Подготовка к написанию сочинения на фрагмент текста
Композиция сочинения
Содержание | Баллы (24б) | На какие вопросы нужно ответить? | Клише |
1. Проблема | Над каким вопросом размышляет автор? | Писатель размышляет над проблемой(чего)… Что такое...? (какого человека называют..?) Такие вопросы ставит… | |
2. Комментарий к проблеме с опорой на текст (2 примера-иллюстрации из текста+пояснение+связь между примерами) | На каких примерах автор строит рассуждение? Как развивается ход его мысли? | 1. Художественный текст: - писатель изображает… - стоит обратить внимание на (мысли, слова, поступки) героя… - симпатии автора на стороне героя, который… 2. Публицистический текст: - автор спорит с (кем)… - Особого внимания заслуживает мнение автора о … - автор не случайно приводит слова… - автор обращается к собственному опыту и вспоминает… Связь: противопоставление, сопоставление (сравнение), следствие, причина, уступки… | |
3. Позиция автора | Как автор отвечает на поставленный вопрос? | Автор считает, что… Автор убеждает нас в том, что… Автор подводит к выводу о том, что… Позиция автора может быть сформулирована… | |
4. Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста. Обоснование своего мнения (аргументы) | Соглашаетесь ли с автором? Как бы вы ответили на этот вопрос? Какими примерами из жизни, художественной литературы вы можете подкрепить свою позицию? | Я согласен с автором… Не могу не согласиться с мнением автора. | |
5. Заключение | Какой вывод можете сделать? | Таким образом… Следовательно… В заключение хочу подчеркнуть… |
План сочинения ЕГЭ
|
1. Вступление
2. Проблема
3. Связка
4. Комментарий (1-й пример)
5. Пояснения к комментарию
6. Связка
7. Комментарий (2-й пример)
8. Пояснение к комментарию
9. Связка
10. Позиция автора
11. Собственная позиция
12. Обоснование своей позиции (аргументы, доказательства)
13. Заключение
2. Виды аргументов (к №4):
- примеры из жизни
- собственные наблюдения и выводы
- ссылки на авторитеты
- примеры из художественной литературы (пословицы, поговорки, афоризмы!)
- примеры из кинофильмов
- примеры из научной литературы
Структура аргумента (к №2и №4)
- тезис
- логический переход
- пример
- микровывод
Образец сочинения
Отрывок из повести В.М.Санина «Когда я был мальчишкой»
О чём только не мечтали в войну! Идёшь по улице — и вдруг находишь целую хлебную карточку! Или: союзники открыли второй фронт. Вот это было бы здорово! Но никогда и нигде я не слышал ничего прекраснее мечты моей мамы — нет, всех миллионов мам: «Эх вы, сони, проспали — война окончилась!»
Тем, кто не жил этой мечтой, тем, кому она не заменяла хлеба, одежды, крова, её не понять. Можете напрячь воображение, вспомнить кинокартины о войне, книги о войне, рассказы дедушек и бабушек, пап и мам, сделать вид, что вы поняли и даже произнести: «Да-а-а!» — всё равно тем, кто не жил этой мечтой, её не понять.
А мы, мальчишки военных лет, понимали. В том числе понимал и я, далеко не самый пострадавший. Понимал и умом и сердцем, всем своим существом. Потому что на наших глазах окрасилась кровью родная земля. Потому что в городе, в котором я прожил короткие детские годы, теперь были фашисты. Потому что моя бабушка, мои тётки и их дети — мои братья и сестры — были расстреляны. Потому что мы каждый день видели газеты с фотографиями замученных, повешенных, растерзанных советских людей. Потому что от отца три месяца не было писем, пока он не вышел из окружения. Потому что я видел глаза мамы, когда эшелон увозил брата на фронт. Потому что я видел глаза мамы, когда к нам входил почтальон: кто знал, что он принёс в своей сумке? Потому что я видел и слышал, как бились головой о стену, катались по полу, выли женщины, потерявшие мужей и сыновей. Нет ничего трагичнее гибели и ничего прекраснее возвращения с победой.
|
В войну научились мечтать о главном. Вот почему я больше всего мечтал о том, как вернусь с фронта домой, своим ключом открою дверь — неожиданно — и увижу мамины глаза, из которых навсегда уйдёт печаль. (По В. Санину)
Проблема | В чём величайшая трагедия войны? На этот вопрос отвечает в своём тексте Владимир Маркович Санин. |
Первый пример | Автор вспоминает своё детство, пришедшееся на военные годы, и рассказывает о сокровенной мечте миллионов советских людей - мечте об окончании войны: «Тем, кто не жил этой мечтой, тем, кому она не заменяла хлеба, одежды, крова, её не понять». |
Пояснение к пер- вому примеру | Действительно, никакие книги или фильмы о войне не могут передать ужаса, боли и страданий, которые пережили люди военного поколения. |
Связь между при- мерами | Однако долг писателя, свидетеля событий войны, - рассказать читателям об этом страшном времени, поэтому далее автор перечисляет то, что навсегда врезалось ему в память. |
Второй пример | Перед нами разворачивается череда страшных картин: город, занятый оккупантами, газеты с фотографиями замученных фашистами людей, женщины, оплакивающие погибших мужей и сыновей... |
Пояснение ко второму примеру | И мы понимаем, почему рассказчик, как и все вокруг, мечтал о мире, о победе, мечтал увидеть, как печаль навсегда уйдёт из глаз его мамы и всех людей, которых коснулась война. |
Позиция автора | Так автор убеждает нас в том, что война - это страшная трагедия, потому что приносит с собой смерть, разруху, голод, физическую и душевную боль, невыносимые страдания. |
Собственное мнение | Трудно не согласиться с автором. Любая война – это потери. |
Обоснование своего мнения | Многие писатели рассказывали о войне. Например, из рассказа М.Шолохова мы узнаём о герое, у которого война отняла самое дорогое, оставила его совсем одиноким и потерянным, А.Соколов узнает о гибели жены и дочерей во время бомбежки в июне 1942 года. А в конце войны, в день победы, погибает и его сын. Шолохов на примере жизни своего героя показывает трагедию всего советского народа, вставшего на защиту родины. Хочется верить, что подвиг советского народа в Великой Отечественной войне будут помнить всегда, ибо только память способна отгородить, спасти от подобных потерь. |
Вывод | Нужно помнить о тех бедах, которые принесла в мир война, чтобы такое не повторялось. |
|