Где я, там и дом
Игра для детей от 6 лет
Цель: умение защищать психологические границы конструктивным образом, понимать собственные ресурсы психологической защиты границ Я.
Материалы: цветные карандаши, бумага, игрушки или другие подручные материалы для проигрывания ситуаций, значки и в большом количестве,пластмассовые кубики из строительного набора в большом количестве.
Сказка
Очень-очень давно все люди носили на себе дома, как улитки носят свои ракушки. «Почему? — спросите вы. — Ведь это тяжело и неудобно». Да, ребята, как вы думаете, зачем люди носили с собой дома?
(Ведущий выслушивает ответы. )
Люди просто очень привыкли к своим домам и ни на минутку не хотели с ними расставаться. Вдруг бы им захотелось поесть или поспать, уединиться или пригласить к себе гостей? Как все это можно было сделать без дома? Конечно, каждому человеку приходилось утром делать зарядку, чтобы быть сильным, часто отдыхать, ведь носить на себе целый дом — не шутка! Очень удобно, но тяжело.
(Ведущий просит детей представить, какой бы дом они носили на себе, а затем нарисовать его. )
Волшебник, живший на высокой горе, сжалился над людьми и сделал их дома легкими. Люди перестали делать зарядку, стали ходить быстрее, некоторые даже научились бегать с домом в руках. Но что удивительно: чем легче стали дома, тем чаще начали люди друг о друга ударяться, у домов стали откалываться углы, стал портиться внешний вид. Люди были очень недовольны друг другом и стали постоянно выяснять, кто виноват.
Волшебник снова сжалился над ними и сделал их дома невидимыми. Очень удобно: отбитых углов не видно, окна можно не мыть, дверь не закрывать. Но что удивительно: как только дома стали невидимыми, люди вообще перестали смотреть по сторонам и заботиться друг о друге. «Снова непорядок! Пусть каждый дом будет на виду, но станет неприступным!» — подумал Волшебник, сделал все дома очень тяжелыми и видимыми, а сам улетел в другую страну.
|
Как люди ни старались, они не смогли сдвинуть дома с места. Они вышли из дверей и не знали, как им ходить по улице без своего убежища. Люди не привыкли, чтобы видели их лица, одежду, игрушки, слышали разговоры…
Что же им было делать? Как спрятаться, но и остаться вместе с друзьями? А вдруг кто-то скажет обидное слово или посмеется над тобой из-за оторванной пуговицы? Волшебник улетел в другую cтрану, и люди совсем растерялись и не знали, как, не прячась в дом, сделать так, чтобы тебя не трогали?
Беседа
Обсуждение сказки. Ведущий выслушивает ответы детей, подводит итог: если нет возможности спрятаться физически, то нужно охранять себя словами.
— Какие защитные, охранные слова вы знаете?
Ведущий подводит итоги беседы: есть грубые слова, которые нас, конечно, защищают, но и отталкивают от нас других людей. Однако есть другие слова: вежливые, спокойные, которые не только охраняют наши границы от других, но и удерживают других людей рядом, учат дружить и играть вместе.
Грубые слова — это камни, которые летят в наш дом и разрушают его, а добрые, вежливые слова укрепляют наш дом, делают его красивее. Чего вы хотите для своего дома: чтобы он был разрушен или чтобы стал надежнее и уютнее?
Дом из кубиков
Сплоченным, дружным группам можно предложить следующий эксперимент. Ведущий строит какое-либо сооружение из кубиков.
|
— Вот это — наш дом, его стены — это наши границы, а комнаты — это то пространство, куда мы можем спрятаться, где можно делать что угодно: ходить босиком или в одежде наизнанку, лохматыми, с грязными руками. Выходя из дома, покидая его границы, мы уже приводим себя в порядок, умываемся, наряжаемся.
Говоря хорошие слова про дом, свой или чужой, мы как будто делаем его еще крепче (ведущий достраивает домик из оставшихся у него кубиков), а говоря злые слова, мы кидаем в него камень, и дом разрушается. Давайте попробуем поиграть в игру и подумаем, какой дом нам понравится больше. Сейчас я предлагаю вам говорить разные обидные слова про дом и одновременно кидать в него кубик-камень. Начну я: этот дом некрасивый.
Ведущий произносит обидные слова и бросает кубик. То же самое делают дети. Проводится обсуждение: красивый ли дом получился? Можно ли назвать обломки домом и как там живется? Предложить детям зайти в разрушенный дом и озвучить свои ощущения.
— Хотелось бы вам жить в таком доме? Почему?
Ведущий подводит детей к мысли, что, общаясь грубыми словами, мы портим чужие и свои дома границы.
Ведущий снова строит какое-то сооружение и предлагает детям говорить добрые, ласковые слова относительно дома и класть свой кубик так, чтобы дом становился красивее. Затем проводится обсуждение: красивый ли дом получился? Хотелось бы вам в нем жить? Где приятнее находиться: в разрушенном или в красивом доме? Почему?
Ведущий подводит детей к мысли, что, общаясь добрыми, ласковыми словами, мы делаем свой и чужой дом лучше, крепче, надежнее. Затем целесообразно предложить следующий этап работы для закрепления полученных знаний.
|
Игра «Добрые и злые значки»
— Сейчас мы сыграем с вами в игру. Я буду рассказывать вам истории, а вы станете актерами и покажете, как вы поступите на месте главного героя. Если вы будете говорить хорошие, добрые слова, то я буду дарить вам значки . Если же слова будут грубыми, злыми, то значки будут такие: .
Ведущий рассказывает истории, просит детей их инсценировать и оценивает каждого участника определенным значком.
● Незнакомый ребенок хочет забрать твои игрушки. Что ты сделаешь? Как еще можно поступить? Какие слова нужно сказать, чтобы незнакомый ребенок не брал твои игрушки?
● Друг съел твой кусочек торта. Что ты сделаешь? Как еще можно поступить? Какие слова нужно сказать, чтобы никто не брал твой кусок?
● Ребята не принимают тебя в свою игру. Что ты сделаешь? Как еще можно поступить? Какие слова нужно сказать, чтобы тебя приняли в игру?
● Ребята над тобой смеются. Что ты сделаешь? Как еще можно поступить? Какие слова нужно сказать, чтобы над тобой не смеялись?
● Тебе очень хочется подружиться с новыми ребятами. Что ты сделаешь? Как еще можно поступить? Какие слова нужно говорить людям, чтобы с ними подружиться?
● Ты очень разозлился на друга, который отобрал у тебя игрушку. Что ты сделаешь? Как еще можно поступить? Какие слова нужно сказать, чтобы у тебя не отбирали игрушки?
— Друзья мои, у каждого из вас в руках есть карточки с добрыми значками. Это значит, что мы можем что-то улучшить в домах, которые мы нарисовали. Может быть, вы захотите поставить на стол цветы, или добавить еще одну комнату, или сделать около дома бассейн, или разрисовать стены разными цветами.
Сколько у вас карточек с веселыми рожицами? Посмотрите на свои рисунки домов. Вы можете внести столько изменений, сколько у вас карточек. Например, если у вас есть семь рожиц, значит, вы можете в свой дом поставить семь стульев или посадить семь цветов. Подумайте, что вам хотелось бы добавить в ваш рисунок.
На данном этапе важно работать с детским сопротивлением и сомнением, доказывая, что изменения и нововведения нужны, потому что насыщают жизнь впечатлениями, не дают заскучать.