Соотношение понятий «вожак – лидер – руководитель».




Тема 4б

ЛИЧНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ

Лидерство.

Трансформирующее лидерство

 

План:

1. Формы психологического воздействия групповых структур на личность.

2. Социально-психологические феномены поведения личности в группе.

Соотношение понятий «вожак – лидер – руководитель».

4. Функции руководителя.

 

 

1 Формы психологического воздействия групповых структур на личность

Одного мудреца как-то спросили:

— Что важнее для истории, коллектив или личность?

— Конечно же, коллектив, — отвечал мудрец, — но если он состоит из личностей. Будем же личностями, господа!

 

В группах возникают такие способы взаимодействия людей, как заражение, подражание, внушение, убеждениеэто массовидные состояния.

На возникнове­ние таких состояний влияют:

· средства массовой ин­формации,

· массовидные формы культуры (например, поп-музыка),

· массовые формы проведения свободного времени (болельщики),

· рекла­ма,

· мода,

· формы религиозной пропаганды и др.

 

Что же представляют собою эти способы воздействия?

 

1. Заражение – это объединение на эмоциональной основе членов одной груп­пы или больших масс людей, например:

· религиозные экстазы, экстазы на концертах рок- и поп-музыки;

· массовые психозы на почве слухов;

· спортивный азарт;

Заражение возникает на основе бессознательного, не­произвольного состояния гнева, агрессии, ликования, азарта, паники и т. п. Нет сознатель­ного анализа ситуаций или образцов поведения, а есть пере­дача психических состояний, которые усиливаются в присутствии других (социальная фасилитация).

Причины, вызывающие эмоциональное зара­жение:

· Общности оценок, установок, свойственных массе людей. Стимулом заражения являются ап­лодисменты, шествия, музыка, пение, призывы, знамена и т. п. Эмоциональное заражение – это сплачи­вающий фактор, но до определённого предела. Однако, выйдя из-под контроля, заражение может привести к превращению общности в толпу.

· Общий уровень интеллектуального и нравствен­ного развития личностей, составляющих данную общность. Чем выше этот уровень, тем кри­тичнее отношение, и тем слабее выражен механизм заражения.

2. Подражание – воспроизведение инди­видом черт и образов поведения других людей, т.е. более активный способ их усвоения, чем при заражении.

Подражание играет особую роль в развитии лично­сти в детском и подростковом возрасте как ве­дущая форма познания действительности. Сначала слепое копирования ребенком поведения взрослых, затем осознанное подражание взрослым у подростков, а у взрослого че­ловека подражание – это вспомогательное сред­ство, когда за об­разец принимаются, как правило, внешние свойства поведения, но этот процесс не затрагивает личностных характеристик человека.

Существует два плана подражания:

· какому-то определенному человеку (чаще всего — лидеру),

· нормам поведения, выработанным группой.

3. Убеждение – целенаправленное воздействие, обеспечивающее сознательное при­нятие индивидом сообщаемой ему информации, при этом индивид проявляет определен­ную аналитичность и критичность восприятия.

Убеж­дение широко применяется в управленческом процессе как произвольное воздействие руководителя на подчиненных с целью обеспе­чения определенного конечного результата их деятель­ности и формирования личности.

4. Внушениеэто нецеленаправленное, неаргументированное воздействие одного человека или группы на другого человека или на группу. В отличие от убеждения, при внушении ин­формация усваивается некритически, неаргументированно с готовыми выводами, т.е. преобладает эмоци­онально-волевое, а не рациональное воздействие.

В отличие от заражения и подражания, при внушении:

· имеет место однонаправленное, активное воздействие внушающего без сопереживания одинаковых эмоций;

· внушение, как правило, носит вербальный ха­рактер, тогда как заражение включает и невербалику.

Эффек­тивность внушений зависит от следующих факторов:

а) от возраста (дети и подростки более вну­шаемы, чем взрослые);

б) психического и физического состояния (люди утомленные и физически ослабленные быстрее поддаются внушению);

в) авторитета внушающего, особенно руководителя и лидера

 

Приемы внушения особенно ярко проявляются в рекламе. В ней осуществляется прием формирова­ния образа воспринимаемого предмета, ког­да ракурс восприятия умышленно смещается, а внима­ние акцентируется только на определенных свойствах объекта с обращением к эмоциям людей. При этом зачастую сгущаются краски образа, и тем самым до­стигается эффект внушения.

 

2 Социально-психологические феномены поведения

личности в группе

Рассмотренные выше воздействия влияют на поведение членов группы, но по-разному на разных людей. В условиях группового общения и взаимодействия люди обнаруживают специфические свойства, которые называют социально-психологиче­скими феноменами группового поведения. К таким феноменам относятся.

 

1. Установки личности (стереотипы)это проявление неосознан­ной готовности к определенной деятельности. Стереотипы незаметно для самого че­ловека определяют его жизненную позицию в воспри­ятии окружающей реальности.

2. Конформизм (от позднелат. conformis – подобный, сходный) – это осознанное или неосознанное подчи­нение личности влиянию группы, в которую она вклю­чена.

Понятие конформизма близко к внушаемости. Люди по-разному поддаются внушению или вообще не поддаются ему в силу присущей им степени внушаемости, конформности. Но конформизм отличается тем, что наряду с неосознанным подражанием может иметь и произволь­ные его формы. Конформизм – это податливость личности реальному или воображаемому давлению груп­пы, проявляющаяся в изменении поведения и установок в соответствии с позицией большинства.

Различают три типа конформизма:

/ тип — это личная стихийная форма конфор­мизма, который осуществляется по схеме «Майский жук — Дюймовочка». В этом случае индивид проявля­ет внутреннее и внешнее согласие с группой без переживания какого-либо конфликта.

II тип — защитный конформизм («Маугли в вочьей стае»). В этом случае человек, примыкая к группе, ищет защиту от неприят­ностей, грозящих ему вне группы, стихийно стремится к поддержке со стороны большинства.

III тип — условный, чисто внешний сознатель­ный конформизм («Голый король»).

Конформизма зависит от ряда факторов:

· возраст (дети и подростки более конформ­ны, чем взрослые);

· пол — женщины более конформны, чем мужчины;

· профессия — среди мужчин более кон­формны военные
и менее конформны тех­нические специалисты.

3. Негативизм (нонконформизм) – (от лат. negatio – отрица­ние), немотивированное поведение человека, про­тивостоящее требованиям и ожиданиям других людей. Негативизм может проявляться как ситуативная реакция (у детей и подростков) и как черта характера личности. Это свойство может быть следствием потребности субъекта в самоутверждении, а также следствием эгоизма и отчуждения от нужд и интересов других людей. Психологической основой негативизма является установка субъекта на несогла­сие, отрицание определенных требований, форм обуче­ния, на протест против традиций данной группы или утверждений конкретной личности. Крайним прояв­лением негативизма является упрямство, конфликтность личности.


4. Ригидность (негибкость) – (от лат. rigidus — жесткий, твердый) это затрудненность, а иногда и невозможность измене­ния субъектом ранее намеченных программ деятель­ности в условиях, объективно требующих определенных изменений. В отличие от конформизма, негативизма и ригидности как не­осознанных стихийных проявлений личности в отно­шении к группе, существует общепризнанное явление коллективизма.

5.Коллективизм – это сознательная солидарность лич­ности с традициями и требованиями группы. Человек занимает определенную позицию (либо позитивную, либо негативную) в группе не стихийно, а вследствие сознательной оценки соответствия групповых воздей­ствий своим собственным убеждениям, проявляя тем самым принципиальность как важное морально-волевое качество личности.

6.Фрустрация – состояние личности, когда человек ощущает враждебность группы, ее реальное или кажущееся противодействие его целям, бесперспективность своего положения в группе.

Фрустрация может сопровождаться грубостью, агрес­сивностью самоуничижением, пассивностью, внутренними фантазиями, депрессией.

В заключении нужно сказать, что уме­ние создать перспективу для личности каждого сотруд­ника — важное умение руководителя. Он должен играть определенную роль в регуляции межличностных отношений, отно­шений между каждым членом группы и коллекти­вом в целом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: