РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ




Простое нераспространенное предложение представлено только предикативной основой, то есть главными членами. Структурным признаком распространенного предложения является наличие хотя бы одного второстепенногочлена.
В настоящее время в вузовской и школьной практике анализа второстепенных членов ведущим является структурно-семантический подход к их выделению, который учитывает единство семантики и способа выражения словоформы, выступающей в роли члена предложения. При этом подходе в каждом члене предложения выявляется основное значение и основной способ выражения этого значения, такие члены предложения называются морфологизированными (согласуемые определения, выраженные прилагательными, причастиями, местоимениями-прилагательными; управляемые дополнения, выраженные формами косвенных падежей существительных и местоимений-существительных; обстоятельства, выраженные наречиями и деепричастиями). Если же члены предложения выражаются нетипичными для данного содержания формами, они называются неморфологизированными (определения и обстоятельства, выраженные падежными и предложно-падежными формами существительных, наречиями, инфинитивом; дополнения, выраженные инфинитивом).

 

Дополнение

Дополнение – второстепенный член предложения, поясняющий слово со значением действия, предмета или признака и обозначающий объект на который переходит действие или по отношению к которому совершается действие либо проявляется признак. В роли морфологизированного дополнения выступает имя существительное или местоимение-существительное в косвенном падеже: сообщить директору, рассказывать стихотворение, ответ студента, попросить кого-нибудь.
Дополнения обобщают более частные значения, которые могут быть выделены в словосочетаниях. Они могут обозначать (классификация В. В. Бабайцевой):

1) объект, на который направлено действие: шить юбку, кидать землю, писать книгу, строить мост;

2) объект восприятия, чувства: смотреть постановку, жалеть животных, любить лес, слышно песню;

3) объект речи или мысли: вспомнить родных, рассказ о журнале, думать о поездке, рассуждать о политике;

4) объект желания, ожидания: требовать качества, мечтать о любви, хотеть мороженого;

5) объект удаления, лишения: бояться войны, избегать ссоры, опасаться операции;

6) объект достижения: добиваться победы, борьба за права, достигнуть успеха;

7) объект (лицо), в пользу которого совершается действие: ответить учителю, принести отцу, написать брату;

8) орудие или средство действия: наполнить водой, отрезать ножом, разбить ударом;

9) объект сравнения: важнее отдыха, дороже золота, походить на мать.

Дополнения делятся на п р я м ы е и к о с в е н н ы е. Прямое дополнение выражается формой винительного падежа существительных или замещающих их местоимений без предлога и подчиняется сказуемому или главному члену односоставного предложения, выраженному переходным глаголом или словом категории состояния (слышно, видно, больно, жаль и подобными): слышно песню, шить платье, рассказывать историю, жаль отца. При отрицании прямое дополнение выражается формой родительного падежа без предлога: Он не получил денег. Не надо слов.
Косвенное дополнение выражается формой винительного падежа с предлогом или формами других косвенных падежей с предлогами или без предлогов: Мне грустно на тебя смотреть… Я стучал палкойпо стволудерева.

Особый способ выражения косвенного дополнения представляет объектный инфинитив, называющий действие не субъекта, а другого лица – объекта: Ср.: Я решил записать рассказ егеря. Я попросил приятеля записать рассказ егеря. При этом лицо, действие которого обозначает объектный инфинитив, может быть и не названо: В твою комнату я велюпереселить Андрея.

Функцию дополнения также могут выполнять субстантивированные слова и синтаксические несвободные словосочетания: Город был занят красными. Эта тема показалась легкой большинству студентов.

 

 

Определение

Определение – второстепенный член предложения, относящийся к слову с предметным значением и характеризующий называемый этим словом предмет со стороны его качества, признака или свойства: Гонимы вешними лучами / С окрестных гор уже снега / Сбежали мутными ручьями / На потопленные луга.

Основные значения определений (с учетом разных классификаций) следующие:

1) качественного признака: поздняя весна, счастливый день, красивая девочка, волосы с проседью;

2) признака по действию: вымытая посуда, говорящая кукла, купленный журнал;

3) признака предмета по его отношению к другому предмету: чайник со свистком, вояж с экскурсиями;

4) признака по материалу, из которого сделан предмет: платье из ситца, каменная статуя, подсолнечное масло;

5) признака по месту: деревенский пейзаж, пригородная электричка, дом в лесу;

6) признака по времени: день в августе, майская гроза, вечерние известия;

7) признака по принадлежности: ваша дача, книга учителя, судьба отцов;

8) количественного признака: третья попытка, пятый день;

9) признака по названию субъекта действия или носителя признака: встреча выпускников, раскат грома, приезд делегации.

В зависимости от способа синтаксической связи с поясняемым словом все определения делятся на с о г л а с о в а н н ы е и н е с о г л а с о в а н н ы е.

Согласованные определения выражаются теми частями речи (или их отдельными разрядами), которые способны уподобляться определяемому слову в числе и падеже, а в единственном числе и в роде. Именно согласованные определения являются морфологизированными определениями. Поэтому выражаются согласованные определения прилагательными, причастиями, порядковыми числительными и местоимениями, замещающими имена прилагательные (притяжательными, указательными, неопределенными, определительными, отрицательными): березовая аллея, бегущий спортсмен, пятый ряд, мои журналы, этот экипаж, какое-то предположение. Не входя в структурную схему предложения, определения важны в семантическом плане, так как позволяют более глубоко показать свойства обозначаемого предмета, конкретизируя и уточняя его: Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный, веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной.

Несогласованные определения богаче по своей семантике, чем согласованные, так как значение признака предмета в них, как правило, дополняется объектной или обстоятельственной семантикой. По способу связи с распространяемыми словами несогласованные определения делятся на управляемые и примыкающие.

Управляемые определения выражаются падежными и предложно-падежными формами имен существительных: Пароход из Одессы приходил в десять вечера (но и: пароход из Одессы). Дни в мае длиннее ночей в декабре (но и: дни в мае, ночей в декабре). Ответ студента удовлетворил преподавателя (но и: ответ студента).

Примыкающие определения выражаются инфинитивом, наречием, сравнительной степенью прилагательного, нечленимыми словосочетаниями, фразеологизмами: Ждали рыбаки морозов покрепче. Он дал обещание вернуться до полуночи. В доме напротив на всех этажах цветы. У колонны стояла девушка невысокого роста. Путь из грязи в князи он преодолел довольно быстро.

Одним из методических приемов выделения в предложении несогласованных определений является их замена согласованными определениями. Однако следует учитывать, что такая замена не всегда возможна (не всегда можно образовать однокоренное прилагательное, не всегда в значениях слов совпадают оттенки значений и т. д.). Например: табуретка из дерева = деревянная табуретка, но: бумага в клеточку, член месткома, памятник Гоголю – нет согласованных эквивалентов.

 

Приложение

 

Приложение – второстепенный член предложения (разновидность определения), который, определяя предмет, дает ему другое название, то есть сочетает значение признака со значением предмета. Приложение выражается именем существительным (одиночным или с зависимыми словами) и может согласовываться с определяемым словом – тоже именем существительным (или его эквивалентами) – в падеже, числе и роде. Приложение может стоять в предложении как перед определяемым словом, так и после него.

Давая второе название предмету, приложение характеризует качества, свойства предмета, его социальную принадлежность, возраст, национальность, профессию и т. д.: Бывают города- труженики, города- коммерсанты, города- ханжи, города- музеи, города- венценосцы. Это была графиня Безухова, жена Пьера.

Обычно приложение согласуется с определяемым словом в падеже, хотя возможно согласование и в числе, и в роде (но данное согласование не является обязательным): В нашем кружке есть актив – самые любознательные девушки (согласование только в падеже). По большой стройке ходит девушка- почтальон, разыскивая бригадира (согласование в падеже и числе). Нужно много десятилетий для выращивания дуба- богатыря (согласование в падеже, числе и роде).
Однако некоторые приложения не согласуются с определяемым словом в падеже. Это происходит в тех случаях, когда приложение представляет собой условное название газеты, журнала, литературного произведения, предприятия, учреждения и т. д.: в газете «Комсомольская правда», у ресторана «Космос», к городской мастерской «Соболь», с чаем «Беседа». Такие приложения всегда стоят в форме именительного падежа. Это же касается и приложений, которые называют прозвища, клички кого-нибудь: обратиться к Всеволоду Большое Гнездо, читать про собаку по кличке Каштанка.
При сочетании двух нарицательных существительных приложением является то слово, которое уточняет первое название, является названием вида, дает качественную оценку предмету, определяет предмет сравнением, указывает на возраст, профессию, род занятий, национальность, семейное положение и т. п.: Это наблюдение сделали ученые- лесоводы. Вьется улица- змея. Первыми отвечали студентки- отличницы. Плачет девочка- малютка у окна больших хором.
При сочетании нарицательного существительного и имени собственного, называющего неодушевленные предметы, приложением является имя собственное: озеро Байкал, магазин «Василек», деревня Липки. При сочетании нарицательного существительного и имени собственного, называющего одушевленные предметы, приложением является нарицательное существительное: инженер Николаев, учитель Тихонов. Но если лицо необходимо конкретизировать и имя собственное выполняет уточняющую функцию (а такие имена собственные всегда обособляются и стоят после нарицательного существительного), то в этом случае приложением является имя собственное: Младшая сестра, Женя, во время спора молчала.

Приложения могут присоединяться к определяемому слову при помощи союзов или, а именно, как, то есть, а также при помощи слов по имени, по фамилии, по прозвищу, по кличке, именем и т. п.: Как истинный француз, / В кармане Трике привез куплет Татьяне. Дикая коза, или косуля, водится по всему Уссурийскому краю. Один только мальчик – по имени Ванька, по прозвищу Встанька – не спит никогда.

Не являются приложениями части фразеологизмов и сложных существительных: душа-человек, рубаха-парень, жар-птица, иван-чай, царь-пушка, генерал-майор и др. В избе-читальне было многолюдно. Из окна поезда мы видели нежные цветы иван-чая.

Обстоятельство

Обстоятельство – второстепенный член предложения, поясняющий слово со значением действия или признака и обозначающий, при каких обстоятельствах совершается действие, или указывающий способ, меру, степень проявления действия или признака.
Морфологизированным выражением обстоятельств являются наречия и деепричастия, однако самым продуктивным способом выражения обстоятельств являются падежные и предложно-падежные формы имен существительных. Кроме того, обстоятельства могут выражаться инфинитивом, синтакически нечленимыми словосочетаниями, фразеологизмами: Доголаздесь ветер горы вылизал. На лесные каруселипокататься зайцы сели. Пусть птицы садятся наруки мои, ища в них защиты от солнца и града. Грузовик приехал ни свет ни заря, когда его еще не ждали. Отец обещал приехать при первой возможности.

Семантика обстоятельств весьма разнообразна, и – более того – значения не всегда легко развести, поэтому один и тот же способ выражения обстоятельств может быть показателем разных значений: И ей стало до боли ясно, что этот день невозвратим (стало ясно – насколько? до боли – обстоятельство степени и стало ясно – с каким следствием? до боли – обстоятельство следствия).

В научной и учебной литературе выделяется разное количество разрядов обстоятельств. В школьной практике обычно выделяется восемь: образа действия, меры или степени, времени, места, причины, цели, условия, уступки. Кроме того рядом исследователей выделяются обстоятельства сравнения, следствия, обстановки или ситуации, модальные обстоятельства. Для каждого разряда обстоятельств имеются наиболее характерные значения и способы выражения.

О б с т о я т е л с т в а о б р а з а д е й с т в и я обозначают характеристику или способ совершения действия и отвечают на вопросы как? каким образом? каким способом? Пароход протяжно и предостерегающе закричал. Сын стоял склонив голову. Основным средством выражения данных обстоятельств являются наречия.

Некоторые исследователи включают в данную группу обстоятельства, характеризующие действие с точки зрения неожиданности и последовательности протекания во времени, хотя вопросы как? каким образом? не всегда можно к ним задать: Вдруг дверь каморки распахнулась. Одна за другой расцветали черемуха, сирень и белая акация.
О б с т о я т е л ь с т в а с р а в н е н и я обозначают характеристику действия через сравнение его с другими действиями и тоже отвечают на вопросы как? каким образом? Поэтому в школьной практике они не выделяются в самостоятельный разряд, а включаются в состав обстоятельств образа действия. Обычно такие обстоятельства выражаются формой творительного падежа существительных (переходный случай от существительного к наречию) и подчиняются глаголу со значением интенсивного передвижения (бежать, лететь, нестись), физического состояния (стоять, лежать, светиться), речи, криков животных (выть, кричать, рыдать): Черно-белою лисицей под горой улегся лес. И лежит богатырь камнем на печи. Метель за окном волком воет. Также обстоятельства сравнения могут подчиняться имени существительному и совмещать в себе обстоятельственное значение с определительным: Губки бантиком, бровки домиком / Похож на маленького сонного гномика…
О б с т о я т е л ь с т в а м е р ы (с т е п е н и) обозначают количественную характеристику действия или признака и отвечают на вопросы насколько? в какой мере? в какой степени? Основной способ их выражения – наречия: И день прозрачно свеж и воздух дивно чист. Немало мы прошли.
О б с т о я т е л ь с т в а в р е м е н и обозначают место действия, направление действия или путь движения и отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор? Выражаются данные обстоятельства наречиями и предложно-падежными формами существительных: Циклон бушевал недолго. И шумят всю ночь в полях ребята, и поют девчата до зари. Со школьных лет я чувствовал красоту родного языка.
О б с т о я т е л ь с т в а м е с т а обозначают место совершения действия или проявления состояния, направление и путь движения и отвечают на вопросы где? куда? откуда? Выражаются данные обстоятельства обычно наречиями и предложно-падежными формами существительных: Вдали уже свистел паровоз. В полупустом вагоне я ехал с Кавказав Москву.
О б с т о я т е л ь с т в а п р и ч и н ы указывают на причину возникновения действия или признака и отвечают на вопросы почему? отчего? по какой причине? Выражаются данные обстоятельства обычно наречиями и предложно-падежными формами существительных, также возможны в этой функции деепричастные обороты: Ввиду предстоящего наступления объявляю заседание закрытым. Есть люди, которые по глупости или от отчаяния утверждают, что и без родины можно. И я вспомнил, что, зачитавшись на ночь, это я забыл ее закрыть.

О б с т о я т е л ь с т в а ц е л и обозначают цель совершения действия и отвечают на вопросы зачем? для чего? с какой целью? Выражаются данные обстоятельства обычно наречиями и инфинитивом, хотя возможны в этой функции и предложно-падежные формы существительных, а также деепричастные обороты: А юный лист тогда назло нам посылал так мало тени. На лесные карусели покататься зайцы сели. Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды. Перед пожаром лесные звери тревожно нюхают воздух, мечутся по зарослям, стараясь уйти от гибели.
О б с т о я т е л ь с т в а у с л о в и я обозначают условие, при котором возможно действие или состояние и отвечают на вопрос при каком условии? Чаще всего данные обстоятельства выражаются предложно-падежными формами имен существительных, но возможны и деепричастные обороты: При желании я мог бы отыскать девушку очень легко. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.
О б с т о я т е л ь с т в а у с т у п к и обозначают условие, вопреки которому возможно совершение действия или проявление состояния и отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему? Выражаются они предложно-падежными формами существительных с соответствующими предлогами: Несмотря на дожди, возникает город в чистом поле. Вопреки обычной привычке молчать, она ответила ему очень резко.
О б с т о я т е л ь с т в а с л е д с т в и я обозначают следствие какого-либо действия или события и отвечают на вопрос с каким следствием? Данные обстоятельства обычно выражаются деепричастными оборотами: Утро проползло по крышам, все дома позолотив. Если данную функцию выполняют предложно-падежные формы существительных, то такие обстоятельства обычно совмещают значение следствия со значением степени: И ей стало до боли ясно, что этот день невозвратим.
О б с т о я т е л ь с т в а о б с т а н о в к и (с и т у а ц и и) обозначают состояние погоды, природы, атмосферы, окружающей среды, а также состояние человека или другого живого существа и отвечают на вопросы в какой обстановке? в какой ситуации? Данные обстоятельства выражаются предложно-падежными формами существительных типа во мгле, в тишине, в потьмах,в дыму, в тумане, на ветру, на солнце, при шуме, в состоянии задумчивости, в тоске и подобными: В лунном свете мерцают поля. Берег весело зеленеет на солнце. Корабль подойдет к берегу под звуки прекрасной музыки. В голоде, в холоде, в городе Вологде / Жили мы весело – были мы молоды. Перед мертвою царевной / Братья в горести душевной / Все поникли головой… Это стихотворение было написано в состоянии самого подлинного вдохновения.
В школьной грамматике данный тип обстоятельств не выделяются, а соответствующие словоформы рассматриваются как обстоятельства, места, времени или условия.
М о д а л ь н ы е о б с т о я т е л ь с т в а представляют собой совершенно особый тип обстоятельств, к которым нельзя задать вопрос; они обозначают соотнесенность признака с действительностью и по семантике близки к вводным словам. Но в отличие от вводных слов они являются членами предложения и примыкают к сказуемому. Выражаются данные обстоятельства словами подлинно, непременно, истинно, действительно, фактически и подобными: А вы правда летчик? (Ср.: Вы, правда, летчик, поэтому вряд ли сможете разобраться в этой проблеме). Мороз действительно выдался отменный. (Ср.: Говорили, что Ильину везет. И действительно, все у него получалось удивительно вовремя и складно).
Абсолютно все грамматисты сходятся во мнении, что выделение и восьми, и десяти, и двенадцати видов обстоятельств не может представить все оттенки обстоятельственных значений.

