Использование воздушного транспорта в логистических системах




Перевозимые грузы. Воздушный транспорт перевозит не более 2% объема грузов мировой торговли, при этом на его долю приходится почти 40% всей грузовой массы по стоимости товаров. Основным преимуществом воздушной перевозки является скорость, поэтому грузовая авиация доставляет, в первую очередь, наиболее дорогостоящие грузы и товары, требующие срочной доставки. К ним относятся скоропортящиеся продукты, цепные грузы и дорогостоящие товары, включая модную одежду, электронику, фармацевтические изделия, промышленное оборудование, а также наиболее дорогие комплектующие изделия — например, для автомобильной промышленности. В некоторых сегментах рынка авиадоставка является основным способом транспортировки продукции. Так, более 80% всего объема срезанных цветов, около 70% полупроводниковых микросхем и более 60% дорогостоящей электронной продукции транспортируется по воздуху.

Необходимо также учитывать, что для некоторых регионов — например, для Крайнего Севера — авиация часто является практически безальтернативным способом сообщения.

Наряду с регулярными линейными авиаперевозками, в последние годы достаточно быстрыми темпами растет сегмент перевозок нестандартных и уникальных крупногабаритных и тяжеловесных грузов чартерными рейсами на рамиовых самолетах. Все чаще уникальное тяжелое оборудование изначально проектируется с учетом возможности его пунктуальной доставки рамповым самолетом к месту установки без членения, что значительно сокращает издержки и сроки выполнения соответствующего проекта.

Услуги воздушного транспорта. Основные перевозочные услуги воздушного транспорта включают:

— перевозки грузов пассажирскими авиалиниями по пассажирским расписаниям. Операторами являются грузовые агенты IATA, перевозчиками — «классические» пассажирские авиакомпании, использующие багажно-грузовые отсеки пассажирских самолетов;

— линейные перевозки специализированными грузовыми авиакомпаниями. Часто в этом качестве выступают дочерние структуры пассажирских перевозчиков;

— перевозки грузов, выполняемые компаниями-интеграторами (DHL, FedEx, TNT, UPS), которые эксплуатируют большие собственные парки воздушных судов различных типов. Такие перевозки обычно являются составной частью комплексного логистического сервиса «от двери двери»;

— чартерные авиаперевозки грузов. Выполняются специализированными компаниями, использующими грузовые воздушные суда.

В авиации широко распространено предоставление транспортных средств в аренду. Возможна аренда «чистого» самолета без экипажа (dry lease) или аренда воздушного судна на условиях ACMI (Aircraft, Crew, Maintenance, Insurance — самолет, экипаж, обслуживание, страхование). Аренда воздушных судов, в частности, позволяет нетранспортным компаниям формировать авиапарки для доставки собственных грузов.

Реализация услуг воздушного транспорта. Важнейшую роль в системе грузовых воздушных перевозок играют грузовые агенты IATA (IATA Cargo Agents). Аккредитованные агенты IATA — это квалифицированные экспедиторы, прошедшие специальную подготовку, имеющие стабильное финансовое положение и банковские гарантии, строго следующие в своей деятельности правилам и тарифам IATA.

Грузовые агенты работают в тесном взаимодействии с авиакомпаниями, терминальными хендлерами, другими экспедиторами, перевозчиками наземного транспорта. Авиакомпании взаимодействуют и с обычными экспедиторами при условии, что в их штате есть специалисты, имеющие сертификат IATA.

Организуя в интересах клиента доставку груза «от терминала до терминала» или «от двери до двери», агенты IATA выполняют следующие основные функции:

— оформление всех необходимых документов;

— сбор грузов отдельных отправителей и их консолидацию;

— отслеживание отправок на всем пути их следования;

— отсылка получателям уведомлений о прибытии грузов и необходимых документов;

— организация доставки груза получателю из аэропорта назначения;

— прием грузов, прибывших в адрес местных клиентом;

— подготовка документов и организация прохождения прибывающими грузами всех видов контроля;

— конечная доставка грузов получателям и подготовка для них необходимых документов.

Для обеспечения перевозок грузов своих клиентов агенты резервируют провозные возможности на рейсах авиакомпаний, действуя на долговременной (договоры о бронировании могут иметь срок до года) или краткосрочной основе. Отношения агентов с перевозчиками могут быть достаточно сложными, поскольку в интересах клиентов им часто приходится одновременно взаимодействовать с конкурирующими между собой компаниями.

Важной функцией грузовых агентов является консолидация грузов для воздушной перевозки

Скорость сообщения является главным достоинством грузовой авиации. Принято считать, что авиаперевозка способна обеспечить доступность любого пункта назначения в пределах интервала 24—48 ч. Крейсерская скорость дальнемагистральных самолетов составляет порядка 850 км/ч, пунктуальность выполнения авиарасписаний, как правило, весьма высока. Вместе с тем на практике срок доставки «от двери до двери» с применением авиаперевозки в международном сообщении составляет 5—6 суток. Эта величина в большей степени зависит от времени подготовки грузов к отправлению, ожидания в транзитных аэропортах и времени конечной наземной доставки, нежели от времени самой авиаперевозки.

Системы электронного сопровождения перевозок. Для сохранения и развития главного преимущества воздушного транспорта в цепях поставок — скорости транспортировки — в отрасли широко внедряются современные информационные технологии. В настоящее время IATA реализует комплексную программу перехода к безбумажным технологиям e-Cargo, которая должна распространиться не только па авиакомпании, но и на других участников перевозок. Ее основой является технология e-Freight, предполагающая применение электронного документооборота на всем пути груза от отправителя к получателю.

В настоящее время одна грузовая авиаперевозка сопровождается оформлением примерно 30 бумажных документов; 20 из них могут быть заменены электронными сообщениями. Для этого предусматривается:

— оформление перевозки без выпуска бумажной накладной (е-АWB);

— использование электронной нейтральной авианакладной (e-НAWB), которая применяется в мультимодальных перевозках и действует на всем пути следования груза;

— создание и движение всех коммерческих, транспортных и таможенных документов в виде электронных сообщений (e-Freight);

— заключение соглашений между участниками перевозок в электронном виде с использованием электронной цифровой подписи (EDI-Agreement),

— электронную декларацию безопасности груза (е-Security Declaration).

В отличие от применяемой на автомобильном транспорте системы заблаговременных электронных уведомлений при сохранении всех документов на бумажных носителях, e-Cargo предусматривает полный отказ от бумажного документооборота. За счет этого система способна обеспечить до 30% экономии суммарного времени доставки груза.

Экономические характеристики и тарифы. Перевозки грузов воздушным транспортом являются наиболее дорогостоящими, при этом тарифы на авиаперевозки изменяются достаточно динамично как под влиянием рыночной конъюнктуры, так и в силу ряда внешних факторов, главным из которых является цепа топлива.

Мировая гражданская авиация является единственным среди всех видов транспорта, где грузовые линейные тарифы регулируются на глобальном уровне. Эту функцию осуществляет IATA, которая регулярно публикует соответствующие руководства (TACT — The Air Cargo Tariff and Rules — авиагрузовые тарифы и правила). Целями регулирования являются сохранение определенной ценовой стабильности на рынке авиаперевозок, а также переключение максимально возможного объема перевозок с других видов транспорта на авиационный. Тарифы IATA являются максимальными; авиакомпании, агенты и экспедиторы вправе предлагать пониженные ставки.

Тарифы в грузовой авиации устанавливаются за 1 кг груза. Предельным значением для перехода от весового груза к объемному является величина 6 м3/1000 кг. Существует три типа тарифов:

1) базовые тарифы (general cargo rates). Применяются для любых видов грузов и делятся на нормальные {normal) для партий массой менее 45 кг, перевозимых на расстояние до 500 км, и количественные (quantity), в которых ставка на один килограмм снижается относительно нормальной с увеличением размера отправки и расстояния перевозки. В базовом тарифе имеется также минимальный сбор — плата, взимаемая с клиента, каким бы малым ни был размер отправки;

2) классные тарифы (commodity classification rates). Они содержат понижающие или повышающие коэффициенты к нормальным тарифам для определенных видов грузов (особо ценные грузы, животные, несопровождаемый багаж, газеты и журналы и т.д.);

3) специальные тарифы, или корейты (specific commodity rates). Устанавливаются для отдельных грузов, перевозимых по определенным направлениям, с целью переключения их на воздушный транспорт.

Грузовые тарифы разрабатываются в отдельности для каждой из зон, на которые IATA разделила земной шар. Для расчета стоимости перевозки того или иного груза его наименование сначала ищут в специальных тарифах, если его там нет — в классных, и, наконец, тарифицируют перевозку по базовым тарифам.

Экологичность. Авиация считается одним из наименее экологичных видов транспорта, находясь на втором после автомобильного транспорта месте по суммарным объемам вредных выбросов (около 14%). Что касается энергопотребления, авиация является безусловным «лидером», потребляя почти в 10 раз больше топлива на один тонно-километр, чем автомобильный транспорт. Специфическими для авиации негативными факторами являются уровень шума вблизи аэропортов, а также необходимость отчуждения значительных территорий для их сооружения. Действие этих факторов заставляет размещать аэропорты вдали от развитых населенных и промышленных зон, что снижает экономическую эффективность авиаперевозок. В некоторых странах во избежание дополнительной экологической нагрузки для обеспечения растущих объемов грузовых авиаперевозок используют бывшие военные аэродромы.

Основные соглашения, регулирующие международные перевозки. Система регулирования международных перевозок на воздушном транспорте чрезвычайно сложна и включает в себя национальные нормы, многосторонние и двусторонние соглашения между государствами, а также соглашения между авиаперсвозчиками.

Международное воздушное сообщение связано с двумя различными по своему содержанию сферами регулирования.

Первая сфера относится к использованию воздушного пространства и организации международных полетов. Соглашения устанавливают воздушные линии, определяют конкретные авиакомпании, которые могут осуществлять перевозки, их коммерческие права и обязанности, устанавливают порядок расследования происшествий, определяют таможенные, налоговые и другие условия двустороннего воздушного сообщения.

Вторая сфера связана с регулированием отношений между авиаперсвозчиками и их клиентурой при воздушных перевозках пассажиров, грузов и багажа.

 

Основные особенности воздушного транспорта с точки зрения логистики

Преимущества Слабые стороны
¾ максимальная скорость сообщения на средних и дальних расстояниях; ¾ высокая надежность ¾ и профессионализм перевозчиков и экспедиторов; ¾ широкая гамма дополнительных услуг; ¾ для некоторых регионов — без- альтернативность как средства сообщения; ¾ гибкость в организации маршрутов ¾ наиболее высокая стоимость услуг; ¾ невозможность доставки грузов «от двери до двери»; ¾ зависимость от скорости технологических и контрольных операций в аэропортах и от эффективности наземного участка перевозки; ¾ неприспособленность к массовым перевозкам контейнеров ISO; ¾ ограниченный эффект масштаба; ¾ низкая экологичность

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: