Роль информационных технологий и СМИ в политике.




СМИ – это совокупность предприятий, учреждений и организаций, занимающихся сбором, обработкой и распространением массовой информации по каналам печатной продукции, радио, телевидения, кинематографа..

Функции СМИ состоят в:
· Информировании граждан;
· Содействии их политическому образованию и воспитанию, политической социализации;
· Возможности выражения, артикуляции различных общественных интересов, интегрировании субъектов политики, контроле (и критике) органов власти;
· Мобилизации и формировании общественного мнения

Главным субъектом воздействия на СМИ является государство, система органов власти. Государство через различные институты власти и управления определяет статус и нормы деятельности СМИ, через принятие законов парламентом страны, постановления правительства, Указы Президента. Этими актами, например, запрещается пропаганда насилия, призыв к свержению существующего конституционного строя и т.д. То есть СМИ не могут выступать против основных целей и интересов государственной политики. Государство влияет на приобретение собственности средствами массовой информации, её использование, продажу частным лицам или финансово – промышленным группам. Этот экономический рычаг может оказывать влияние и на политическую сторону деятельности СМИ.

СМИ испытывают направляющее воздействие и других субъектов политики:
· Политических партий;
· Общественных организаций;
· Отдельных политических группировок внутри правящей элиты;
· Органов военного управления.

СМИ, будучи системой, управляемой со стороны политики, оказывают на неё обратное влияние. В современных условиях это влияние настолько велико, что СМИ характеризуются не иначе, как «четвертая власть» (на ряду с законодательной, исполнительной и судебной). Конечно, такая характеристика условна, ибо СМИ не обладают атрибутами власти; их идеи, рекомендации необязательны к выполнению гражданами России. Они «властвуют» над умами людей, влияют на настроение и поведение широких масс населения, а тем самым и на политические процессы, политику в целом. Сегодня невозможно представить политическую деятельность без прессы, радио и телевидения. Они вторгаются во все сферы деятельности политического руководства страны. СМИ способны служить различным политическим целям: от поддержки политической власти до дезинформации населения в угоду каких – то оппозиционных групп. Поэтому в обществе, как правило, ведется открытая или подспудная борьба между различными политическими силами за влияние на отдельные печатные и электронные СМИ, привлечение их на свою сторону и использование в своих интересах, как политических, так и экономических, идейных и других.


Типология государства: формы территориального устройства.
Унитарное государство - это такая форма территориального устройства, где вся сумма собираемых в стране налогов и все полномочия сосредоточены в центре, в столице.
Сумма всех налогов распределяется в столице. Города и области вынуждены отдавать все свои налоговые поступления в столицу, а затем выпрашивать их в столичных министерствах на выполнение своих целей (на строительство дорог, образование и т.д.) Примеры унитарного государства – это Российская империя и СССР. По конституции СССР считался федерацией, у республик на бумаге даже было право на выход из Союза, но на деле СССР являлся унитарным государством.

Федерация – это такая форма территориального устройства, где полномочия и налоговые поступления делятся в результате бюджетного соглашения на три части между центром, штатом и городом. Задача «отцов-основателей» состояла в том, чтобы, с одной стороны, создать крепкое федеральное правительство, а с другой стороны, сохранить за штатами те права, передача которых центру не являлась абсолютной необходимостью. Федеративное устройство позволило найти условия компромисса между крупными и мелкими штатами. По этому вопросу на Конвенте разгорелись жаркие дебаты. Условия компромисса состоят в следующем. Штаты должны быть представлены в Палате Представителей в соответствии с размерами населения штата. Эта Палата имеет исключительное право разрабатывать законы о взимании налогов. В этой палате крупные штаты имеют большинство своих представителей. В Сенате штаты имеют равное представительство – по 2 сенатора от каждого штата, таким образом, в Сенате разные штаты имеют равные права. Чтобы стать законом, законопроект должен быть утверждён обеими палатами, малые штаты могут собрать свои голоса в Сенате и не допустить принятия закона, который нарушает их интересы, В то же время большие штаты могут поставить преграды перед неугодным им законопроектом с помощью объединения своих голосов в Палате Представителей. Федеративное устройство – это опять результат компромисса между интересами больших и малых штатов. Россия сегодня тоже является федерацией.

Конфедерация – это такая форма территориального устройства, гдепочти все полномочия и налоговые поступления остаются у периферии (национальных республик), а центр почти не имеет никаких полномочий и налоговых поступлений. Конфедерация существует сегодня в Швейцарии. Другой пример конфедерации - это Союз независимых государств (СНГ), в который входят Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан и т.д. В рамках СНГ возникли разногласия между Россией и Украиной по поводу цен на газ, территориальной принадлежности Крыма и Севастополя, который является базой Черноморского флота. В самой Украине возникли разногласия по поводу курса на присоединение к ЕС или к Российской Федерации. После войны в Южной Осетии между Грузией и Россией в 2008 г. Грузия заявила о выходе из СНГ. Южная Осетия и Абхазия стремятся выйти из состава Грузии и вступить в состав РФ. Видимо, постепенно эта просьба будет удовлетворена. Приднестровье стремится выйти из состава Молдавии и вступить в состав РФ. Долго шли переговоры между Россией и Белоруссией о создании Союзного государства, президент Путин предложил президенту Лукашенко, чтобы Белоруссия вступила в РФ на правах губернии, но это предложение не устроило Лукашенко. Создаётся впечатление, что белорусское руководство стремится получать из России дешёвый газ под прикрытием переговоров о создании союзного государства. Конфедерация СНГ должна распасться на полностью независимые государства или превратиться в федерацию во главе с Россией, третьего не дано. Возможно, что только часть республик СНГ или их автономные области вступят в состав этой будущей федерации. «Пришло время собирать камни».

Очень часто с течением времени конфедерация или превращается в федерацию, или распадается на отдельные независимые государства. Пример превращения конфедерации в федерацию – это образование США и ЕС. Формирование ЕС происходит на наших глазах и сопряжено со значительными трудностями. В ЕС уже выпущена новая валюта – Евро, создан общий парламент, но возникли проблемы с принятием новой конституции, т.к. население Франции проголосовало против предложенного проекта. В ЕС приняты новые члены – Польша, Литва, Латвия, Эстония и т.д., но возникли разногласия по поводу приёма исламской Турции.


Билет № 10.
Патриотическая политическая идеология.

патриотизм — это искренняя и бескорыстная любовь гражданина к своей стране, ее многонациональному народу, уважительное и честное отношение к их традициям и историческому прошлому, готовность к реальным действиям по достижению свободы, процветания и благополучия всей России и каждого ее жителя.

Патриотизм понимают, как активную позицию гражданина, осознанное чувство сопричастности и ответственности за происходящее в обществе и государстве, признание приоритета государственных и общественных интересов перед личностными и узкогрупповыми, гордость за достижения и решительное неприятие всего того, что тормозит прогрессивное развитие страны.

Основными элементами формирующейся государственно-патриотической идеологии являются:

1) устойчивые и четко осознанные патриотические и государственные, а в целом - державные, начала;

2) четкое видение исторических перспектив развития общества и государства;

3) приверженность социальной справедливости, присущей российским традициям;

4) православие - как основа мировоззрения большей части населения страны, при свободном развитии всех традиционных для России других религий;

5) приоритет духовных ценностей над материальными;

6) соборность, представительство различных слоев общества в институтах власти;

7) общинность и коллективизм, органически присущие россиянам;

8) человеколюбие как природное свойство российского характера; лидерство, жертвенность, сопричастность ко всему, происходящему в мире;

9) конкретность цели и плана действий на продолжительный период.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: