Топливо, используемое в судовых двигателях
Судовые масла и смазки
Судовые масла применяют в судовых двигателях. Судовые двигатели могут быть тронковыми (когда шатун непосредственно присоединяется к поршню) и крейцкопфными (когда верхняя часть шатуна присоединяется к крейцкопфу — специальной скользящей конструкции, которая соединяется с поршнем штоком. Крейцкопфные двигатели позволяют снизить износ цилиндра и поршня, поскольку они освобождены от боковых усилий; зато тронковые двигатели намного меньше по размеру и весу. В настоящее время крейцкопфные двигатели используются только на больших морских судах. Отличительная особенность судовых масел - хорошая влагостойкость. В России потребляется примерно 50 тысяч тонн судовых масел в год, что составляет 5% от потребления всех масел.
1. Масла для судовых и стационарных силовых установок отечественного производства. Масло М-14В2 ГОСТ 12337-84 изм.1-6 применяется в системах смазки двух- и четырёхтактных тепловозных и судовых дизелей и дизелей карьерных самосвалов.
Масла М-14Г2ЦС и М-16Г2ЦС ГОСТ 12337-84 изм.1-6 предназначены для применения в главных и вспомогательных тронковых судовых дизелях. Масло М-14Г2ЦС применяют также в тепловозных дизелях типа чн 26/26. Масло М-16Г2ЦС используется также для смазки цилиндров тронковых и крейцкопфных дизелей при их работе на топливе с содержанием серы до 1,5%, для которых рекомендованы масла класса вязкости М-16/SAE 40/.
Наименование ГОСТ
| М-10Г2ЦС
| М-14Г2ЦС
| М-16Г2ЦС
| М-14В2
| API
| СС
| СС
| СС
| СВ
| SAE
| SAE 30
| SAE 40
| SAE 40
| SAE 40
| Вязкость кинематическая при 100°С, мм2/с
| 10,0-11,0
| 13,5-15
| 15,5-17
| 13,5-14,5
| Индекс вязкости, не менее
|
|
|
|
| Температура застывания, °С, не выше
| -10
| -10
| -10
| -12
| Щелочное число, мг КОН/1г, не менее
|
|
|
| 4,8
| Зольность сульфатная, %, не более
| 1,5
| 1,5
| 1,5
| 1,2
| Массовая доля активных элементов, % не менее
| Ca
| -
| 0,28
| 0,28
| 0,23
| Zn
| 0,045
| 0,045
| 0,045
| 0,045
| P
| -
| 0,04
| 0,04
| 0,04
| |
Масла М-10Г2ЦС, М-14Г2ЦС и М-16Г2ЦС (ГОСТ 12337-84) предназначены для смазывания главных и вспомогательных тронковых дизелей судов морского транспортного, промыслового и речного флотов. Масло М-10Г2ЦС используют также в циркуляционных системах крейцкопфных дизелей высокой степени форсирования, а масло М-16Г2ЦС- для смазывания цилиндров тронковых и крейцкопфных дизелей, когда массовая доля серы в применяемом топливе не более 1,5 %. Масло М-14Г2ЦС широко применяют в тепловозных дизелях типа ЧН 26/26, стационарных дизель-генераторах с двигателями типа ЧН 40/48, дизель-редукторных агрегатах с двигателями типа ЧН 40/46. Масла марки Г2ЦС получили допуск к применению у зарубежных дизелестроителей. Масла М-10Г2ЦС, М-14Г2ЦС и М-16Г2ЦС могут использоваться для смазывания ряда судовых механизмов и агрегатов, где необходимы масла соответствующих вязкостей (редукторы, компрессоры, воздуходувки и др.)
Масло М-20Е70 ГОСТ 12337-84 изм.1-6 - минеральное масло с композицией присадок. Предназначено для смазывания цилиндров крейцкопфных дизелей высокой степени форсирования при работе на тяжелых топливах с содержанием серы до 5%, в том числе для дизелей иностранного производства.
Масло М-16Е30 ГОСТ 12337-84 изм.1-6 - минеральное базовое масло М-16 с композицией присадок. Применяется для смазочных систем цилиндров крейцкопфных дизелей невысокой степени форсирования, для которых рекомендованы масла класса вязкости М-16/SAE 40/, при работе на дизельных дистиллятных или тяжелых топливах с содержанием серы до 2,0%.
Наименование ГОСТ
| М-20Е70
| М-16Е30
| SAE
| SAE 50
| SAE 40
| API
|
|
| Вязкость кинематическая при 100°С, мм2/с
| 20,0-23,0
| 15,0-17,0
| Индекс вязкости, не менее
|
|
| Температура застывания, °С, не выше
| -12
| -12
| Щелочное число, мг КОН/1г, не менее
|
|
| Зольность сульфатная, %, не более
| 10,5
| 5,0
| Массовая доля кальция, % не менее
| 2,8
| 1,7
| |
1.3. Масла отечественного производства для тронковых двигателей, работающих на мазутах Масла М-10ДЦЛ20 и М-14ДЦЛ20 ГОСТ 12337-84 изм.1-6 являются минеральными маслами из сернистых нефтей с присадками, улучшающими смазывающие, антикоррозийные и антиокислительные свойства. Масла предназначены для высокофорсированных дизелей с наддувом, работающих в тяжелых эксплуатационных условиях, для циркуляционных и лубрикаторных смазочных систем при использовании тяжелых сернистых топлив с содержанием серы до 2,5-3,0%.
Масло М-14ДЦЛ30 ГОСТ 12337-84 изм.1-6 представляет собой минеральное базовое масло с композицией присадок. Используется для циркуляционных и лубрикаторных смазочных систем тронковых дизелей, для которых рекомендованы масла класса вязкости М-14/SAE 40/, при работе на топочных мазутах 40 и 40В и других топливах с аналогичными физико-техническими показателями и содержанием серы более 2,5-3,0%.
Наименование ГОСТ
| М-10ДЦЛ20
| М-14ДЦЛ20
| М-14ДЦЛ30
| SAE
| SAE 30
| SAE 40
| SAE 40
| API
| CD
| CD
| CD
| Вязкость кинематическая при 100°С, мм2/с
| 10,0-11,0
| 13,5-15
| 13,5-15
| Индекс вязкости, не менее
|
|
|
| Температура застывания, °С, не выше
| -10
| -10
| -10
| Щелочное число, мг КОН/1г, не менее
|
|
|
| Зольность сульфатная, %, не более
|
|
| 4,6
| Массовая доля активных элементов, % не менее
| Ca
| 0,65
| 0,65
|
| Zn
| 0,045
| 0,045
| 0,045
| P
| 0,04
| 0,04
| 0,04
| |
2. Масла для судовых и стационарных силовых установок производства Shell.
2.1. Масла для крейцкопфных двигателей
Характеристики масла Shell Melina SAE 30
| Наименование показателей
| Значение
| Комментарии
| Кинематическая вязкость, при 100°С, мм2/с
| 11.8
| Масло для циркуляционной и лубрикаторной смазки энергетических установок судов, систем циркуляционной смазки энергетических установок береговых наносных, компрессорных и электростанций, а также железодорожной техники. Применяется для низкооборотных двигателей, а также для вспомогательных двигателей, работающих на дизельном топливе, и для других вспомогательных механизмов, для которых рекомендованы масла соответствующего класса вязкости. Щелочное число 8 мг КОН/г
| Плотность, при 15°С, кг/м3
|
| Температура вспышки в открытом тигле, °С
| 227*
| Температура застывания, °С
| -18
| |
Характеристики масла Shell Melina S SAE 30
| Наименование показателей
| Значение
| Комментарии
| Кинематическая вязкость, при 100°С, мм2/с
| 11.6
| Масло с пакетом салицилатных присадок для циркуляционной и лубрикаторной смазки энергетических установок судов, систем циркуляционной смазки энергетических установок береговых наносных, компрессорных и электростанций, а также железодорожной техники. Используется для низкооборотных крейцкопфных двигателей (картер, система охлаждения поршней) и вспомогательных механизмов. Щелочное число 5 мг КОН/г
| Плотность, при 15°С, кг/м3
|
| Температура вспышки в открытом тигле, °С
| 227*
| Температура застывания, °С
| -18
| |
Характеристики масла Shell Alexia SAE 50
| Наименование показателей
| Значение
| Комментарии
| Кинематическая вязкость, при 100°С, мм2/с
| 19.5
| Цилиндровое масло для низкооборотных крейцкопфных двигателей всех типов, работающих на топливе с содержанием серы до 4%. Снижает загрязненность двигателя и износ цилиндра, защищает от коррозионного изнашивания при использовании высокосернистых топлив. Щелочное число 70 мг КОН/г
| Плотность, при 15°С, кг/м3
|
| Температура вспышки в открытом тигле, °С
|
| Температура застывания, °С
| -18
| |
Характеристики масла Shell Alexia D SAE 50
| Наименование показателей
| Значение
| Комментарии
| Кинематическая вязкость, при 100°С, мм2/с
| 19.0
| Цилиндровое масло для крейцкопфных двигателей, в которых используются дистиллятные топлива, содержащие до 1% серы. Щелочное число 16 мг КОН/г
| Плотность, при 15°С, кг/м3
|
| Температура вспышки в открытом тигле, °С
|
| Температура застывания, °С
| -21
| |
2.2. Масла для тронковых двигателей, работающих на дизельном топливе
Характеристики масла Shell Gadinia SAE 30
| Наименование показателей
| Значение
| Комментарии
| Кинематическая вязкость, при 100°С, мм2/с
| 11.8
| Масло для высоконагруженных главных и вспомогательных среднеоборотных двигателей, работающих на дистиллятном топливе (до 1% серы). Может применяться также во вспомогательных механизмах, для которых нужны масла соответствующих классов вязкости (редуктора, турбонагнетатели, маслонаполненных дйдвудных труб и винтов переменного шага). Рекомендуется для автономных дизель-генераторов. Щелочное число 12 мг КОН/г Спецификации/допуски: Wartsila NSD, ZF TE-ML 02C-04B (30), 04B (40)
| Плотность, при 15°С, кг/м3
|
| Температура вспышки в открытом тигле, °С
|
| Температура застывания, °С
| -24
| |
Характеристики масла Shell Gadinia SAE 40
| Наименование показателей
| Значение
| Комментарии
| Кинематическая вязкость, при 100°С, мм2/с
| 14.4
| Масло для высоконагруженных главных и вспомогательных среднеоборотных двигателей, работающих на дистиллятном топливе (до 1% серы). Может применяться также во вспомогательных механизмах, для которых нужны масла соответствующих классов вязкости (редуктора, турбонагнетатели, маслонаполненных дйдвудных труб и винтов переменного шага). Рекомендуется для автономных дизель-генераторов. Щелочное число 12 мг КОН/г Спецификации/допуски: Wartsila NSD, ZF TE-ML 02C-04B (30), 04B (40)
| Плотность, при 15°С, кг/м3
|
| Температура вспышки в открытом тигле, °С
|
| Температура застывания, °С
| -21
| |
Характеристики масла Shell Sirius Oil SAE 15W-40
| Наименование показателей
| Значение
| Комментарии
| Кинематическая вязкость, при 100°С, мм2/с
| 14.5
| Масло для высоконагруженных высокооборотных (свыше 1200 об/мин) судовых двигателей, работающих на дистиллятном топливе (до 1% серы). Может использоваться и для смазывания вспомогательных механизмов, для которых применяются масла соответствующей вязкости. Рекомендуется для автономных дизель-генераторов. Щелочное число 10 мг КОН/г Спецификации/допуски: CCMC D4, US Military MIL-L-2104F, API CF-4, GM Allison C-4, ACEA E2, MB 228.0/228.1, MAN 270/271
| Плотность, при 15°С, кг/м3
|
| Температура вспышки в открытом тигле, °С
| 205*
| Температура застывания, °С
| -27
| |
2.3. Масла семейства Shell Argina для тронковых двигателей, работающих на мазутах
Характеристики масла Shell Argina S SAE 30
| Наименование показателей
| Значение
| Комментарии
| Кинематическая вязкость, при 100°С, мм2/с
| 11.8
| Масло для среднеоборотных дизельных двигателей, в которых используются мазуты, содержащие до 2.5% серы. Может применяться в качестве многоцелевого во вспомогательных механизмах (редукторах, опорах вала). Щелочное число 20 мг КОН/г
| Плотность, при 15°С, кг/м3
|
| Температура вспышки в открытом тигле, °С
| 228*
| Температура застывания, °С
| -18
| |
Характеристики масла Shell Argina S SAE 40
| Наименование показателей
| Значение
| Комментарии
| Кинематическая вязкость, при 100°С, мм2/с
| 14.9
| Масло для среднеоборотных дизельных двигателей, в которых используются мазуты, содержащие до 2.5% серы. Может применяться в качестве многоцелевого во вспомогательных механизмах (редукторах, опорах вала). Щелочное число 20 мг КОН/г
| Плотность, при 15°С, кг/м3
|
| Температура вспышки в открытом тигле, °С
| 234*
| Температура застывания, °С
| -18
| |
Характеристики масла Shell Argina T SAE 30
| Наименование показателей
| Значение
| Комментарии
| Кинематическая вязкость, при 100°С, мм2/с
| 11.8
| Обеспечивает надежные смазывание и защиту от коррозии и изнашивания среднеоборотных двигателей, работающих на мазутах c высоким содержанием серы (2-3,5%). Как многоцелевое может применяться для смазки вспомогательных механизмов (некоторых типов редукторав, опор вала).. Щелочное число 30 мг КОН/г
| Плотность, при 15°С, кг/м3
|
| Температура вспышки в открытом тигле, °С
| 212*
| Температура застывания, °С
| -18
| |
Характеристики масла Shell Argina T SAE 40
| Наименование показателей
| Значение
| Комментарии
| Кинематическая вязкость, при 100°С, мм2/с
| 14.9
| Обеспечивает надежные смазывание и защиту от коррозии и изнашивания среднеоборотных двигателей, работающих на мазутах c высоким содержанием серы (2-3,5%). Как многоцелевое может применяться для смазки вспомогательных механизмов (некоторых типов редукторав, опор вала).. Щелочное число 30 мг КОН/г
| Плотность, при 15°С, кг/м3
|
| Температура вспышки в открытом тигле, °С
| 225*
| Температура застывания, °С
| -18
| |
Характеристики масла Shell Argina X SAE 40
| Наименование показателей
| Значение
| Комментарии
| Кинематическая вязкость, при 100°С, мм2/с
| 14.6
| Высококачественное многоцелевое масло для среднеоборотных двигателей, использующих в качестве топлива мазуты с содержанием серы свыше 3,5%. Щелочное число 40 мг КОН/г
| Плотность, при 15°С, кг/м3
|
| Температура вспышки в открытом тигле, °С
| 205*
| Температура застывания, °С
| -18
| |
Характеристики масла Shell Argina XL SAE 40
| Наименование показателей
| Значение
| Комментарии
| Кинематическая вязкость, при 100°С, мм2/с
| 14.4
| Новый высококачественный продукт для среднеоборотных двигателей с очень низким расходом масла, работающих на высокосернистых (~3% серы) мазутах. Обеспечивает отменную чистоту двигателя и защиту от изнашивания. Щелочное число 50 мг КОН/г Спецификации/допуски: API CF, Wartsila Diesel.
| Плотность, при 15°С, кг/м3
|
| Температура вспышки в открытом тигле, °С
| 229*
| Температура застывания, °С
| -18
| |
Аналоги масел
Аналог
| М-10-В2(с)
| М-10-Г2(цс)
| М-14-Г2(цс) М-16-Г2(цс)
| М-14-Д (цл 20)
| М-14-Д (цл 30)
| М-16-Е(30)
| M-20-E(70)
| Shell
| MELINA 30
| GADINIA 30
| GADINIA 40
| ARGINA S 40
| ARGINA T 40
| DILOMA
| ALEXIA 50 ALEXIA X
| MOBIL
| MOBILGARD DTE N3* MOBILGARD 300
| MOBILGARD 312 MOBILGARD 300
| MOBILGARD 412
| MOBILGARD 424
| MOBILGARD 424
| MOBILGARD 493 MOBILGARD 593
| MOBILGARD 570
| Teboil
| WARD S5T SAE 30 SUPER TEBOLEX SAE30*
| WARD SIOT SAE 30
| WARD SIOT SAE 40
| WARD S25T SAE 40
| WARD S30T SAE 40
| WARD SAE 40 WARD SAE 50
| WARD HEAVY SAE 50
| Примечание. Знаком "*" отмечены зарубежные эквиваленты, использование которых допускается только в циркуляционных системах смазки крейцкопфных дизелей.
| |
Топливо, используемое в судовых двигателях
Тип топлива
| Вязкость кинематическая, кв. мм/с (сСт)
| Плотность, при 20 град. C, кг/куб. м, не более
| Содержание серы, %, не более
| Коксу- емость, %, не более
| Зольность, %, не более
| 50 град. C
| 80 град. C
| Маловязкое
| менее 12
| -
|
| 1,0
| 0,5
| 0,5
| Средневязкое
| от 12 до 150
| от 5 до 40
|
| 2,5
| 9,0
| 0,2
| Высоковязкое
| более 150
| от 40 до 120
|
| 4,3
| -
| 0,2
| Примечания. 1. Коксуемость зарубежного средневязкого топлива не более 14%, высоковязкого не более 22%. 2. Содержание серы в зарубежном высоковязком топливе не более 5%.
| Примечание. Знаком "*" отмечены зарубежные эквиваленты, использование которых допускается только в циркуляционных системах смазки крейцкопфных дизелей.
| |
|
Поиск по сайту:
|