Месяц | Неделя, тема недели!!!!! | Программное содержание | Этнокультурная региональная составляющая | УМК | Используемая литература |
Сентябрь | 1неделя тема «В стране Знаний» | Занятие №1 Рассказывание русской народной сказки «Заяц – хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки…». Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями: сказкой «Заяц-хвастун» (в обработке О. Капицы) и присказкой «Начинаются наши сказки…». | Закрепить слова на татарском языке: кыш, коз,утырыгыз, юк, әйе, басыгыз, нинди? матур, куян. | «Развитие речи в детском саду» старшая группа, Гербова В.В., стр. 31. | |
2неделя тема «Моя улица. Мой любимый город» | Занятие №2 Чтение английской сказки «Три поросёнка» в обработке С. Михалкова. Анализ фразеологизмов, пословиц. Учить детей понимать эмоционально – образное содержание сказки, её идею; развивать образность речи: учить подбирать определения, сравнения к заданному слову; подводить детей к пониманию значения фразеологизмов, пословиц. | «Развитие речи детей 5-6 лет», Ушакова О.С., Струнина Е.М., стр.170 | |||
3неделя тема «Моя улица. Мой любимый город» | Занятие №3 Рассказывание русской народной сказки «Хвосты». Учить детей осмысливать характеры персонажей, замечать изобразительно – выразительные средства, помогающие раскрыть содержание сказки; обогащать словарь детей эпитетами, сравнениями; упражнять в подборе синонимов. | Повторить слова на татарском языке: утырыгыз, бу кем? аю, куян, нинди? Нәрсә кирәк? | «Развитие речи детей 5-6 лет», Ушакова О.С., Струнина Е.М., стр.179 | ||
4неделя тема «Осень. Приметы осени | Занятие №4 Чтение чувашской сказки «Мышка Вострохвостик». Воспитывать эмоционально – образное восприятие произведения, учить осмысливать его идею; закреплять знания детей о жанровых особенностях сказки: учить осознавать и объяснять смысл пословиц; развивать умение подбирать и применять в самостоятельных высказываниях образные выражения; формировать навыки творческого рассказывания; обогащать словарь детей новыми словами (ладья, берёзовая лычка). | «Развитие речи детей 5-6 лет», Ушакова О.С., Струнина Е.М., стр.182 | |||
1неделя тема «Осень. Приметы осени» | Занятие №5 Рассматривание картины В. Серова «Октябрь». Чтение рассказа Г. Скребицкого «Осень». Воспитывать у детей эмоциональное восприятие произведений живописи, учить передавать свои впечатления; обогащать словарь детей определениями, активизировать использование в речи глаголов, синонимов, антонимов. | Повторить слова на татарском языке: утырыгыз, сары, юк, әйе, жиде, көз. | «Развитие речи детей 5-6 лет», Ушакова О.С., Струнина Е.М., стр.185. | ||
2неделя тема «Осень. Приметы осени» | Занятие №6 Малые фольклорные формы. Составление рассказов по пословицам. Дать детям представление о жанровых особенностях, назначении пословиц и поговорок, их отличии от произведений других малых фольклорных форм; учить осмысливать значение пословиц, составлять по ним небольшие рассказы, сказки, отражающие это значение. | «Развитие речи детей 5-6 лет», Ушакова О.С., Струнина Е.М., стр.187. | |||
3неделя тема Мониторинг | Занятие №7 Чтение норвежской народной сказки «Пирог». Учить детей находить сходство и различие в сюжетах, идее, характерах героев похожих сказок («Пирог» и «Колобок»); учить замечать выразительные средства, понимать целесообразность их использования в тексте. | «Развитие речи детей 5-6 лет», Ушакова О.С., Струнина Е.М., стр.189. | |||
4неделя тема «Я в мире человек» | Занятие №8 Лексико-грамматические упражнения. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный». Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» (обработка И. Карнауховой), помочь понять её смысл. | «Развитие речи в детском саду» старшая группа, Гербова В.В., стр. 45 | |||
Ноябрь | 1неделя тема «Я в мире человек» | Занятие №9 Чтение главы из сказки А.А. Милна «Винни – Пух и все-все-все». Творческие задания. Развивать у детей умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, последовательность событий, придумывать новые эпизоды, названия. | «Развитие речи детей 5-6 лет», Ушакова О.С., Струнина Е.М., стр.193 | ||
2неделя тема «До свидания, осень! | Занятие №10 Чтение русской народной сказки «Хаврошечка». Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка» (в обработке А.Н. Толстого), помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных. | «Развитие речи в детском саду» старшая группа, Гербова В.В., стр. 50. | |||
3неделя тема «Дикие и домашние животные, их детеныши» | Занятие №11 Чтение татарской народной сказки «Три дочери» и рассказа В. Осеева «Три сына». Учить детей чувствовать и понимать характеры персонажей, воспринимать своеобразие построения сюжета, замечать жанровые особенности композиции и языка сказки и рассказа; учить детей передавать своё отношение к персонажам. | «Развитие речи детей 5-6 лет», Ушакова О.С., Струнина Е.М., стр.205 | |||
4неделя тема «Дикие и домашние животные, их детеныши» | Занятие №12 Чтение сказки Д. Родари «Большая морковка». Сопоставительный анализ с русской народной сказкой «Репка»». Учить детей чувствовать и понимать сходство и различие в построении сюжетов, в идеях двух сказок; учить замечать выразительные средства, понимать целесообразность их использования в тексте. | «Развитие речи детей 5-6 лет», Ушакова О.С., Струнина Е.М., стр.206 | |||
Декабрь | 1неделя тема «Деревья. Дикие животные наших лесов | Занятие №13 Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела». Помочь детям понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка бычка обидела» (обработка В. Глоцера и Г. Снегирёва), учить пересказывать её. | «Развитие речи в детском саду» старшая группа, Гербова В.В. стор. 60 | ||
2неделя тема «Деревья. Дикие животные наших лесов» | Занятие №14 Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце». Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце». | «Развитие речи в детском саду» старшая группа, Гербова В.В. стор. 63 | |||
3неделя тема «Новогодний праздник» | Занятие №15 Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза». Познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять, почему это рассказ, а не сказка. | «Развитие речи в детском саду» старшая группа, Гербова В.В., стр. 68 | |||
4неделя тема «Новогодний праздник» | Занятие №16 Малые фольклорные формы. Составление рассказов по пословицам. Закреплять знания детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (потешки, песенки, загадки, чистоговорки, пословицы); учить понимать переносное значения образных выражений; развивать умение составлять рассказы, сказки по пословицам с использованием образных выражений; формировать выразительность, точность речи. | «Развитие речи детей 5-6 лет», Ушакова О.С., Струнина Е.М., стр.210 | |||
Январь | 2неделя тема «Зимушка зима. Зимние забавы. Зимующие птицы» | Занятие №17 Чтение стихотворений о зиме». Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии. | «Развитие речи в детском саду» старшая группа, Гербова В.В., стр. 55 | ||
3неделя тема «Зимушка зима. Зимние забавы. Зимующие птицы» | Занятие №18 Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы», стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово». Познакомить детей с необычной сказкой Б. Шергина «Рифмы» и стихотворением Э. Мошковской «Вежливое слово». Обогащать словарь детей вежливыми словами. | «Развитие речи в детском саду» старшая группа, Гербова В.В., стр. 71 | |||
4неделя тема «Зимушка зима. Зимние забавы. Зимующие птицы» | Занятие №19 Чтение рассказа Н. Носова «На горке». Развивать у детей умение чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно – изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания; обогащать речь фразеологизмами; учить понимать переносное значение некоторых словосочетаний, предложений. | «Развитие речи детей 5-6 лет», Ушакова О.С., Струнина Е.М., стр.218. | |||
Февраль | 1неделя тема «Азбука безопасности» | Занятие №20 Чтение нанайской сказки «Айога». Учить детей понимать и оценивать характер главного героя сказки; закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведений; воспитывать умение понимать переносное значение пословиц, поговорок; воспитывать отрицательное отношение к лени. | «Развитие речи детей 5-6 лет», Ушакова О.С., Струнина Е.М., стр.216 | ||
2неделя тема «Азбука безопасности» | Занятие №21 Чтение и пересказ рассказа Е Пермяка «Самое страшное». Учить детей понимать и оценивать характер главного героя рассказа. Продолжать учить детей пересказывать текст; развивать умение понимать переносное значение фразеологизмов, пословиц и подбирать определения к заданному слову. | ««Развитие речи детей 5-6 лет», Ушакова О.С., Струнина Е.М., стр.267 | |||
3неделя тема «Наша Армия» | Занятие №22 Чтение стихотворения С. Михалкова «Дядя Стёпа». Развивать у детей умение чувствовать и понимать характер образов произведений, устанавливать взаимосвязь описанного с реальностью; развивать способность замечать особенности поэтического строя, языка стихотворения; учить понимать переносное значение метафор, фразеологизмов. | «Развитие речи детей 5-6 лет», Ушакова О.С., Струнина Е.М., стр.221 | |||
4неделя тема «Наша Армия» | Занятие №23 Литературная викторина «Наши любимые поэты». Чтение стихотворений А. Барто, С. Михалкова. Систематизировать знания детей о литературном творчестве А. Барто, С Михалкова; развивать умение выразительно читать стихотворения; учить придумывать сказки и загадки по предложенному началу, на заданную тему. | «Развитие речи детей 5-6 лет», Ушакова О.С., Струнина Е.М., стр.235 | |||
Март | 1неделя тема «Весна. Международный женский день» | Занятие №24 Беседа на тему «Наши мамы». Чтение стихотворений Е. Благиной «Посидим в тишине». Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому; указать на необходимость помощи мамам; воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим. | «Развитие речи в детском саду» старшая группа, Гербова В.В., стр. 87 | ||
2неделя тема «Весна. Международный женский день» | Занятие №25 Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка». Познакомить детей с волшебной сказкой «Царевна – лягушка» (в обработке М. Булатова). | «Развитие речи в детском саду» старшая группа, Гербова В.В., стр. 79 | |||
3неделя тема «Народная культура и традиции» | Занятие №26 Чтение сказки «Сивка-Бурка». Помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Сивка-Бурка» (Обработка М. Булатова). | «Развитие речи в детском саду» старшая группа, Гербова В.В., стр. 93 | |||
4неделя тема «Народная культура и традиции» | Занятие №27 Малые фольклорные формы. Составление рассказов по пословицам и поговоркам. Развивать у детей умение воспринимать идею, образное содержание произведений разных жанров; закрепить знания о жанровых особенностях малых фольклорных форм (загадки, скороговорки, пословицы, поговорки); учить составлять рассказы по пословицам с использованием образных выражений. | «Развитие речи детей 5-6 лет», Ушакова О.С., Струнина Е.М., стр.230 | |||
Апрель | 1неделя тема «Я в мире природы» | Занятие №28 Чтение стихотворений о весне. Дидактическая игра «Угадай слово». Продолжать приобщать детей к поэзии; учить задавать вопросы и искать кратчайшие пути решения логической задачи. | «Развитие речи в детском саду» старшая группа, Гербова В.В., стр. 95 | ||
2неделя тема «Я в мире природы» | Занятие №29 Заучивание отрывка стихотворения Я. Акима «Апрель». Развивать у детей умение выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией задушевность, нежное отношение к ещё робкой весне; учить воспроизводить в своей речи образные выражения из текста. | «Развитие речи детей 5-6 лет», Ушакова О.С., Струнина Е.М., стр.246 | |||
3неделя тема «Земля – наш дом» | Занятие №30 Чтение и пересказ украинской народной сказки «Колосок». Познакомить детей с новой сказкой. Учить детей пересказывать сказку, передавать интонацией характеры героев, своё отношение к персонажам, рассказывать в лицах (меняя голос, интонацию); развивать умение понимать образное содержание и значение пословиц. | «Развитие речи детей 5-6 лет», Ушакова О.С., Струнина Е.М., стр.264 | |||
4неделя тема «Мониторинг» | Занятие №31 Чтение русской народной сказки «Финист – Ясный сокол». Проверить, знают ли дети основные черты народной сказки. Познакомить с волшебной сказкой «Финист – Ясный сокол». | «Развитие речи в детском саду» старшая группа, Гербова В.В., стр. 104 | |||
Май | 1неделя тема «День Победы» | Занятие №32 Пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки». Учить детей связано, последовательно, выразительно рассказывать текст без наводящих вопросов воспитателя. Учить подбирать определения, близкие и противоположные по смыслу слов. Упражнять детей в составлении предложений путаниц. | «Развитие речи детей 5-6 лет», Ушакова О.С., Струнина Е.М., стр.98 | ||
2неделя тема «Неделя сказок» | Занятие №33 Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» Учить детей последовательно рассказывать сказку, выразительно передавать диалог действующих лиц, уделять особое внимание заключительной части рассказа. Учить детей понимать и объяснять смысл поговорок. Активизировать использование в речи грамматических форм. При помощи которых образуются профессии людей и ласковые обращения и названия животных. | «Развитие речи детей 5-6 лет», Ушакова О.С., Струнина Е.М., стр.114 | |||
3неделя тема «Полевые и садовые цветы. Насекомые» | Занятие №34 Чтение словацкой сказки «У солнышка в гостях». Развивать у детей умение воспринимать наиболее яркие выразительные языковые средства в тексте и соотносить их с содержанием; учить подбирать синонимы к глаголам, строить синонимические и антонимические ряды к заданному определению, придумывать предложения с заданными словами. | «Развитие речи детей 5-6 лет», Ушакова О.С., Струнина Е.М., стр.260 | |||
4неделя тема «Полевые и садовые цветы. Насекомые» | Занятие №35 Литературная викторина «Наши любимые книги». Закрепить знания детей о прочитанных в учебном году литературных произведений, о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, произведения малых фольклорных форм. Формировать образность речи детей:.умение понимать переносное значение пословиц, применять пословицы в соответствующей речевой ситуации. | : | «Развитие речи детей 5-6 лет», Ушакова О.С., Струнина Е.М., стр.263 |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«Социально – коммуникативное развитие» [5]
ЦЕЛЬ: позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Задачи социально – коммуникативного развития