Призыв, обращение к читателю




Виды и формы вступления

 

Проблемный вопрос

Самый простой и часто используемый способ зачина. Когда не хва­тает времени (или фантазии! для написания развёрнутого вступления, просто начните с вопроса, формулирующего проблему текста.

1. Что такое благородство и какую роль это понятие играет в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет И. Ильин.

2. Что лучше: тосковать о несбывшейся мечте или, преодолев труд­ности, достичь желаемого? Такова проблема, которая привлекла внимание автора.

Общие сведения о проблеме

Постепенно подводя читателя к формулировке проблемы, оттолк­нитесь от типичных фактов, событий, в которых эта проблема прояв­ляется (особенно в наши дни).

Мы уже давно слышим сетования на то, что люди (особенно молодые) стали меньше читать, что телевидение и компьютер потеснили книгу... Действительно ли это так? Какова роль книги в жизни со­временного человека? Этой проблеме посвящён текст А. Павловской.

Ссылка на авто­ритетное мнение по вопросу, близко­му к обсуждаемой проблеме

Психологи утверждают, что зависимость от телевидения — это настоящая болезнь многих членов современного общества. Действи­тельно, каждому из нас трудно представить свою жизнь без телеви­зора. Какую же роль играет телевидение в жизни человека? Что при­носит телевизор в наш дом — благо или зло? Над этой проблемой задумался В. Солоухин.

Создание определенного эмоционального настроя

Впечатления детства, наверное, одни из самых дорогих и значимых воспоминаний в человеческой жизни. Места, с которыми связано ста­новление личности, навсегда остаются в памяти, и мы не однажды мысленно возвращаемся в этот мир, расцвеченный яркими красками. Какую же роль играет в жизни человека память о родном доме, о ро­дине? Над этой проблемой размышляет автор.

Помните, что эмоциональное вступление предполагает не менее яр­кое продолжение, так что постарайтесь выдержать и провести через всю работу определённый эмоциональный настрой.

Описание чувств, мыслей, впечатлений, которые возникли после чтения текста

Прочитав текст ф. Искандера, я вспомнил все лучшие моменты своего детства: поездки с друзьями за город, победы на спортивных соревнованиях, лето в лагере отдыха... Сколько светлых детских воспоминаний хранит память каждого из нас! Почему же детство так много значит для человека? Какую роль играет детство в жизни каждого из нас? Эта проблема привлекла внимание автора.

Разумеется, ваши мысли должны быть связаны с текстом, с его проблемой. Ни в коем случае не пишите что-нибудь вроде: Вот сижу я на экзамене, за окном светит солнце, поют птички, а в тексте го­ворится о Великой Отечественной войне...

Помните: девиз «Что вижу, то пою» подходит для поэта-импровиза­тора, но не для автора экзаменационного сочинения!

Цитата из исход­ного текста (или другого источника), связанная с рассмат­риваемой пробле­мой

«Можно ли представить современный мир, лишённый печатного зна­ка?» — пишет Юрий Бондарев, приглашая своих читателей к размыш­лению над проблемой значения книги в жизни человека и общества.

Старайтесь подобрать цитату, непосредственно связанную с про­блемой текста!

Обращение к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям

Вся жизнь Валентина Распутина связана с Сибирью. Он и сейчас жи­вет в небольшом посёлке недалеко от знаменитого озера Байкал. Не случайно одна из важнейших проблем, к которой часто обраща­ется писатель, — проблема сохранения для потомков Байкала, сбе­режения его красоты и природных богатств России.

 

Виды заключения

Обобщение основных мыслей автора

Самая типичная и логичная концовка сочинения. Чаще всего в та­кой концовке мы возвращаемся к позиции автора, излагая её более широко и эмоционально.

Итак, автор показал нам, что желание спасти боевого товарища, вера в победу помогают людям совершить невозможное, преодолеть самого себя ради блага других —это и есть подвиг!

Вопросительное предложение, в том числе ритори­ческий вопрос

В конце сочинения такое предложение возвращает читателя к про­блеме текста, подчёркивая её актуальность,

Художественная литература дарит нам несметные сокровища че­ловеческого духа! Разве имеет право кто-либо из нас отказываться от этого бесценного дара?

Призыв, обращение к читателю

Особенно уместны в том случае, если сам автор нас к чему-либо призывает.

Итак, перед тем как включить телевизор и погрузиться в чудесный, но ненастоящий мир, подумайте о том, нет ли вокруг вас людей, ко­торые нуждаются в утешении, помощи, просто в добром живом сло­ве. Вспомните: вас окружает подлинный мир, полный звуков, красок, ощущений. Подумайте: кем вы хотите быть — творцом своей жизни или просто зрителем?

Использование цитат

Следует помнить, что далеко не каждая цитата будет уместна в за­ключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно вы­ражающее мысли автора. Возможно использование небольшого фрагмента, который содержит ключевые слова текста или цитаты из другого источника, точно отражающие позицию автора исходного текста.

Итак, текст К. Паустовского ещё раз заставил меня убедиться в том, что любая война приносит человечеству только беды и страдания. Как тут не вспомнить слова Л. Н. Толстого: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие...»!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: