СОЦИАЛЬНО-МИССИОНЕРСКАЯ ПРАКТИКА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ
№ 29 О т «2 » октября 2015 г.
Программа уроков по предмету «Основы православной культуры» в Обуховском училище №4
Пояснительная записка
В рамках учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в Обуховском училище №4 по выбору обучающихся, руководства училища и руководства УФСИНа изучаются различные модули, в том числе и модуль «Основы православной культуры».
Рабочая программа учебного курса по модулю «Основы православной культуры» составлена на основе учебника протоиерея Серафима Слободского «Закон Божий» (https://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobodskoj/zakon-bozhij/), а также на основе авторской программы учебника А.В. Кураева «Основы православной культуры» для 4-5 классов общеобразовательных учреждений (М.: «Просвещение», 2013. – 95 с. – ISBN 978-5-09-029880-3). Последний - рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации, и соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) 2008 года.
При подготовке курса использовано Методическое обеспечение экспериментальных уроков по Основам православной культуры для 4-5 классов // [Электронный ресурс]. - URL: https://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons (Дата обращения: 30.08.2013).
Цель учебного курса «Основы православной культуры» - формирование у заключённых мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России.
Задачи учебного курса «Основы православной культуры»:
1) знакомство обучающихся с основами православной культуры:
|
2) развитие представлений заключённого о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3) обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в училище, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов в училище;
4) развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.
Основы православной культуры представляет курс, состоящий из 4 блоков. 1 и 4 блоки включают темы, связанные с духовно-нравственной культурой многонационального народа России, а также патриотические аспекты. 2 и 3 блоки состоят из модуля ОПК, основанный на культурологическом осмыслении православной культуры в России.
Курс ОПК рассчитан на 34 урока в год (1 урок в неделю): 28 аудиторных и 6 творческих занятий.
В курс ОПК А.В. Кураева добавлены 4 заключительных урока, предполагающие творческие работы детей: исследовательские работы, сочинения, выполнение заданий. Это связано с учебной мотивацией учащихся к усвоению, рефлексии курса ОПК. Также в учебно-тематическом плане допустимо перемещение и небольшое изменение программы, обусловленное выпадением праздничных и нерабочих дней.
В ходе преподавания будут использоваться следующие методы и формы:
- Метод моральных дилемм и дискуссий;
- Эвристические беседы;
- Исследовательский метод;
- Проектирование;
- Деловые и ролевые игры;
|
- Различные викторины и другие конкурсные события;
- Творческие мастерские;
- Использование информационно - коммуникационных технологий.
Формы работы:
- работа в паре;
- индивидуальная;
-групповая работа.
Контроль учащихся за освоением программы по курсу основ православной культуры осуществляется через проверку домашних заданий после каждого урока, итоговых занятий в конце учебного года.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Календарные сроки | Виды и формы контроля | Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся |
1. | Православие. | 03.09.2015 | Домашнее задание | ||
2. | Культура и религия | 17.09.2015 | Домашнее задание | ||
3. | Человек и Бог в православии | 24.09.2015 | Домашнее задание | ||
4. | Православная молитва | 01.10.2015 | Домашнее задание | ||
5. | Библия и Евангелие | 15.10.2015 | Домашнее задание | ||
6. | Проповедь Христа | 22.10.2015 | Домашнее задание | ||
7. | Христос и Его Крест | 29.10.2015 | Домашнее задание | ||
8. | Пасха | 05.11.2015 | Домашнее задание | ||
9. | Православное учение о человеке | 12.11.2015 | Домашнее задание | ||
10. | Совесть и раскаяние | 26.11.2015 | Домашнее задание | ||
11. | Заповеди | 10.12.2015 | Домашнее задание | ||
12. | Милосердие и сострадание | 17.12.2015 | Домашнее задание | ||
13. | Золотое правило этики | 24.12.2015 | Домашнее задание | ||
14. | Храм | 21.01.2016 | Домашнее задание | ||
15. | Творческие работы учащихся | 28.01.2016 | Творческие работы | ||
16. | Практическое занятие в храме | 04.02.2016 | Задания | ||
17. | Икона | 11.02.2016 | Домашнее задание | ||
18. | Как христианство пришло на Русь | 18.02.2016 | Домашнее задание | ||
19. | Подвиг | 25.02.2016 | Домашнее задание | ||
20. | Заповеди блаженств | 03.03.2016 | Домашнее задание | ||
21. | Зачем творить добро? | 10.03.2016 | Домашнее задание | ||
22. | Чудо в жизни христианина | 17.03.2016 | Домашнее задание | ||
23. | Православие о Божием суде | 24.03.2016 | Домашнее задание | ||
24. | Таинство Причастия | 31.03.2016 | Домашнее задание | ||
25. | Монастырь | 14.04.2016 | Домашнее задание | ||
26. | Отношение христианина к природе | 21.04.2016 | Домашнее задание | ||
27. | Христианская семья | 12.05.2016 | Домашнее задание | ||
28. | Защита Отечества | 19.05.2016 | Домашнее задание | ||
29. | Христианин в труде | 26.05.2016 | Домашнее задание | ||
30. | Любовь и уважение к Отечеству | 02.06.2016 | Домашнее задание | ||
31. | Исследовательская работа | 09.06.2016 | Исследовательские работы | ||
32. | Исследовательская работа | 16.06.2016 | Исследовательские работы | ||
33. | Сочинение | 23.06.2016 | Сочинения | ||
34. | Итоговые задания | 23.06.2016 | Задания | ||
Итого: |
Содержание курса
|
ТЕМА 1. РОССИЯ – НАША РОДИНА
Цель урока: Знакомство с понятиями, относящимися к Православию.
Задачи урока:
Обучающая: узнать понятия «православие», «культура».
Развивающая: усвоить основные ценности Православия.
Воспитывающая: сформировать положительное отношение к ценностям Православия.
Ключевые понятия урока: православная вера, духовный мир, Христос, любовь.
ТЕМА 2. КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ
Цель урока: Знакомство с понятиями, раскрывающими содержание культуры России.
Задачи урока:
Обучающая: узнать связь представлений о Родине с понятиями «культура» и «религия».
Развивающая: усвоить, какие вопросы относятся к сфере человеческой культуры.
Воспитывающая: сформировать отношение к различиям культур как к норме человеческой жизни.
Ключевые понятия урока: культура, религия.
ТЕМА 3. ЧЕЛОВЕК И БОГ В ПРАВОСЛАВИИ
Цель урока: Знакомство с представлениями верующих людей о Боге.
Задачи урока:
Обучающая: узнать представления верующих людей о свойствах Бога и понять, что они означают. Научиться объяснять связь человеческих представлений о Боге с законами добра.
Развивающая: усвоить, что мир пронизан любовью Бога, и Бог любит и хранит каждого человека, живущего на земле.
Воспитывающая: выработать отношение к словам благодарности, овладеть представлениями о законах добра.
Ключевые понятия урока: Cпасибо, Творец, Премудрость, Всемогущество, Вездеприсутствие, Любовь.
ТЕМА 4. ПРАВОСЛАВНАЯ МОЛИТВА. МОЛИТВА «ОТЧЕ НАШ»
Цель урока: познакомить учащихся с молитвой «Отче наш».
Задачи урока:
Обучающая: узнать о происхождении молитвы «Отче наш», понять смысл входящих в нее слов и выражений.
Развивающая: понять, почему возможность называть Бога Отцом обязывает человека к нравственному совершенствованию.
Воспитывающая: усвоить суть слов «милость» и «помиловать», как отношения и действия не по правилам или по закону, а по любви.
Ключевые понятия урока: Отче наш, Царствие Твое, воля Твоя.
ТЕМА 5. БИБЛИЯ И ЕВАНГЕЛИЕ.
Цель урока: дать четкие представления, о чем повествуется в Библии, как они соотнесены с Евангелием, кто написал Ветхий и Новый Завет.
Задачи урока:
Обучающая: познакомиться со структурой Библии; узнать значение слов Библия, Евангелие, Ветхий Завет, Новый Завет, Священное Писание, пророк, апостол, христианин, откровение.
Развивающая: понять, что священное отношение верующих людей к текстам Библии обусловлено тем, что они видят в Библии обращение Бога к человечеству.
Воспитывающая: усвоить, в чем состоит сходство и в чем отличие уважительного и священного отношения к чему-либо.
Ключевые понятия урока: Христос, Библия, Евангелие, Ветхий Завет, Новый Завет, Священное Писание, пророк, апостол, христианин, откровение.
ТЕМА 6. ПРОПОВЕДЬ ХРИСТА
Цель урока: дать представление о том, что учение Христа является духовно-нравственным фундаментом культуры большей части человечества, познакомить с Нагорной проповедью.
Задачи урока:
Обучающая: узнать о представлении христиан об Иисусе Христе,начать знакомство с Нагорной проповедью, понять смысл словосочетания «духовные сокровища».
Развивающая: понять, что большее мужество проявляет тот, кто терпит причиненное ему зло, чем тот, кто отвечает злом на зло.
Воспитывающая: усвоить, что счастье мало зависит от наличия богатства у человека.
Ключевые понятия урока: Иисус Христос, учение Христа, Нагорная проповедь, духовные сокровища.
ТЕМА 7. ХРИСТОС И ЕГО КРЕСТ
Цель урока: познакомить учащихся с христианским представлением о Богочеловеке и Боговоплощении; познакомить с православным пониманием Креста.
Задачи урока:
Обучающая: узнать о том, что значат в Православии слова Богочеловек, Боговоплощение; научить понимать символику Креста.
Развивающая: осознать христианский смысл жертвенного отношения к другому человеку.
Воспитывающая: понять, почему в христианстве любовь может победить даже смерть.
Ключевые понятия урока:
Богочеловек, Боговоплощение, Крест.
ТЕМА 8. ПАСХА
Цель урока: познакомить учащихся с пониманием праздника Пасхи в русской православной культуре
Задачи урока:
Обучающая: узнать о событиях, связанных со словами воскресенье, Пасха, Спаситель.
Развивающая: усвоить значение Поста, как приготовления христиан к празднованию Пасхи.
Воспитывающая: осознать, почему пасхальная радость в православной культуре воспринимается выше всех других радостей в жизни.
Ключевые понятия урока: Воскресение, Спаситель, Пасха Христова.
ТЕМА 9. ПРАВОСЛАВНОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ
Цель урока: познакомитьучащихся с христианским представлением о душе человека.
Задачи урока:
Обучающая: узнать о христианском понимании взаимоотношения души и тела человека; уяснить, какие качества души составляют внутренний мир человека.
Развивающая: научиться различать телесные и душевные свойства и качества человека.
Воспитывающая: понять, что душа становится тем богаче, чем больше она отдает себя другим людям.
Ключевые понятия урока: тело, душа, внутренний мир человека.
ТЕМА 10. СОВЕСТЬ И РАСКАЯНИЕ
Цель урока: познакомить учащихся с православными представлениями о добре и зле в поведении и внутреннем состоянии человека.
Задачи урока:
Обучающая: узнать значение и связь слов «добро», «зло», «грех», «совесть» в русской православной культуре.
Развивающая: осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть.
Воспитывающая: понять, что значит «вести диалог со своей совестью».
Ключевые понятия урока: добро, грех, совесть, быть в ладу со своей совестью.
ТЕМА 11. ЗАПОВЕДИ
Цель урока: познакомить учащихся с Библейскими Заповедями
Задачи урока:
Обучающая: познакомиться с описанными в Библии обстоятельствами, при которых были даны заповеди, с их структурой и значением.
Развивающая: понять, что заповеди помогают людям различать добро и зло.
Воспитывающая: усвоить, как выполнение или нарушение заповедей влияет на внутренний мир человека.
Ключевые понятия урока: заповеди, различение добра и зла.
ТЕМА 12. МИЛОСЕРДИЕ И СОСТРАДАНИЕ
Цель урока: познакомить учащихся с христианским пониманием милосердия, показать взаимосвязь понятий «милосердие», «ближний», «любовь к врагам».
Задачи урока:
Обучающая: познакомить с этимологией и смыслом слова «милосердие»; научить понимать христианское значение слова «ближний».
Развивающая: осознать суть христианского отношения к ближнему; понять, каким должно быть отношение христианина к личным врагам.
Воспитывающая: усвоить, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются.
Ключевые понятия урока: милосердие, ближний, любовь к врагам.
ТЕМА 13. ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ЭТИКИ
Цель урока: дать представление о сути и Евангельском контексте золотого правила этики.
Задачи урока:
Обучающая: познакомиться с формулировкой золотого правила этики, узнать о Евангельском контексте этого правила.
Развивающая: уяснить связь неосуждения с памятью о своих ошибках, недостатках и грехах.
Воспитывающая: научиться различать отношение к греху и отношение к согрешившему человеку.
Ключевые понятия урока: «золотое правило этики», неосуждение.
ТЕМА 14. ХРАМ
Цель урока: познакомитьучащихся с внутренним устройством православного храма и традициями поведения в нем.
Задачи урока:
Обучающая: узнать о назначении и устройстве православного храма.
Развивающая: осознать, что в культуре имеются запреты, выполнение которых способствует развитию внутреннего мира человека;
Воспитывающая: усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре; научиться правилам поведения в храме.
Ключевые понятия урока: икона, иконостас, Царские врата, алтарь, Богоматерь.
Новые слова: священник, кадило, канун, панихидный столик, поминальные записки.
ТЕМА 15. ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫУЧАЩИХСЯ
Цель урока: рефлексировать изученный материал.
Ход урока: Написание сочинений.
ТЕМА 16. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ В ХРАМЕ
Цель урока: подведение предварительных итогов знакомства с основами культуры Православия, знакомство с устройством храма.
Задачи урока:
Обучающая: понять, каким образом устроен православный храм и его значение.
Развивающая: осознать, каким образом влияет на человека знакомство с православным храмом и с православной культурой.
Воспитательная: усвоить на практике, что значит оценить работу другого человека не по заслугам, а по любви.
ТЕМА 17. ИКОНА
Цель урока: дать представление учащимся о православной традиции отношения к иконам.
Задачи урока:
Обучающая: познакомиться с особенностями иконописного изображения; понять различия в написании иконы и картины.
Развивающая: уяснить, какими способами и средствами в иконе изображается духовный мир.
Воспитывающая: усвоить отношение к иконам, как к изображению священных для православных христиан образов.
Ключевые понятия урока: нимб, молитва перед иконой.
ТЕМА 18. КАК ХРИСТИАНСТВО ПРИШЛО НА РУСЬ
Цель урока: познакомитьучащихся с историческими событиями, связанными с Крещением Руси.
Задачи урока:
Обучающая: узнать исторические обстоятельства, связанные с Крещением Руси.
Развивающая: понять, какое значение имеет Крещение в жизни отдельного человека и целой страны.
Воспитывающая: осознать, что представление о Святой Руси – это представление о России, стремящейся к святости.
Ключевые понятия урока: Церковь, проповедь Евангельского учения, князь Владимир, Крещение, Святая Русь.
ТЕМА 19. ПОДВИГ
Цель урока: познакомить с православным пониманием подвига и жертвы.
Задачи урока:
Обучающая: узнать этимологию слова «подвиг», понять смысл и взаимосвязь слов подвиг, жертва, подвижник.
Развивающая: уяснить суть жертвенного отношения христиан к Богу, человеку, миру.
Воспитывающая: понять, что подвижничество – составная часть любого служения (семейного, профессионального, военного, священнического).
Ключевые понятия урока: подвиг, жертва, подвижник.
ТЕМА 20. ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА
Цель урока: познакомитьучащихся с содержанием Заповедей блаженств, со смыслом семи заповедей.
Задачи урока:
Обучающая: - познакомиться с текстом Заповедей блаженств;
- понять, что означает «нищета духа»;
- узнать, кого Библия называет миротворцем;
- научиться понимать смысл евангельских выражений «алчущие и жаждущие правды», «плач о Боге», «изгнанные за правду», «наследовать землю», «чистые сердцем»; узнать значение слов «кротость», «милость».
Развивающая: осознать, что следование заповедям блаженств позволяет христианам чувствовать себя счастливыми в любых жизненных обстоятельствах; осознать, что призыв евангельских заповедей блаженств зачастую несовместим с привычными представлениями человека о счастье.
Воспитывающая: усвоить разницу в приобретении земных благ и духовных благ в христианской культуре; усвоить разницу в понимании счастья людьми как норму человеческих взаимоотношений.
Ключевые понятия урока: нищие духом, Царство Небесное, миротворец; плач о Боге, алчущие и жаждущие правды, изгнанные за правду, кротость, милость, чистота сердца.
ТЕМА 21. ЗАЧЕМ ТВОРИТЬ ДОБРО?
Цель урока: дать представление о христианской мотивации доброделания.
Задачи урока:
Обучающая: узнать о двух христианских особенностях совершения добрых дел: по благодарности за подвиг Иисуса Христа, по стремлению подражать (уподобиться) Его подвигу.
Развивающая: понять, почему отказ от своих желаний (самоотверженность) может приносить духовную радость.
Воспитывающая: осознать, что библейские заповеди, указывают человеку, что нужно и что не нужно ему делать для того, чтобы жить в ладу со своей совестью, испытывая духовную радость.
Ключевые понятия урока: самоотверженность, духовная радость.
ТЕМА 22. ЧУДО В ЖИЗНИ ХРИСТИАНИНА
Цель урока: дать четкие представления о соотношении чуда и доброделания в понимании православных христиан.
Задачи урока:
Обучающая: познакомиться с христианским пониманием чуда, как изменения Богом установленных законов природы; понять, что причиной доброделания христиан может быть вера в чудо, как проявление всемогущества Божьего.
Развивающая: уяснить, в чем состоит внутренняя связь трех христианских добродетелей – веры, надежды и любви.
Воспитывающая: осознать, что для верующего в Бога человека доброделание есть норма его жизни и следствие доброго внутреннего настроя человека.
Ключевые понятия урока: чудо, доброделание, добродетель.
ТЕМА 23. ПРАВОСЛАВИЕ О БОЖИЕМ СУДЕ
Цель урока: познакомить с христианским мотивом доброделания в связи с представлениями о бессмертии души человека.
Задачи урока:
Обучающая: познакомиться с евангельской притчей о Страшном Суде; понять, чем обусловлен в христианстве призыв безусловной помощи любому человеку.
Развивающая: понять христианское восприятие связи земной жизни с вечной.
Воспитывающая: осознать значение поста, как охранения себя от плохих слов, поступков, действий.
Ключевые понятия урока: пост, душа, бессмертие, вечность, Божий суд.
ТЕМА 24. ТАИНСТВО ПРИЧАСТИЯ
Цель урока: Познакомить учащихся с событиями Тайной Вечери.
Задачи урока:
Обучающая:узнать о том, что такое церковные таинства.
Развивающая: уяснить, что церковные таинства с христианской точки зрения – это действие не человека, а Бога.
Воспитывающая:осознать, что церковная жизнь человека связана с его участием в таинствах Церкви.
Ключевые понятия урока: церковные таинства, Тайна Вечеря, таинство Причастия.
Контрольная работа: проверка знаний по пройденным темам через выполнение письменных заданий.
ТЕМА 25. МОНАСТЫРЬ
Цель урока: дать представление о монашеском образе жизни.
Задачи урока:
Обучающая: познакомиться с православными традициями монашеской жизни, с монашескими обетами, с монашеским облачением.
Развивающая: понять монашество как воплощение одного из возможных призваний человека.
Воспитывающая: осознать разницу в проявлениях жизненного призвания и случайного желания.
Ключевые понятия урока: монах, призвание, труд и молитва, послушание, слуга Христу, монашеское облачение.
ТЕМА 26. ОТНОШЕНИЕ ХРИСТИАНИНА К ПРИРОДЕ
Цель урока: знакомство схристианским отношением к природе, как к творению Божиему.
Задачи урока:
Обучающая: познакомиться с христианскими представлениями о Боге, как Творце мира; понять, почему изучение и сохранение природы является христианским служением.
Развивающая: осознать, что в основе христианского отношения к природе лежит ответственность христиан за творение перед Творцом.
Воспитывающая: уяснить разницу между потребительским и ответственным отношением к природе.
Ключевые понятия урока: экология, ковчег.
ТЕМА 27. ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ
Цель урока: дать представление о христианском понимании семьи.
Задачи урока:
Обучающая: познакомиться со смыслом обряда венчания,особенностями семейных традиций в православной культуре.
Развивающая: понять, какие качества необходимы жениху и невесте для создания христианской семьи (любовь, решимость подарить себя друг другу, готовность все претерпеть ради сохранения семьи, верность).
Воспитывающая: усвоить, что означает выражение «носите бремена друг друга».
Ключевые понятия урока: семья, венчание, бремя, семейные традиции.
ТЕМА 28. ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА
Цель урока: познакомить учащихся с христианским отношением к войне и воинскому долгу.
Задачи урока:
Обучающая: познакомить с отношением православных людей к воинскому долгу, узнать о жизни русских воинов, ставших святыми.
Развивающая: усвоить, какие действия допустимы для православного воина на войне, какие – нет.
Воспитывающая: осознать, что, христианское отношение к врагам не отменяет священной обязанности защищать Церковь, Родину и семью.
Ключевые понятия урока: защита Родины, справедливая война, несправедливая война.
ТЕМА 29. ХРИСТИАНИН В ТРУДЕ
Цель урока: дать представление о христианском понимании труда.
Задачи урока:
Обучающая: познакомиться с тем, как Библия повествует о труде Бога и человека.
Развивающая: осознать, что в христианстве труд воспринимается как Божий дар человеку; что труд дан человеку Богом для того, чтобы изменяя мир, человек менял самого себя.
Воспитывающая: усвоить, что не всякий труд облагораживает мир и человека.
Ключевые понятия урока: райский сад, мудрость, трудиться в поте лица.
ТЕМА 30. ЛЮБОВЬ И УВАЖЕНИЕ К ОТЕЧЕСТВУ
Цель урока: дать представление о христианском понимании любви и уважении к Отечеству.
Задачи урока:
Обучающая: познакомиться с тем, как Библия повествует о любви и уважении к Отечеству.
Развивающая: усвоить, что в христианстве любовь и уважение к Отечеству является необходимым условием жизни верующего человека.
Воспитывающая: осознать, что любовь и уважение к Отечеству нужно проявлять в делах.
Ключевые понятия урока: Отечество, гражданин, послушание законам.
ТЕМА 31. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Темы для исследовательских работ:
Как христианство пришло на Русь.
Христианское отношение к природе.
Святые в отношении к животным.
ТЕМА 32. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Темы для исследовательских работ:
Русские святые-воины. (На примере одного святого: святых благоверных князей Александра Невского, Димитрия Донского, праведного Феодора Ушакова, Александра Суворова или других).
Святой, прославившийся в нашем крае.
ТЕМА 33. СОЧИНЕНИЕ
Темы сочинений:
КрещениеРуси как начало великой русской культуры.
Кого мы называем хамом? Происхождение понятия.
Может ли христианское отношение к природе помочь решению экологической проблемы?
Какие есть особые убеждения христиан, укрепляющие их в делании добра?
Возможен ли подвиг в мирное время?
Как вы понимаете заповедь «Блаженны плачущие»?
В каком случае солдат может быть назван миротворцем? Приведите примеры такого миротворчества.
ТЕМА 33. ИТОГОВЫЕ ЗАДАНИЯ
1. Закончить предложение.
2. Тесты.
Ожидаемый результат. Предполагается, что усвоение курса сформирует у заключенного мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций русского народа, уважении к ним, диалогу с представителями других культур и мировоззрений. А также установлению духовной, творческой атмосферы в пенитенциарном учреждении, развитию совести и высоконравственной гражданской позиции взрослого человека, воспитании благоразумных стремлений к добродетелям и желания одолеть свои пороки.
Учебно-методическое обеспечение.
1) Кураев А. В. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: «Просвещение», 2013. – 95 с. – ISBN 978-5-09-029880-3.
2) Методическое обеспечение экспериментальных уроков по Основам православной культуры для 4-5 классов. // [Электронный ресурс]. - URL: https://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons (Дата обращения: 30.08.2013).
3) Слободской С., прот. Закон Божий // Азбука веры [Электронный ресурс]. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobodskoj/zakon-bozhij/ (Дата обращения: 30.08.2015).
3. Электронное приложение к учебному пособию А.В.Кураева. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы.
4. Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет–ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.
5. Энциклопедическая и справочная литература.
________________________
Руководитель социально-миссионерской практики Санкт-Петербургской Духовной Академии
чтец Сергей Забавнов