II. Индивидуальные характеристики знаков препинания
ОДИНОЧНЫЕ РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЗП
| ЗП
| ПОЗИЦИЯ
| ФУНКЦИИ
| СМЫСЛОРАЗЛИЧИТЕЛЬНАЯ
| ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ
| ТОЧКА
.
| конец предложения
| указание на повествовательный тон сообщения
| в парцеллированных структурах усиливает эмоциональность речи
| · Фиксирует конец предложения. Сильная степень разделения.
· В качестве «сильной запятой» употребляется в середине предложения при парцелляции.
· Как графический отграничитель используется после цифр при перечислении (1. 2. и т.д.).
· Имеет тенденцию к увеличению числа употреблений.
| ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК
| ЗП
| ПОЗИЦИЯ
| ФУНКЦИИ
| СМЫСЛОРАЗЛИЧИТЕЛЬНАЯ
| ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ
| !
| конец предложения
| второстепенная, зависит от конкретного текста
| основная и постоянная
| · Фиксирует конец предложения.
· Может употребляться в середине предложения как эмоциональный усилитель вставки или как эмоциональный синоним запятой при разграничении ОЧП:
Упрощенные концепции жизни (куда там до мировоззрения!) заполняют поведение человека агрессивного. (Д.С. Лихачев)
Все отвергал: законы! совесть! веру! (А. Грибоедов)
· Имеет тенденцию к увеличению числа употреблений.
| ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК
| ЗП
| ПОЗИЦИЯ
| ФУНКЦИИ
| СТРУКТУРНАЯ
| СМЫСЛОРАЗЛИЧИТЕЛЬНАЯ
| ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ
| ?
| конец предложения
| фиксирует конец предложения
| указание на вопрос
| при разграни-чении ОЧП
| · Показатель вопросительного характера предложения:
Кто мне откликнулся в чаще лесной? (Н. Заболоцкий)
· Может также употребляться в середине предложения как эмоционально-смысловой знак внутри вставки или как эмоциональный синоним запятой при разграничении ОЧП:
И каждый вечер, в час назначенный(Иль это только сниться мне?)Девичий стан, шелками схваченный, в туманном движется окне. (А. Блок)
Да что мне до кого! До них? до всех людей? (А. Грибоедов)
| МНОГОТОЧИЕ
| ЗП
| ПОЗИЦИЯ
| ФУНКЦИИ
|
середина конец
начало предложения
| ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ
| СМЫСЛОРАЗЛИЧИТЕЛЬНАЯ
| СТРУКТУРНАЯ
| …
| разнообразно проявляется в конкретных текстах
| указание на нарушение смысловой цепочки высказывания
| (второстепенная) может фиксировать конец предложения
| · Фиксирует пропуск текста при цитировании (в любой позиции):
В. Гумбольдт обращал внимание на возможность звуков: «Звук... своим индивидуальным качеством указывает на качества обозначаемого предмета».
· В начале предложения – для обозначения некоторого смыслового разрыва с предшествующим текстом:
Но только стучали колеса в черной пустоте: Ка-тень-ка, Ка-тень-ка, Ка-тень-ка, кон-че-но, кон-че-но, кон-че-но...
...Резко, будто влетев в тупик, вагон остановился, тормоза взвизгнули железным воплем, громыхнули цепи, зазвенели стекла. (А. Толстой)
· В конце и в середине предложения – обрыв высказывания как стилистический прием («фигура умолчания»):
В сотнях тысяч ламп погасли свечи, Барабана дробь… и тишина. (В. Высоцкий)
· В середине предложения – как сигнал неожиданности, алогизма (таких примеров много в заголовках газетных текстов):
«Солнце против … зноя».
· В любой позиции – как сигнал психологических пауз, разнообразных чувств, испытываемых автором сообщения:
Но зачем-то ему очень нужно пройти четыре четверти пути… (В.Высоцкий)
| ЗП
| ПОЗИЦИЯ
| ФУНКЦИИ
| СТРУКТУРНАЯ
| СМЫСЛОРАЗЛИЧИТЕЛЬНАЯ
| ЗАПЯТАЯ
,
| середина предложения
| разделение структурно-смысловых частей
|
сигнал перечисления
| · Разделяет (слабая степень разделения) ОЧП, части СП:
Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звезды, и луну.
(А.С. Пушкин)
Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно.
