(ФГОС дошкольного образования п.2.6)
- Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры.
- Обогащение активного словаря.
- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
- Развитие речевого творчества.
- Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
- Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
- Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Задачи образовательной области «Речевое развитие»
В соответствии с РК в соответствии с РК и УМК по обучению детей двум государственным языкам РТ
(Региональная программа дошкольного образования, Р.К.Шаехова)
В старшей группе:
- Развивать интерес к татарскому языку, желание говорить на языке, слушать песни, аудиозаписи, смотреть мультфильмы, телепередачи на татарском языке.
- Развивать коммуникативные способности посредством создания ситуаций успеха, проблемно-поисковых (игровых) ситуаций, использования наглядных средств, информационно- коммуникационных технологий.
- Развивать умение вести диалог, понимать обращенную к ним речь и адекватно реагировать на обращение, употребляя соответствующие ситуации реплики.
- Поощрять использование татарского языка (подбор слов, выражений, осознанность речевых высказываний) в реальной языковой среде.
- Приобщать к художественной и познавательной литературе, устному народному творчеству, формировать запас литературных впечатлений.
- Вырабатывать отношение к книге как к источнику знаний.
- Учить эмоционально и выразительно передавать содержание небольших прозаических текстов и читать наизусть короткие стихотворения.
|
- Познакомить с пословицами, поговорками татарского народа, помочь понять их смысл.
- Продолжать объяснять доступные детям жанровые особенности сказок татарского народа. Побуждать к рассказыванию о восприятии поступка сказочного героя, помогать понять скрытые мотивы его поведения.
Основные направления работы по речевому развитию
1. Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
2. Воспитание звуковой культуры речи – развитие восприятие звуков речи и произношения.
3. Формирование грамматического строя речи:
- морфология (изменение слов по родам, числам, падежам);
- синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений);
- словообразование.
4. Развитие связной речи:
- диалогическая (разговорная) речь;
- монологическая (рассказывание).
5. Воспитание любви и интереса к художественному слову.
6. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (различие звука и слова, нахождение места звука в слове).
Средства развития речи
1.Общение взрослых и детей
2.Культурная языковая среда
3.Обучение родной речи на занятиях
4.Художественная литература
5.Изобразительное искусство, музыка, театр
6.Занятия по другим разделам Программы
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
по используемым средствам | в зависимости от характера речевой деятельности |
Наглядные непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, на экскурсии); опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам), использование ИКТ | Репродуктивные – основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов метод наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, игры – драматизации по содержанию литературных произведений. Дидактические игры |
Словесные чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал | Продуктивные – основаны на построении собственных связных высказываний в зависимости от ситуации общения обобщающая беседа, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания |
Практические дидактические игры, игры – драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры |
ПРИЁМЫРАЗВИТИЯ РЕЧИ
|
СЛОВЕСНЫЕ - речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос, поощрения
НАГЛЯДНЫЕ – показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению
ИГРОВЫЕ – игровое сюжетно – событийное развёртывание, игровые проблемно – практические ситуации, игра – драматизация с акцентом на эмоциональное переживание, имитационно – моделирующие игры. Ролевые обучающие игры, дидактические игры