 

 

Произвести полный разбор предложений по членам.

 

1. Весь июль Коля не давал житья бедным влюбленным. 2. С ним в палату врывался запах табака и хорошего одеколона. 3. Выпавший за ночь снег замел узкую дорожку к школе. Учительница осторожно ставила ногу в маленьком ботинке. 4. Молодая баба, одна из его невесток, принесла горшок с молоком. 5. От родимой земли журавли оторваться никак не могли. 6. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету! 7. Путники расположились у ручья отдыхать и кормить лошадей.

НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Неполными называются предложения, в которых тот или иной член (или несколько членов), предусмотренный моделью данного предложения, отсутствует. Отсутствующий член восстанавливается из предыдущего (реже - последующего) контекста или из ситуации, обстановки общения. Поэтому структурно и семантически неполные предложения делятся на две группы: контекстуально неполные и ситуативно неполные. Например: Я решил остаться здесь ночевать. Сходил в лес, набрал сухих дров и развел костер. Второе предложение является контекстуально неполным, так как подлежащее в нем пропущено, потому что названо в предыдущем предложении. «Не работает?» - кивнул Сабуров на телефон. Прямая речь – ситуативно неполное предложение, так как подлежащее «телефон» не называется в диалоге, предмет речи ясен из ситуации общения.

Контекстуально и ситуативно неполным предложениям противопоставляются эллиптические предложения, которые являются неполными только по структуре. С точки зрения семантики они понятны и вне контекста или вне ситуации. В таких предложениях обычно имеются подлежащее и обстоятельство или дополнение, относящиеся к глаголу, а глагольное сказуемое отсутствует (обычно это глагол со значением направленного движения, речи, адресованного действия, бытия или состояния). Например: Я тебе о деле, а ты мне о погоде. Прохор с биноклем – к окну.

!!! Нельзя к неполным предложениям относить все односоставные предложения только на основании того, что в них отсутствует второй главный член. Отсутствие второго состава – структурная особенность односоставных предложений. Полные односоставные предложения понятны вне контекста или ситуации, а неполные предложения – и двусоставные, и односоставные – непонятны вне контекста или ситуации. Например: Завод только начали строить – полное односоставное неопределенно-личное предложение. «Газеты принесли?» - «Принесли». – Первое предложение – полное неопределенно-личное, второе предложение – неполное неопределенно-личное с пропущенным прямым дополнением (газеты).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: