Глава X. Брахмавидья и женщины




В. Ты говорил о строгом режиме; мужчины тоже должны соблюдать его, не так ли?

О. Конечно! Они тоже из плоти и крови, костей и мозга, их также мучает болезнь. Каждый человек, подверженный рождению и смерти и страдающий в этом круге, нуждается в этом лекарстве. И кто бы ни прибегал к этому средству, также должен соблюдать режим. Мужчина или женщина, если они пренебрегают режимом, не смогут получить избавления от болезни. Мужчины не могут похвастаться, что они свободны от режима, они должны в точности придерживаться его и соблюдать его строго. Даже если человек получил брахмопадеш (посвящение в духовный путь осознания Брахмы), если он не имеет таких добродетелей, как сама и дама, он не спасется, будь то мужчина или женщина.

В. Но свами, почему так много ученых, знающих шастры, говорят, что женщина не имеет права стремиться к брахмавидье? В чем причина?

О. Нет никакой причины объявлять женщин не имеющими прав на брахмавидью. Вишнумурти обучил Бхудеви славе Гиты; Парамешвара обучил Парвати брахмататтве при помощи гуру-гиты. Именно гуру-гита имеется в виду, когда говорят «Парвати Увача». Что значат эти слова? Кроме того, Ишвара посвятил Парвати в йогашастру и мантрашастру. В Брихадараньяка-Упанишаде упоминается, что Яджнавалкья обучил Майтрейю той же самой брахмавидье. Это хорошо известный факт. А теперь ты и сам можешь судить и сделать свой собственный вывод, имеют ли женщины право на брахмавидью или нет.

В. Есть и другие, свами, которые говорят, что женщина не лишена права на брахмачарью и саньясу. Правда ли это? Запрещают ли это Веды?

О. В Ведах есть две части: кармаканда и джнянаканда. Кармаканда для новичков, неразвитых; Джнянаканда для более продвинутых, образованных интеллектуалов. Там нет упоминания о мужчине или женщине в этой связи. Начинающие связаны с миром миром; как они могут понять трансцендентное сообщение об атме в джнянаканде? В Брихадараньяке упоминается о Гарге и Майтрейе, светящихся духовным сиянием брахмачарьи и саньясы. В Махабхарате также мы видим Шубха Йогини и других женщин, которые являются идеальными женщинами, полными добродетели.

В. Могут ли женщины достичь брахмавидьи, если они замужем?

О. Почему бы нет? Мадаласа и другие достигли брахмаджняны, хотя были грихастхами, домохозяйками. Ты, должно быть, слышал об этом от Йогавасиштхи и из Пуран, как они достигли самого высшего из благ, брахмаджняны. И потом, разве в Упанишадах не говорится, что Катьяини, Саранги, Сулабха, Вишваведа и другие были последовательницами брахмаджняны?

В. Свами, есть ли женщины, которые достигли брахмаджняны, будучи грихастхами? И кто достиг его, будучи саньясини? Были ли те, кто осознал это на стадии ванапрастха? Есть ли женщины, которые достигли его на стадии брахмачарьи?

О. Не думай, что нет женщин, достигших брахмаджняны на какой-либо одной из перечисленных стадий. Чходала достигла его, будучи грихастхой, Сулабха-йогини достигла его, будучи саньяси, Майтрейя достигла его на стадии ванапрастхи, и Гарги достигла его на стадии брахмачарья. Были также другие великие женщины Бхараты, которые достигли этой высоты. Да и в наши дни есть многие, которые относятся к этой категории. Я просто упомянул эти четыре имени, потому что ты обратился ко мне с таким вопросом; поэтому не теряй хотя бы энтузиазма. Не стоит так переживать.

В. В то время как у нас есть столько примеров, когда женщины достигают брахмавидьи, как может существовать множество мнений, противоречащих этому. Как они могут накладывать ограничения на женщин?

О. Это полный абсурд — лишать женщин прав на достижение брахмаджняны. Но в мирских делах необходимо, чтобы они соблюдали некоторые ограничения. Эти ограничения служат только интересам дхармы и существуют для лока-кальяна (земного благополучия). Ради поддержания социального здоровья общества и морали нужно, чтобы женщины следовали им. Они слишком слабы, чтобы соблюдать определенные правила жизни и порядок; у них есть некоторые природные трудности и в этом причина ограничений. Это не значит, что есть какое-либо существенное унижение. Ведь даже пандиты и знатоки шастр достигают джняну путем благоговейного почитания, с которым они относятся к женскому божеству, Сарасвати. Главное божество Видьи, а также божества богатства и джняны — женщины. Это Сарасвати, Лакшми и Парвати. Даже в почтовой корреспонденции, когда адресат — женщина, к ней обращаются «Той … что подобна Лакшми» и т. д. Ты всегда говоришь о Матха-Питхе, Гаури-Шанкаре, Лакшми-Нараяне, Сите-Раме, Радхе-Кришне и т. д. Сначала женское имя, а потом — мужское. Отсюда ты можешь понять, как много почтения уделяется здесь женщине.

В. Осуждаешь ли ты различие между мужчиной и женщиной, как митхья-джняну, или ценишь его, как атма-джняну?

О. Мой дорогой! У атмы нет различия, она вечно чиста, лучезарна и сознательна. И она может быть только митхья-джняна и никогда не может быть атма-джняна. Различие коренится в упадхи, маске, ограниченности. Атма не может быть мужского рода, женского или среднего; упадхи — это форма, которая ограничивает и обманывает и которая носит имена.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: