СМЫСЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ.
Первые встречи
Этот вопрос, несомненно, является главнейшим для человека. От того, как человек ответит на него, зависит вся его жизнь и счастье.
Люди по-разному для себя решают этот вопрос. Одни считают, что целью жизни для человека является устроение земной жизни, в полном удовлетворении всех своих жизненных потребностей. Другие — что цель в материальном благополучии, стяжании земных богатств. Третьи — в достижении всевозможных привилегий, почестей и славы.
Но счастливы ли в действительности те люди, которые ставят перед собой подобные цели?
Люди, которые ставят целью своей жизни всемерное удовлетворение своих жизненных потребностей, оказываются глубоко неудовлетворенными. Никакая роскошь, никакие удовольствия не могут сделать человека по-настоящему счастливым, сделать целесообразной его жизнь. Ибо так устроена природа человека, что всякое удовольствие — будь то табак, вино, наркотики, извращения, роскошь и т.п. - имеет свойство притупляться, надоедать человеку. Достигая одного, он не успокаивается; это удовольствие уже не удовлетворяет его, — и он начинает искать другое. А когда человек достигнет всего, перепробует все развлечения и блага — так, что ему и нечего больше будет желать, - тоска и безразличие охватывают его душу.
Посмотрим на жизнь богача или тех людей, которые находятся на вершине земной славы, и увидим, что они, очень часто, бывают глубоко несчастными. Их богатство и слава причиняют порой больше тревог и горя, чем удовлетворения. Так, богатый постоянно переживает о том, как бы чего ни случилось с его богатством, как бы кто ни расхитил его. Погоня за богатством отнимает все его силы. Достигая определенной меры в накоплении, он не останавливается, - ему хочется еще большего наслаждения. Страсть наживы становится основой его жизни. И в подобной гонке за богатством проходит вся его жизнь. Порой бывает так, что отец собирает огромное состояние, которое затем передает своему сыну, а этот сын в какие-то считанные годы расточает многолетние труды своего отца. Спрашивается, какой был смысл в накоплении этого богатства.
|
Также и человек, занимающий высокую должность. И его положение нередко бывает весьма тяжелым. Его жизнь проходит в постоянных страхах и конфликтах. Он не имеет душевного покоя: он в тревоге, как бы его не обошел молодой и энергичный соперник, как бы ему не оказаться жертвою интриг.
Есть в народе известное выражение, что смысл человеческой жизни заключается в том, чтобы посадить дерево, построить дом и вырастить сына. Конечно, это правильно, но только тогда, когда мы посадим доброе дерево от наших добрых дел, полезное для людей, а не ядовитое и вредное. Построим свой дом не на страданиях, горе и несчастии других людей, - то есть путём воровства, убийства, блуда, от продажи наркотиков и других беззаконий, - а путём честного труда. Вырастим сына не эгоиста, порочащего наше имя, а доброго и внимательного человека, могущего продолжить наш род, и который не бросит нас в старости на произвол судьбы. Иначе Бог попустит, что наше вредоносное дерево, из наших дел, спилят и сожгут, беззаконный дом сам собою разрушится, а наш сын будет сидеть рядом с нами в соседней тюремной камере. Чтобы этого не случилось, все наши дела должны быть связаны одной целью и добрым расположением.
|
Так и на войне побеждает более дисциплинированное войско, когда, начиная от командира и завершая поваром, все имеют одну цель — победу, но каждый исполняет свои обязанности в соответствии со своими способностями, и ещё в определённом духовном расположении. Порядок и дисциплина в хорошем войске основаны не на подозрении и ненависти, а на саможертвенной любви. Человек, обладающий такой любовью, готов поделиться в бою со своим ближним последним глотком воды, последним куском хлеба, заступиться за немощного. Такие люди готовы пожертвовать своею жизнью ради защиты своих матерей, братьев и сестёр, стариков. Такое войско непобедимо.
Насколько приземлены и неудовлетворительны уже упомянутые цели жизни, это мы можем видеть из яркого примера современной жизни.
В конце XX века в печати была опубликована статья о самоубийстве сына одного американского миллионера. В этой статье говорится о том, что один преуспевающий в жизни молодой человек, сын миллионера, в расцвете сил и благополучия кончает жизнь самоубийством. При нем была обнаружена записка следующего содержания: «Взял от жизни все, не нашел в ней ничего интересного, ухожу из жизни добровольно». Наверняка у него были самые лучшие автомобили, дорогие виллы, его окружали самые красивые женщины. Словом, он имел все, о чем только может мечтать современный человек. И вдруг — такой печальный финал. Казалось бы, чего же ему не хватало? А не хватало ему главного — Бога. Только Он — Творец Вселенной и человека, в деснице Которого находится все созданное в этом мире, - способен по-настоящему сделать человека счастливым, открыть истинный смысл его жизни, утешить человека, наполнить его жизнь спокойствием и радостью. Выдающийся богослов IV века блаженный Августин так говорит об этом: «Бог создал нас для Себя, и человек нигде не найдет покоя, пока не придет к Нему и не соединится с Ним».
|
Только жизнь в Боге является истинной и главной целью для человека.
И если человек не находит полного и вечного счастья здесь на земле, то это значит, что существует другое «надмирное» счастье. Мы не способны самостоятельно спокойно устроиться и жить на земле, не мучиться от непонятной внутренней неудовлетворенности. Очевидно, внутри нас есть свидетельство нашей принадлежности к совсем иному, более глубокому, полному и разумному бытию. Пусть мы все сейчас бессильные пленники, узники этого мира, и наш бунт — бессмысленная по своему бессилию затея. Однако, только его пленники, а не граждане: у нас осталось смутное воспоминание об иной, подлинной нашей Родине, и мы не должны завидовать тем, кто забывает о настоящем счастье — блаженстве в Боге.
И, если то, ради чего я живу, удовлетворяет меня лишь временно, или вообще приносит мне и ближним вред, то, значит, такая система ценностных ориентаций является ущербной. А кто внушает или заставляет нас жить по этим установкам, предлагает нам нечеловеческий смысл жизни.
Отсюда главная мысль — наличие в человеке нравственного измерения его жизни: что мир не прост, что в бытии есть разделение на Высший — духовный, идеальный - и низший порядок бытия. Высшее начало действует, притягивает к себе низшее, но они не сопоставимы. Человек не равен миру, потому что стремится от него в порыве к Богу, и Бог не равен миру, потому что человек, живя в мире, тяготится им, и сам человек не равен Богу, потому что стремится к Нему, а, значит, ощущает свою отдаленность от Него.
То есть жизнь с Богом — это главное, к чему должен стремиться человек.
Учителю Церкви Тертуллиану принадлежит следующее изречение: «Душа человека по природе - христианка ». То есть человек, изначально созданный Творцом по образу и подобию Божию, имеет внутреннюю потребность в общении с Ним. Без этого общения, подобно отрезанной от дерева ветви, он засыхает и умирает духовно. Его жизнь превращается в бессмыслицу, в пустое прожигание времени в погоне за удовлетворением земных, нечистых потребностей, которыми нельзя удовлетвориться вполне. Наше тело рано или поздно умрёт, и тогда не станет предмета, с помощью которого мы удовлетворяли бы свои грязные пожелания, но останется неумолимая, вечная тяга к греху, ибо душевное влечение с прекращением земной жизни не прекращается и не исчезает.
Когда человек не идет путем Божиим (т.е. не исполняет Его заповедей), грешит, обижает своих близких, — его жизнь обессмысливается. Грехи отравляют его жизнь, все далее и далее отдаляют его от Бога.
Из опыта жизни нам известно: если мы сделали что-то дурное человеку, но потом все же нашли в себе силы, чтобы подойти к нему и примириться; искренне забыли нанесенное нам оскорбление, - после прощения сразу становится легко и нам и тому человеку. Окажется, что не такой уж он и плохой человек - да и сам он тут же расположится к нам, попросит прощения. Так бывает в большинстве случаев. И, наоборот, когда люди скрывают в себе внутреннюю злобу друг к другу, то эта злоба с течением времени увеличивается - она буквально разъедает их. Они не находят себе места, все их мысли о том, как бы уязвить обидчика, отомстить ему. И в этом случае они оказываются глубоко несчастными.
А если же человек найдет в себе силы примириться, ответить добром на зло — то при этом конфликт во многих случаях прекращается, и вместо врага человек приобретает если не друга, то хорошего соседа. Ведь во всех людях есть и хорошее и плохое. В душу каждого от природы Богом вложено правило на добро отвечать добром. Для самого человека, его душевного спокойствия необходимо иметь мир с окружающими его людьми, прощать им их слабости и прегрешения.
Каким же образом человек может войти в непосредственное общение с Богом? Христианство прямо отвечает на этот вопрос: через веру во Христа, Единородного Сына Божья и жизнь согласно этой вере (т.е. через исполнение заповедей Божиих). Только Христос — истинный Бог и истинный Человек - может помочь людям преодолеть в себе зло. Он пришел на землю и искупил грешного человека, воссоздал подверженную греху природу. Как говорит святитель Ириней Лионский: «Бог стал человеком, чтобы человек мог стать Богом». Он открыл людям великую истину: «Бог есть любовь » (1Ин.4, 8). И тот, кто живёт во Христе, становится причастником уже здесь на земле вечной Божественной любви, обретает истинный смысл своего бытия. Всякому верующему в Него Он даёт великие дары Святого Духа: «...любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру» (Гал.5, 22). С этими благами не могут сравниться никакие земные богатства. Всякий исполняющий заповеди Божии становится причастником этих великих благ.
Совершая добрые дела, человек очищается, уподобляется Ему. В этом его душа находит истинное счастье. И, действительно, из личного примера мы знаем, что если мы сделали что-то доброе: помогли нуждающимся, утешили печальных, просто сказали доброе слово, - светло и радостно становится у нас на душе. Делание добра — это рассеивание радости, делание счастливым и себя и ближнего — того, кому это добро делается.
Уже здесь на земле душа добродетельного человека, несмотря на трудности жизни, спокойна и безмятежна. По мере праведности его жизни, умножения добродетелей он все более и более уподобляется Богу. Ему уже не страшны ни смерть, ни болезни, ни какие-либо земные материальные неудачи, ибо он знает, что с ним Бог, Который его никогда не оставит. Он всегда имеет в Нем твердое основание и надежду. А финалом жизни такого человека является вечная жизнь с Богом, светлыми ангелами и праведными людьми, ибо только здесь истинное счастье, покой и утешение.
Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать вывод, что целью жизни для человека является не слава, не богатство, не наслаждение чувственными удовольствиями, которые часто имеют своим основанием грех, а жизнь в Боге. Только тогда он будет по-настоящему счастлив на земле, только тогда его жизнь обретет истинный смысл.