в страну товары, выпущенные для свободного обращения, а затем вывозимые за границу страны в соответствии с таможенным режимом экспорта;

– товары, вывозимые после переработки на таможенной территории;

– товары, вывозимые после переработки под таможенным контролем;

– товары, вывозимые для переработки вне таможенной территории;

– товары, вывозимые с территории страны в соответствии с режимом реэкспорта;

– товары, вывозимые за границу страны из свободных таможенных зон и со свободных складов;

– иностранные и российские товары, вывозимые за границу страны из магазинов беспошлинной торговли;

– товары, временно ввозимые для аренды сроком на один год и более.

Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является внешняя торговля. На долю торговли приходится около 80 процентов всего объемам международных экономических отношений. Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. В современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения. [4, с. 267]

В этой связи значительный интерес представляет изучение как теорий, раскрывающих принципы оптимального участия национальных экономик в международном товарообмене, факторы конкурентоспособности отдельных стран на мировом рынке, так и объективных закономерностей развития мировой торговли. Особую значимость эти проблемы имеют для Беларуси и других стран, вставших на путь создания развитой рыночной экономики, ориентированной на активное участие в мировой торговле.

На протяжении всего развития хозяйствования различные экономические школы выдвигали свои пути развития экономики. В исследованиях зарубежных экономистов большое значение придавалось объяснению природы внешней торговли и места экспорта в хозяйственной жизни государства. У истоков изучения особенностей внешней торговли стояли исследователи эпохи меркантилизма, считавшие, что в интересах каждой нации способствовать увеличению экспорта при ограничении импорта. К концу 18-го века меркантилистский подход уступил место идее Адама Смита о «свободной торговле». Свою точку зрения А. Смит раскрыл в труде «Исследование о природе и причинах богатства народов», где он вывел принцип взаимовыгодной торговли, в основании которого лежит тезис о том, что различия в абсолютных издержках есть основа выбора товаров для экспорта и импорта. Дальнейшее обоснование выгод международной торговли было сформулировано Д. Рикардо. Им был открыт закон сравнительного преимущества, в основе которого лежит тезис о том, что «страна должна экспортировать товары, в выпуске которых она располагает наибольшим сравнительным преимуществом». 2В 20 веке экономисты продолжили изучение использования возможностей экспорта на основе теории сравнительного преимущества. В частности, Д. Кейнс и авторы неокейнсианского варианта внешней торговли делают вывод, что роста внешнеторгового баланса недостаточно, чтобы страна была более развита. По их мнению, она должна быть прогрессивнее в тех областях, где ей принадлежит преимущество по сравнению с другими.

Напротив американский ученый М. Портер воспринял тезис Д. Рикар-до о сравнительном преимуществе критически. Он, в своем труде «Международная конкуренция» пришел к выводу о необходимости разработки новой парадигмы, стержнем которой предлагается теории конкурентоспособности. В основе конкуренции, по Портеру, лежат конкурентные преимущества страны. Критериями преимущества в международной конкуренции М. Портер считает: наличие крупного и постоянного экспорта в значительный ряд стран. Он выделяет четыре основные детерминанты конкурентных преимуществ («ромб детерминантов»): факторные условия, стратегия фирм, родственные или поддерживающие отрасли и параметры спроса, причем каждый детерминант влияет на все остальные. Теория М. Портера придает большое значение государству в повышении конкурентоспособности национальных товаров и услуг на мировом рынке, причем создание конкурентной среды на внутреннем рынке берется за основу развития экспортных производств: «Рост доли страны в мировом экспорте влечет за собой повышение уровня жизни, если возрастание экспорта продукции отраслей с высокой продуктивностью повышает ее уровень в целом по стране. И наоборот: сокращение доли мирового экспорта из-за неспособности этих отраслей увеличивать экспорт – уже сигнал опасности». 'Стратегическое направление деятельности государства и непосредственно производителей заключается в создании конкурентных преимуществ над экономиками стран – соперниц.

Построение внешнеэкономических отношений государства базируется на двух основополагающих моделях международной торговли, ориентированных на экономический рост государства. Первая из них основывается на идее промышленного импортозамещения. Эта модель во главу угла ставит развитие внутреннего рынка промышленных товаров. В противовес данной модели вторая концепция основана на максимальном использовании преимуществ международной промышленной специализации и кооперации с целью расширения экспорта местной промышленной продукции. Исходя из специфики данной работы рассмотрим подробнее вторую из приведенных выше моделей. [7, с. 132]

Сторонники данной модели развития экономики полагают, что эффективный экономический рост в современных условиях возможен лишь при основополагающей роли промышленного экспорта. В основе экспорторасширяющего индустриального роста лежат несколько взаимодополняющих теоретических подходов. В том случае, когда экономическое развитие государства достигается за счет прироста межотраслевой торговли, объяснение базируется на неоклассической теории сравнительных преимуществ, разработанной шведскими экономистами Э. Хекшером и Б. Олином. В отличие от классической теории, обосновывающей необходимость международной торговли с позиции различной производительности труда при производстве одного и того же товара в разных странах, неоклассическая теория исходит из того факта, что все страны имеют одинаковый доступ к технологиям производства всех товаров. Смысл теории Хекшера-Олина заключается в том, что «товары, требующие для своего производства значительных затрат (избыточных факторов производства) и небольших затрат (дефицитных факторов), экспортируются в обмен на товары производимые с использованием факторов в обратной пропорции. Так, в скрытом виде экспортируются избыточные факторы и импортируются дефицитные факторы производства». Когда дело касается внутриотраслевого международного обмена на основе монополистической конкуренции, экспортоори-ентированный экономический рост может быть объяснен с точки зрения теории эффекта экономии на масштабе производства, разработанной П. Кругманом.

Необходимо отметить, что в отличие от сторонников неокейнсиан-ской школы представители неоклассического направления экономической теории при разработке концепции хозяйственного развития предлагают учитывать дуализм, присущий большинству развивающихся и переходных экономик, выражающийся в наличии традиционного аграрного или сырьевого сектора и современного промышленного производства. При этом экономический рост связывается ими с опорой на внутренние ресурсы, перераспределяемые из традиционных секторов в промышленный. 2Вместе с тем, с точки зрения современных реалий, экономическое развитие в условиях переходной экономики невозможно без реформации всей системы неэкономических переменных, в том числе без изменения широкого спектра формальных и неформальных правил, а также способов их поддержания. Поэтому при построении рассматриваемой концепции роста в трансформационной среде помимо названных теоретических подходов следует учитывать выводы институциональной теории, подводящие своеобразный базис под программы неоклассиков и неокейнсианцев.

Все современные исследователи-экономисты признают тот факт, что именно экспорт является сегодня тем «мотором», который вносит наибольший вклад в развитие мировой экономики. Развитие экспорта создает условия для обеспечения экономической, технологической, продовольственной и финансовой безопасности страны. В наши дни на экспорт приходится свыше 20% мирового ВНП и эта доля постоянно растет в связи с опережающим ростом мировой торговли по сравнению с мировым производством.

На макроуровне роль экспорта характеризуется следующими факторами:

• Участие Республики Беларусь в международном разделении труда и системе хозяйственных связей определяется не импортом продукции, а производством и конкурентоспособностью продукции на мировом рынке, возможностями страны как поставщика продукции на мировой рынок, соответствием потребительских свойств, качества продукции и уровня издержек требованиям мирового рынка.

• Развитие экспорта предполагает наличие в составе экономики страны определенного экспортного потенциала, отвечающего по параметрам качества, потребительских свойств продукции и уровню издержек требованиям мирового рынка.

• Величина экспорта определяет возможности получения страной иностранной валюты, которая важна для модернизации и структурной перестройки экономики на базе новейших технологий и видов техники, оплаты импорта тех товаров, для производства которых у России нет необходимых ресурсов и благоприятных условий. На полученную от экспорта продукции валюту и другие материальные ценности приобретается больше товаров, чем на средства, которые могли быть получены при направлении тех же самых ресурсов на производство товаров внутри страны.

• На основе активного внешнеторгового баланса может быть получена валюта для обслуживания и погашения внешнего долга страны. Рост экспорта способствует достижению положительной величины платежного баланса страны.

В фокусе большинства отечественных исследований традиционно находилось воздействие на экспорт со стороны государства, что подразумевает принятие благоприятствующего экспорту законодательства и создание различных институтов и стимулов для увеличения экспорта. Современные исследования в данной области базируются на достаточно подробно разработанной теоретической концепции, четкой системе сбора и интерпретации данных о ВЭД. [7, с. 154]

На микроуровне экспорт определяется реальными возможностями экспортоориентированных производств. Под такими производствами в работе понимается технологически целостно организованный выпуск предприятиями продукции на экспорт в определенных количественных и качественных параметрах. На наш взгляд, количественные параметры могут быть выражены показателями, характеризующими объемы и общую рентабельность, высокую прибыльность произведенных товаров и предприятия в целом в результате экономической ориентации на экспортные операции. Качественные параметры продукции таких производств предполагают их высокую и устойчивую конкурентоспособность по сравнению с аналогичной массой продукции на соответствующих мировых товарных рынках. Поэтому характеристика формализованной сущности экспортоориентированных производств не может быть выражена в какой-либо одной универсальной математической формуле, а зависит от комплекса специфических особенностей и факторов того или иного производства. Это означает, что должна применяться на практике тщательно разработанная система дифференцированного подхода к экономической аттестации производств как экспортоориентированных. Именно такой критерий должен быть положен в основу государственной экономической политики, призванной также всесторонне учитывать требования мирового рынка, динамику его конъюнктуры, спроса и предложения. В наше время на первый план выходит и стабилизирующая функция экспортного комплекса. Мировой рынок характеризуется значительно большей устойчивостью по сравнению с национальным рынком, поэтому при обострении кризисных явлений в национальной экономике экспортоориентированные предприятия становятся тем «якорем», который удерживает технологически связанные с ними предприятия от полного финансового краха.

Обобщая сказанное можно отметить, что планомерная экспортная ориентация промышленности требует выработки стратегии ее развития, которая может иметь самый общий вид и быть детализированным настолько, чтобы включить все элементы, необходимые для воплощения отвлеченных предположений в жизнь.

Внешнеориентированнная стратегия представляет собой стратегию государства, направленную на расширение поставок продукции внутреннего производства на внешние рынки.

На первом этапе реализации экспортоориентированной стратегии необходимо поощрять вывоз широкого спектра продукции различных отраслей экономики, имеющих сравнительные преимущества перед зарубежными аналогами. Это дает возможность государству увеличить его сбережения.

Для поддержания экспортоориентированных производств на втором этапе государству необходимо осуществить обширный комплекс мер от целенаправленного занижения обменного курса национальной валюты, сдерживающего увеличение потребления, до налоговых, кредитных, амортизационных льгот, включая прямые дотации, предоставление различных преференций на импорт производственных товаров, необходимых для оснащения экспортной индустрии. С ростом экспортных товаропотоков открывается возможность для увеличения сбережений внутри страны, что способствует расширению емкости национального рынка, а значит, создает необходимые предпосылки для развития импортозамещающих отраслей. В отличие от импортозамещающей стратегии, курс на самообеспеченность в данном случае не является самоцелью, а проводится на избирательной основе. Критерием здесь служит рентабельность производства.

Вместе с тем экспортоориентированная стратегия развития экономики содержит в себе ряд отрицательных сторон. К их числу следует отнести:

• Высокую зависимость экономики страны от мировых рынков;

• Усиление финансовой, технологической и товарной зависимости от промышленно развитых стран;

• Первоначально развивается ограниченный круг предприятий, выпускающих экспортонаправленную продукцию;

• Реализация внешнеориентированной стратегии со своей стороны предполагает обеспечение соответствующего благоприятного торгового режима по отношению к товарам, поступающим из стран – импортеров отечественной продукции.

И все же, несмотря на наличие ряда существенных недостатков, реализация данной модели построения внешнеторгового режима в современных условиях представляется нам более целесообразной. Главным и определяющим ее преимуществом является то, что данная стратегия создает условия для интеграции в мирохозяйственные связи как государства в целом, так и его субъектов. Производство востребованной за рубежом продукции дает стране возможность стать полноправной участницей международных производственно-технических цепочек, а это в свою очередь придает устойчивость отечественной экономике, делает ее менее уязвимой, повышает потенциал развития народного хозяйства.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: