Эти требования учитываются с учетом взаимодействия элементов системы «человек — одежда — среда». К ним относятся антропометрические, гигиенические и психофизиологические требования.
Антропометрические требования — это соответствие одежды антропометрическим свойствам человека, приведенным в размероростовочных стандартах, т.е. одежда должна соответствовать форме и размерам тела человека, обеспечивать благоприятные условия для дыхания, кровообращения, выполнения движений, предотвращать утомление, быть удобной в эксплуатации (легко одеваться, застегиваться, сниматься).
Гигиенические требования заключаются в создании необходимого микроклимата пододежного пространства (температура, влажность, газовый состав, паро-, воздухопроницаемость, токсичность, загрязняемость). Гигиенические условия определяются также параметрами одежды, обеспечивающими хорошее самочувствие и работоспособность человека (конструкция изделия, применяемые материалы, структура налета и т.д.). Для выполнения гигиенических требований одежда должна выполнять следующие функции: защищать тело человека от воздействия внешних факторов — охлаждения, перегрева, атмосферных осадков, солнечной радиации, ветра, механических повреждений, вредных производственных факторов; создавать условия для жизнедеятельности человека — нормальное тепловое состояние организма, дыхания, кровообращения, выводить продукты обмена веществ (пары, углекислоты, соли), обеспечивать чистоту кожи и пододежного пространства, т.е. исключить проникновение грязи, пыли, микробов.
Соответствие психофизическим требованиям одежды определяется следующими факторами: эстетичность, хорошая посадка на фигуре, комфортные условия, способствующие повышению работоспособности человека и улучшению его самочувствия.
Физиологические требования определяются обеспечением благоприятных условий жизнедеятельности человека с учетом его силовых и скоростных возможностей. Эти требования определяются также массой одежды, ее жесткостью и трением между слоями одежды и кожей.
Одежда, удовлетворяющая гигиеническим и антропометрическим требованиям, одновременно удовлетворяет и физиологические потребности человека, т.е. психофизиологические требования обусловлены взаимодействием тела человека с одеждой и учетом психологических, физиологических и психофизиологических особенностей. Эти требования выполняются, если одежда приспособлена к особенностям функционирования органов чувств человека, его привычкам (расположение карманов, застежек).
Удовлетворение психофизиологических требований особенно важно для детской, спортивной, специальной одежды [7].
Технологические требования
- вид производства | по индивидуальным заказам населения; |
- требуемая категория качества | высшая. |
Экономические показатели
- допускаемый расход материалов | 200 см основной ткани (при ширине 150 см) [8]. |
Стадии и этапы разработки
Состав конструкторской документации курсового проекта представлен в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Состав конструкторской документации курсового проекта
Шифр документа | Наименование документа на стадии проектирования | ||
Техническое предложение (ТП) | Эскизный проект (ЭТ) | Технический проект (ТП) | |
ЭМА | Эталонный ряд моделей аналогов | ||
ЭМ | Эскиз проектируемой модели | ||
ВО | Чертеж общего вида (эскиз модели) | ||
КК | Конфекционная карта |
Продолжение таблицы 1.1
ЧК | Чертеж конструкции проектируемой модели, М1:1; М 1:5 | ||
СБ | Сборочный чертеж | ||
ССБ | Спецификация к сборочному чертежу | ||
СРЛ | Схема раскладки деталей кроя на ткани |
Техническое предложение
В данном разделе разрабатывается совокупность конструкторских документов, содержащих технические и технико-экономические обоснования целесообразности разработки документации на основании анализа технического задания и различных вариантов решений изделий, сравнительной оценки решений с учетом конструктивных и эксплуатационных особенностей разрабатываемого и существующих изделий, а также патентных материалов [9].
Разработка технического предложения включает:
- анализ моделей-аналогов;
- разработку вариантов конструктивного построения проектируемого изделия в целом или его отдельных конструктивных элементов;
- сравнительную оценку и выбор оптимального варианта конструктивного построения проектируемого изделия [10].
Модели-аналоги подбираются из числа лучших изделий, изготовляемых в настоящее время и по своим технико-экономическим показателям соответствующих качеству лучших отечественных и зарубежных образцов.
Подбор моделей-аналогов осуществляется по признакам назначения. В первую очередь в качестве ограничивающего средства используют конструктивные признаки первого структурного уровня, такие как покрой, значения основных композиционных прибавок, силуэт и длина изделия. Так же используются признаки второго и третьего уровней: распределение прибавок по участкам конструкции, габаритные размеры основных деталей, модельные особенности не основных деталей, их расположение.
При выполнении курсового проекта ограничимся подбором пяти моделей-аналогов летнего платья. Модели-аналоги представлены в виде зарисовки общего вида на фигуре человека с четкой прорисовкой всех конструктивно-декоративных элементов на рисунках 2.1 – 2.5. Описание внешнего вида моделей-аналогов с указанием рекомендуемых размеров, ростов и полнотной группы составлено одно на все модели.
Рисунок 2.1 – Эскиз модели-аналога №1
Рисунок 2.2 – Эскиз модели-аналога №2
Рисунок 2.3 – Эскиз модели-аналога №3
Рисунок 2.4 – Эскиз модели-аналога № 4
Рисунок 2.5 – Эскиз модели-аналога №5