(Конфуций)
· Отделяет от предложения междометия, слова отрицания и утверждения:
Ой, цветет калина в поле у ручья. (Русская народная песня)
Нет, я не Байрон, я другой, Еще неведомый избранник… (М. Лермонтов)
| ЗП
| ПОЗИЦИЯ
| ФУНКЦИИ
| СТРУКТУРНАЯ
| СМЫСЛОРАЗЛИЧИТЕЛЬНАЯ
| ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ
;
|
середина предложения
| разделение структурно-смысловых частей
|
сигнал перечисления
| · Разделяет (средняя сила разделения) части БСП, реже – СПП или СПП в случае соподчинения придаточных, а также ОЧП:
Мы ехали довольно долго; наконец мой проводник остановился.
(И.С. Тургенев)
Функции знака во многом совпадают с функциями запятой. Ставится, когда части СП осложнены внутренними ЗП или далеки друг от друга по смыслу.
Имеет тенденцию к уменьшению числа употреблений.
| ЗП
| ПОЗИЦИЯ
| ФУНКЦИИ
| СТРУКТУРНАЯ
| СМЫСЛОРАЗЛИЧИТЕЛЬНАЯ
| ДВОЕТОЧИЕ
:
| середина предложения
| разграничение частей текста
| сигнал пояснительно-разъяснительных отношений
| · Ставится в ПП после обобщающего компонента перед ОЧП:
Письма пишут разные: слезные, болезные, иногда прекрасные, чаще — бесполезные. (К. Симонов)
· В СП употребляется на границе частей БСП с пояснительными, изъяснительными, следственно-причинными отношениями:
Слова подобны листьям: дерево, производящее их очень много, приносит очень мало плодов. (А. Поп)
Я знал: удар судьбы меня не обойдет. (М.Ю. Лермонтов)
· Имеет тенденцию к уменьшению числа употреблений. В практике письма часто заменяется знаком «тире».
| , –
| ЗАПЯТАЯ
И ТИРЕ[1]
| ПОЗИЦИЯ
| ФУНКЦИЯ – СТРУКТУРНАЯ
| середина предложения
| разграничение частей текста
| · В СПП при соподчинении препозитивных придаточных:
Кто виноват из них, кто прав, – судить не нам. (И. Крылов)
· Между частями периода (повышением и понижением):
А когда отгрохочет, когда отгорит и отплачется,
и когда наши кони устанут под нами скакать,
и когда наши девушки сменят шинели на платьица,-–
не забыть бы тогда, не простить бы и не потерять… (В. Высоцкий)
· Перед словом-повтором, связывающим компоненты предложения:
Иван Ильич чувствовал, что все без исключения, самые важные, самодовольные люди, – все у него в руках. (Л. Толстой)
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | ЗП
| ПОЗИЦИЯ
| ФУНКЦИИ
| СТРУКТУРНАЯ
| СМЫСЛОРАЗЛИЧИТЕЛЬНАЯ
| ТИРЕ
–
| середина предложения
начало предложения (при оформлении ПР)
|
фиксатор грамматических пропусков
| выражение результативных, сравнительных, противительных, условно-временных, причинно-следственных, а также соединительных отношений
| Знак широкого употребления.
· В ПП употребляется в случае пропуска глагольного компонента между подлежащим и именным сказуемым, на месте пропусков слов в неполном предложении, а также после ОЧП перед обобщающим словом:
Инерция – это комфорт душевной лени. (И. Вас.)
Теркин – дальше, автор – вслед. (А. Твардовский)
Река, роща, оба берега, зеленые и умытые, деревья и поле — все было залито ярким утренним светом. (А.П. Чехов)
· В СП – для выражения отношений между частями БСП, а также для передачи значений динамичности, резкой смены событий, для выражения присоединительных оттенков в ССП:
Скажешь слово погромче – тотчас эхо откуда-то отзовется. (А. Сурков)
Доверить стадо волку – не видать толку. (Посл.)
Мгновение –и публика опять замерла. (И. Тургенев)
В окружающей нас обстановке было что-то тоскливое, жуткое и неприятное – и это жуткое и тоскливое понималось всеми одинаково.
(В. Арсеньев)
· При оформлении прямой речи употребляется как знак-разграничитель для разделения реплик диалога:
– Есть хочешь? Обед в холодильнике. – Спасибо, не хочу. – В институте обедала? Ну как хочешь. (И. Грекова)
· Соединительное тире – для обозначения пространственных, временных и иных пределов:
Поезд Витебск – Брест; литература XIX – XX веков; отношения «учитель – ученик».
· Часто выступает в роли авторского знака, выполняя эмоциональную функцию:
Ах – разность в языках!
Не положенье – крах!
Но выход мы вдвоем поищем и – обрящем!
Люблю тебя и в прошлых временах –
И в будущем, и в прошлом настоящем! (В. Высоцкий)
· Имеет тенденцию к увеличению числа употреблений.
| ДВОЙНЫЕ ВЫДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЗП
| ДВЕ ЗАПЯТЫЕ
| ПОЗИЦИЯ
| ФУНКЦИИ
| СТРУКТУРНАЯ
| СМЫСЛОРАЗЛИЧИТЕЛЬНАЯ
| ,,
| середина предложения
| выделение компонентов предложения
| сигнал включения в высказывание дополнительной информации
| · Самый частотный из всех выделительных ЗП (слабая степень выделения).
· Эмоционально нейтрален.
· Выделяет обособленные члены предложения, вводные конструкции, обращения:
Дедушка, заглянув в ворота, остановился в недоумении. (А. Куприн)
А что, с вашей точки зрения, главное в командире? (К. Симонов)
Куй, кузнец, рази ударом. (С. Есенин)
· Выделяет придаточные части в интерпозиции:
Площадка, на котороймы должны были биться, изображала почти правильный треугольник. (М.Ю. Лермонтов)
· При совпадении левого элемента знака с началом или правого с концом предложения создается ситуация поглощения знака:
Разгоряченная шедшим впереди Гладиатором, лошадь поднялась слишком рано перед барьером. (Л. Толстой)
Иду я вдоль длинного забора по окраинной улице, поросшей зеленой травой.
(В. Гиляровский)
| ДВА ТИРЕ
| ПОЗИЦИЯ
| ФУНКЦИИ
| СТРУКТУРНАЯ
| СМЫСЛОРАЗЛИЧИТЕЛЬНАЯ
|
– –
| середина предложения
| выделение компонентов предложения
| сигнал включения в высказывание дополнительной информации
| · Знак средней степени выделения.
· Выделяет вставные конструкции:
Побуждаемые древним инстинктом — во что бы то ни стало устранить вероятного соперника, — каждый из нас острил, подсознательно старался елико возможно поддеть товарища. (М. Алексеев)
· Может участвовать в создании общего эмоционального тона высказывания:
Ну, а вороны – словно над падалью – вьются Над черной колонной врагов.
(В. Высоцкий)
| | | | | | | СКОБКИ
| ПОЗИЦИЯ
| ФУНКЦИИ
| СТРУКТУРНАЯ
| СМЫСЛОРАЗЛИЧИТЕЛЬНАЯ
| ()
| середина и конец предложения
| выделение компонентов, не являющихся ЧП
| сигнал включения в высказывание дополнительной информации
| · Знак высокой степени выделения.
· Выделяет вставные конструкции:
Очень благозвучно слово «Стожары» -– так в этих краях (да и не только в них) народ называет созвездие Ориона. (К. Паустовский)
· Может использоваться вне предложений для обозначения изолированной вставки или имени автора цитируемого текста:
Линии величественных зданий были чуть размыты северным воздухом и приобрели от этого особую выразительность. (Я сразу понял, что таких архитектурных чудес нет больше нигде на свете.) (К. Паустовский)
· Часто стал использоваться в качестве средства, позволяющего создать второй план повествования. Имеет тенденцию к увеличению числа употреблений.
| КАВЫЧКИ
| ПОЗИЦИЯ
| СТРУКТУРНАЯ ФУНКЦИИ
| «»
| любая
| выделение чужого высказывания
| · Знак узкого назначения. Формально выделяет чужую речь, цитаты:
«Слушай беззвучие, – говорила Маргарита мастеру, и песок шуршал под ее босыми ногами, – слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, – тишиной». (М. Булгаков)
· Графически используется для обозначения названий произведений искусства (роман «Война и мир», рок-опера «Юнона и Авось»), а также для указания на употребление слова в переносном или необычном значении (Поговорить любит, что поделаешь. У каждого есть недостатки. Важно "не заводить".), что не является областью пунктуации.
| , –, –
| ПОЗИЦИЯ
| ФУНКЦИИ
| СТРУКТУРНАЯ
| СМЫСЛОРАЗЛИЧИТЕЛЬНАЯ
|
| середина предложения
| выделение компонентов предложения
| сигнал включения в высказывание дополнительной информации
| Устаревший знак для выделения вставных конструкций. По своим характеристикам близок к ЗП два тире.
Почему бы нам после этой, – извините меня, друзья, за громкое выражение, – дуэли не устроить ужин с шампанским? (К. Паустовский)
| | | | | | |
[1] Как единый знак считается устаревшим, не во всех современных учебных пособиях попадает в реестр знаков препинания.
|
Поиск по сайту:
|