Месяц | Неделя, тема недели!!!!! | Программное содержание | Этнокультурная региональная составляющая | УМК | Используемая литература |
Сентябрь | 1неделя тема «В стране Знаний» | Занятие №1 Мы – воспитанники старшей группы. Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Напомнить, чем занимаются на занятиях по развитию речи. | Чтение рассказа Р. Фахруддина «Воспитанный ребенок» | Повторить лексику, изученную на занятиях по татарскому язык у: исәнмесез, сау булыгыз, сау бул,исәнме, син кем? Бу кем?кем юк?, малай, кыз, ми.н | «Развитие речи в детском саду» старшая группа, Гербова В.В., стр. 29. |
2неделя тема «Моя улица. Мой любимый город» | Занятие №2 Звуковая культура речи: дифференциация звуков з - с. Упражнять детей в отчётливом произношении звуков з – с и их дифференциации; познакомить со скороговоркой. | Закрепить слова на татарском языке: утырыгыз, басыгыз, кыз, малай. | «Развитие речи в детском саду» старшая группа, Гербова В.В., стр. 33. | ||
3неделя тема «Моя улица. Мой любимый город» | Занятие №3 Рассказывание по картинке «Кошка с котятами». Учить детей составлять небольшой сюжетный рассказ по картинке: подвести к рассказыванию событий, предшествующих нарисованному сюжету; рассказать события, изображённые на картинке; уметь завершать рассказ. Развивать умение отмечать и называть черты различий и сходства кошки и котят при сравнении их внешнего вида, действий; учить подбирать точные слова, характеризующие действия (активизация употребления в речи глаголов). Формировать умение самостоятельно образовывать клички животных. Закреплять правильное произношение звуков с и з; учить дифференцировать эти звуки на слух, произносить их протяжно и с разной силой голоса; закреплять умение самостоятельно подбирать слово, быстро и громко произносить его, вслушиваться в его звучание. | Чтение сказки С.Гильмутдинова «Котенок, который любил ходить в гости» | Повторить лексику, изученную на занятиях по татарскому язык у: юк, әйе, мә, утырыгыз, кил монда, песи, сөт, эч, матур, зур, кечкенә. | «Развитие речи детей 5-6 лет», Ушакова О.С., Струнина Е.М., стр.43 | |
4неделя тема «Осень. Приметы осени | Занятие №4 Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени. Учить детей рассказывать (личный опыт), ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе. | Чтение стих. Г. Тукая «Осень» (отрывок) | Закрепить слова на татарском языке: юк, әйе, жиде, көз. | «Развитие речи в детском саду» старшая группа, Гербова В.В., стр. 34. | |
1неделя тема «Осень. Приметы осени» | Занятие №5 Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень» Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение И. Белоусова «Осень» (в сокращении). | Закрепить слова на татарском языке: юк, әйе, жиде, көз. | «Развитие речи в детском саду» старшая группа, Гербова В.В., стр. 36. | ||
2неделя тема «Осень. Приметы осени» | Занятие №6 Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней. Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плану. | Слушание стих. Г. Тукая «Осень» (полностью) | Повторить слова на татарском языке: исәнмесез, сау булыгыз, сау булл, исәнме, юк, әйе, жиде, көз. | «Развитие речи в детском саду» старшая группа, Гербова В.В., стр. 37 | |
3неделя тема Мониторинг | Занятие №7 Рассказывание на основе личных впечатлений на тему «Наши игрушки». Учить детей описывать внешний вид игрушек, рассказывать, как с ними можно играть, какие игрушки есть дома. Закреплять умения образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, использовать в речи сложноподчинённые предложения. Учить произносить слова со звуками с и з отчётливо и внятно, вычленять эти звуки из слов, слова с этими звуками – из фраз; упражнять детей в умении регулировать силу голоса (произносить фразы и слова громко, тихо и шёпотом), произносить фразы на одном выдохе, а звуки с и з в словах – протяжно; учить слышать в словах разные звуки и находить слова с заданным звуком независимо от того, в какой части слова он стоит. | Закрепить слова на татарском языке: Бу нәрсә?, кыз, малай, песи, әйе, юк, рәхмәт, мә, зур, кечкенә, матур, курчак, куян, аю, утырыгыз, басыгыз. | «Развитие речи детей 5-6 лет», Ушакова О.С., Струнина Е.М., стр.46 | ||
4неделя тема «Я в мире человек» | Занятие №8 Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ц. Закрепить правильное произношение звуков с – ц; учить детей дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуками с и ц; развивать умение слышать в рифмовке выделяемое слово; упражнять в произнесении слов с различной громкостью и в разном темпе. Познакомить детей с новой загадкой. | Закрепить слова на татарском языке: утырыгыз, басыгыз, кыз, малай. | «Развитие речи в детском саду» старшая группа, Гербова В.В., стр. 43 | ||
Ноябрь | 1неделя тема «Я в мире человек» | Занятие №9 Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют». Учить детей пересказывать текст, передавая интонацию при характеристики персонажей. Активизировать употребление в речи глаголов, учить соотносить предмет и производимое с ним действие. Упражнять детей в образовании названий детёнышей животных в единственном и множественном числе, обращать внимание детей на то, что они не всегда являются производным от названий взрослых животных. | Закрепить слова на татарском языке: Бу нәрсә?, кыз, малай, әйе, юк, рәхмәт, уйналар, матур,утырыгыз, басыгыз. | «Развитие речи детей 5-6 лет», Ушакова О.С., Струнина Е.М., стр.50 | |
2неделя тема «До свидания, осень! | Занятие №10 Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш. Упражнять детей в отчётливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж – ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж – ш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание. | Повторить слова на татарском языке: исәнмесез, сау булыгыз, сау булл, исәнме, юк, әйе, жиде, көз. | «Развитие речи в детском саду» старшая группа, Гербова В.В., стр. 51. | ||
3неделя тема «Дикие и домашние животные, их детеныши» | Занятие №11 Рассказывание по картинке «Строим дом». Учить детей составлять сюжетный рассказ по картинке; придумывать события, завершающие изображенное на картинке, давать ей название. Учить подбирать разные слова при характеристике действия персонажей, изображенных на картинке (активизация употребления в речи глаголов и прилагательных). Закреплять правильное произношение звуков ш, ж; учить детей дифференцировать эти звуки, отчётливо и внятно произносить слова с ними; учить делить двухсложные слова на части, чётко произносить каждую часть слова; показать последовательность звучания слогов в слове. | Закрепить слова на татарском языке: Бу нәрсә?,утырыгыз, басыгыз. | «Развитие речи детей 5-6 лет», Ушакова О.С., Струнина Е.М., стр.52 | ||
4неделя тема «Дикие и домашние животные, их детеныши» | Занятие №12 Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат». Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения. | Повторить слова на татарском языке: утырыгыз, бу кем?, аю, әни, Ничә?, бер, ике, өч. | «Развитие речи в детском саду» старшая группа, Гербова В.В., стр. 57. | ||
Декабрь | 1неделя тема «Деревья. Дикие животные наших лесов | Занятие №13 Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ. Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки. | Закрепить слова на татарском языке: утырыгыз, исәнмесез, сау булыгыз, сау булл, исәнме, юк, әйе, малай, басыгыз. | «Развитие речи в детском саду» старшая группа, Гербова В.В. стор. 80 | |
2неделя тема «Деревья. Дикие животные наших лесов» | Занятие №14 Рассказывание по картинке «Ежи». Учить детей составлять рассказ по картинке с опорой на имеющиеся у них знания о жизни животных. Активизировать употребление в речи сложноподчинённых предложений. Учить понимать смысл образных выражений в загадках. | Закрепить слова на татарском языке: Бу кем? әйе, юк, рәхмәт, зур, кечкенә, матур, утырыгыз,басыгыз. | «Развитие речи детей 5-6 лет», Ушакова О.С., Струнина Е.М., стр.61 | ||
3неделя тема «Новогодний праздник» | Занятие №15 Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ш. Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков с – ш, на определение позиции звука в слове. | Закрепить понимание слов на татарском языке: утырыгыз, исәнмесез, сау булыгыз, сау булл, исәнме, юк, әйе, малай, кыз, басыгыз. | «Развитие речи в детском саду» старшая группа, Гербова В.В., стр. 62 | ||
4неделя тема «Новогодний праздник» | Занятие №16 Рассказывание по картинке «Речка замёрзла». Развивать умение детей составлять рассказ по картинке; учить, при описании событий, указывать место и время событий. Развивать умение понимать оттенки значения слова. Учить согласовывать в роде глагол прошедшего времени с существительным. Закреплять правильное произношение звуков с и ш; учить различать эти звуки, произносить их протяжно, на одном выдохе, отчётливо и внятно произносить слова с этими звуками; закреплять умение делить слова на части – слоги. | Закрепить понимание слов на татарском языке: утырыгыз, исәнмесез, сау булыгыз, сау булл, исәнме, юк, әйе, малай, кыз, басыгыз. | «Развитие речи детей 5-6 лет», Ушакова О.С., Струнина Е.М., стр.71 | ||
Январь | 2неделя тема «Зимушка зима. Зимние забавы. Зимующие птицы» | Занятие №17 Пересказ Н. Калининой «Про снежный колобок». Учить детей передавать содержание литературного текста связно, последовательно, выразительно, без наводящих вопросов педагога. Развивать умение подбирать определения; активизировать употребление в речи прилагательных. Закреплять умение образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных в трудных случаях: ботинок, чулок, носков. Тапочек, рукавичек, варежек; учить детей правильно спрягать глагол хотеть. Закреплять умение громко и четко произносить слова. | Закрепить слова на татарском языке: кыш, утырыгыз, исәнмесез, сау булыгыз, сау булл, исәнме, юк, әйе, малай, кыз, басыгыз. | «Развитие речи детей 5-6 лет», Ушакова О.С., Струнина Е.М., стр.68 | |
3неделя тема «Зимушка зима. Зимние забавы. Зимующие птицы» | Занятие №18 Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – ж. Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков з – ж. | Закрепить слова на татарском языке: кыш, утырыгыз, исәнмесез, сау булыгыз, сау булл, исәнме, юк, әйе, малай, кыз, басыгыз. | «Развитие речи в детском саду» старшая группа, Гербова В.В., стр. 72 | ||
4неделя тема «Зимушка зима. Зимние забавы. Зимующие птицы» | Занятие №19 Рассказывание по теме «Игры зимой» на основе личного опыта. Учить детей составлять связный рассказ о своих впечатлениях, не отступая от заданной темы. Упражнять в употреблении предлогов с пространственным значением. Развивать умение отчетливо и внятно произносить фразы, насыщенные словами со звуками с и ш; учить детей пользоваться различной громкостью голоса, изменять темп речи, выделять голосом из фразы отдельные слова;; обратить внимание детей на то, что слоги-части в слове звучат по-разному: один из них произносится немного протяжнее, громче; учить замедленно проговаривать слова, вслушиваться в разное звучание слогов в слове. | «Развитие речи детей 5-6 лет», Ушакова О.С., Струнина Е.М., стр.73 | |||
Февраль | 1неделя тема «Азбука безопасности» | Занятие №20 Составление коротких рассказов по скороговоркам. Учить детей самостоятельно составлять короткие рассказы по скороговоркам. Учить различать на слух звуки з и ж, находить слова с данными звуками и выделять их из фраз; закреплять умение произносить звуки протяжно, чётко, с различной силой голоса (громко, тихо); упражнять в чётком, внятном произнесении слов и фраз с этими звуками с различной громкостью и в различном темпе; учить определять местонахождение ударного слога в двухсложном слове; закрепить знание термина «ударение». | «Развитие речи детей 5-6 лет», Ушакова О.С., Струнина Е.М., стр.74 | ||
2неделя тема «Азбука безопасности» | Занятие №21 Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Бабах». Учить детей дифференцировать звуки ц – ч; познакомить со стихотворением Дж. Ривза «Шумный Ба-бах» (перевод с англ. М. Боровицкой). | «Развитие речи в детском саду» старшая группа, Гербова В.В., стр. 91 | |||
3неделя тема «Наша Армия» | Занятие №22 Составление описательного рассказа «Зима». Учить детей при описании событий указывать время действия с использованием разных типов предложений (простых распространённых и сложных). Закреплять умение подбирать определения к заданным существительным. Совершенствовать структуру предложений в связной речи с использованием ситуации письменной речи (ребёнок рассказывает, воспитатель записывает рассказ); с помощью игры «Живые слова» учить детей отвечать на вопрос, при этом громко произносить: одно слово, все слова по порядку, называть слова в разбивку. Добиваться чёткого произнесения слов и фраз, включающих звуки ц и ч; развивать умение правильно пользоваться вопросительной интонацией; учить детей разделять на слоги трёхсложные слова. | Закрепить слова на татарском языке: кыш, утырыгыз, юк, әйе, малай, кыз, басыгыз, йокла, нинди? матур, куян, аю. | «Развитие речи детей 5-6 лет», Ушакова О.С., Струнина Е.М., стр.81 | ||
4неделя тема «Наша Армия» | Занятие №23 Ознакомление с предложением. Дать детям представление о последовательности слов в речи; ознакомить с термином «предложение»; учить детей составлять и распространять предложение; правильно «читать» его; упражнять детей в «чтении» предложения после перестановки одного слова; закреплять умение называть слова в предложении в правильном порядке и вразбивку. Учить детей подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном воспитателем ритме; упражнять в произнесении чистоговорок с разной силой голоса. | «Развитие речи детей 5-6 лет», Ушакова О.С., Струнина Е.М., стр.85 | |||
Март | 1неделя тема «Весна. Международный женский день» | Занятие №24 Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ. Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки. | «Развитие речи в детском саду» старшая группа, Гербова В.В., стр. 80 | ||
2неделя тема «Весна. Международный женский день» | Занятие №25 Обучение рассказыванию по картине «Мы для милой мамочки…». Помогать детям составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. Способствовать совершенствованию диалогической речи. | Закрепить слова на татарском языке: Әни, кыз, Әби, Әйбәт, рәхмәт, мә, сигез, | «Развитие речи в детском саду» старшая группа, Гербова В.В., стр. 85 | ||
3неделя тема «Народная культура и традиции» | Занятие №26 Рассказывание по теме «Моя любимая игрушка». Дидактическое упражнение «Подскажи слово». Учить детей составлять рассказы на темы из личного опыта. Упражнять в образовании слов-антонимов. | Закрепить слова на татарском языке: Бу нәрсә?, кыз, малай, песи, әйе, юк, рәхмәт, мә, зур, кечкенә, матур, курчак, машина, куян, аю, утырыгыз,басыгыз. | «Развитие речи в детском саду» старшая группа, Гербова В.В., стр. 78 | ||
4неделя тема «Народная культура и традиции» | Занятие №27 Рассказывание по картине «Лошадь с жеребёнком». Учить детей составлять описательный рассказ по картинке; включать в него наиболее точные слова для обозначения цвета, величины, использовать антонимы (большой – маленький, сильный – слабый, длинный – короткий), подобранные детьми при сравнении лошади с жеребёнком. Упражнять детей в отчётливом произнесении скороговорки в разном темпе и с разной силой голоса. Закреплять в игре умения переставлять слова так, чтобы предложения становились понятными, самостоятельно менять порядок слов в предложении; упражнять детей в «чтении» предложения после каждой перестановки слов, в назывании слов по порядку и вразбивку. | Закрепить слова на татарском языке: Бу кем?, кыз, малай, әйе, юк, рәхмәт, мә, зур, кечкенә, матур, утырыгыз,басыгыз. | «Развитие речи детей 5-6 лет», Ушакова О.С., Струнина Е.М., стр.91 | ||
Апрель | 1неделя тема «Я в мире природы» | Занятие №28 Рассказывание на тему «Как цыплёнок заблудился. Подвести детей к самостоятельному продолжению и завершению рассказа, начатого воспитателем. Учить последовательно заменять слова предложения; после замены каждого слова «читать», какое предложение получилось. Закреплять знания детей о слоге и ударении. | «Развитие речи детей 5-6 лет», Ушакова О.С., Струнина Е.М., стр.94 | ||
2неделя тема «Я в мире природы» | Занятие №29 Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – р. Упражнять детей в различении звуков л – р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук. | «Развитие речи в детском саду» старшая группа, Гербова В.В., стр. 93 | |||
3неделя тема «Земля – наш дом» | Занятие №30 Составление рассказа по отдельным эпизодам сказки У. Диснея «Новоселье гнома». Учить составлять рассказ по отдельным эпизодам прочитанной сказки. Уточнить и закреплять правильное произношение звуков л, ль, р, рь в изолированном виде, в словах и во фразах; учить различать эти звуки на слух и в произношении, выделяя из фраз слова с этим звуками; учить чётко и внятно произносить их. Учить детей самостоятельно соотносить названия сказочных персонажей (гномов) с их изображениями, анализируя смысл слов-названий и характерных особенностей этих персонажей. | Закрепить слова на татарском языке: Бу кем?, кыз, малай, әйе, юк, рәхмәт, мә, зур, кечкенә, матур, утырыгыз,басыгыз. | «Развитие речи детей 5-6 лет», Ушакова О.С., Струнина Е.М., стр.104 | ||
4неделя тема «Мониторинг» | Занятие №31 Составление рассказа на предложенную тему. Учить детей составлять рассказ на предлагаемую тему. Уточнить понимание детьми обобщающих понятий (мебель, посуда); учить сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия; учить находить несоответствия в тексте стихотворения и объяснять, почему так не бывает. Закреплять умение образовывать названия предметов посуды; продолжать знакомить с предложением; упражнять детей в последовательной замене слов в «путаницах», нелепых фразах так, чтобы предложение становилось осмысленным. | «Развитие речи детей 5-6 лет», Ушакова О.С., Струнина Е.М., стр.96 | |||
Май | 1неделя тема «День Победы» | Занятие №32 Пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки». Учить детей связано, последовательно, выразительно рассказывать текст без наводящих вопросов воспитателя. Учить подбирать определения, близкие и противоположные по смыслу слов. Упражнять детей в составлении предложений путаниц. | Закрепить слова на татарском языке: Бу кем?, кыз, малай, эт, әйе, юк, рәхмәт, мә, зур, кечкенә, матур, утырыгыз,басыгыз. | «Развитие речи детей 5-6 лет», Ушакова О.С., Струнина Е.М., стр.98 | |
2неделя тема «Неделя сказок» | Занятие №33 Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» Учить детей последовательно рассказывать сказку, выразительно передавать диалог действующих лиц, уделять особое внимание заключительной части рассказа. Учить детей понимать и объяснять смысл поговорок. Активизировать использование в речи грамматических форм. При помощи которых образуются профессии людей и ласковые обращения и названия животных. | Закрепить слова на татарском языке: Бу кем?, әйе, юк, рәхмәт, мә, зур, кечкенә, матур, утырыгыз,басыгыз. | «Развитие речи детей 5-6 лет», Ушакова О.С., Струнина Е.М., стр.114 | ||
3неделя тема «Полевые и садовые цветы. Насекомые» | Занятие №34 Лексические упражнения. Проверить, на сколько богат словарный запас детей. | Проверить детей знания всего словарного минимума по татарскому языку. | «Развитие речи в детском саду» старшая группа, Гербова В.В., стр. 103 | ||
4неделя тема «Полевые и садовые цветы. Насекомые» | Занятие №35 Звуковая культура речи (проверка усвоенного материала). Проверить, умеют ли дети различать звуки и чётко и правильно произносить их. | «Развитие речи в детском саду» старшая группа, Гербова В.В., стр. 104 |
Перспективное планирование