Месяц | Неделя, тема недели!!!!! | Программное содержание | Этнокультурная региональная составляющая | УМК | Используемая литература |
Сентябрь | 1неделя тема «В стране Знаний» | Занятие №1 Закреплять навыки счёта в пределах 5, умение образовывать число 5 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 4 и 5. Совершенствовать умение различать и называть плоские и объёмные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр). Уточнить представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь. | «Формирование элементарных математических представлений» старшая группа Помораева И.А., Позина В.А, стр. 12 | ||
2неделя тема «Моя улица. Мой любимый город» | Занятие №2 Упражнять в счёте и отсчитывании предметов в пределах 5 с помощью различных анализаторов (на ощупь, на слух). Закреплять умение сравнивать два предмета по двум параметрам величины (длина и ширина), результат сравнения обозначать соответствующими выражениями (например: «Красная ленточка длиннее и шире зелёной ленточки, а зелёная ленточка короче и уже красной ленточки»). Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и определять его словами: вперёд, назад, направо, налево. | «Формирование элементарных математических представлений» старшая группа Помораева И.А., Позина В.А, стр. 14 | |||
3неделя тема «Моя улица. Мой любимый город» | Занятие №3 Совершенствовать навыки счёта в пределах 5, учить понимать независимость результата счёта от качественных признаков предметов (цвета, формы и величины). Упражнять в сравнении пяти предметов по длине, учить раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый длинный, короче, ещё короче… самый короткий (и наоборот). Уточнить понимание значения слов вчера, сегодня, завтра. | «Формирование элементарных математических представлений» старшая группа Помораева И.А., Позина В.А, стр. 16 | |||
4неделя тема «Осень. Приметы осени | Занятие №4 Учить составлять множество из разных элементов, выделять его части, объединять их в целое множество и устанавливать зависимость между целым множеством и его частями. Закреплять представления о знакомых плоских геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (цвет, форма, величина). Совершенствовать умение определять пространственное направление относительно себя: вперёд, назад, слева, справа, вверху, внизу. | «Формирование элементарных математических представлений» старшая группа Помораева И.А., Позина В.А, стр. 17 | |||
Октябрь | 1неделя тема «Осень. Приметы осени» | Занятие №5 Учить считать в пределах 6, показать образование числа 6 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 5 и 6. Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по длине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый длинный, короче, ещё короче… самый короткий (и наоборот). Закреплять представления о знакомых объёмных геометрических фигурах и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (форма, величина). | «Формирование элементарных математических представлений» старшая группа Помораева И.А., Позина В.А, стр. 18 | ||
2неделя тема «Осень. Приметы осени» | Занятие №6 Учить считать в пределах 7, показать образование числа7 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 6 и 7. Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по ширине и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый широкий, уже, ещё уже… самый узкий (и наоборот). Продолжать учить определять местоположение окружающих людей и предметов относительно себя и обозначать его словами: впереди, сзади, слева, справа. | «Формирование элементарных математических представлений» старшая группа Помораева И.А., Позина В.А, стр. 20 | |||
3неделя тема Мониторинг | Занятие №7 Продолжать учить считать в пределах 6 и 7, знакомить с порядковым значением чисел 6 и 7, правильно отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счёту?», «На котором месте?». Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый высокий, ниже, ещё ниже… самый низкий (и наоборот). | «Формирование элементарных математических представлений» старшая группа Помораева И.А., Позина В.А, стр. 21 | |||
4неделя тема «Я в мире человек» | Занятие №8 Учить считать в пределах 8, показать образование числа 8 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 7 и 8. Упражнять в счёте и отсчёте предметов в пределах 7 по образцу и на слух. Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и обозначать его словами: вперёд, назад, направо, налево. | «Формирование элементарных математических представлений» старшая группа Помораева И.А., Позина В.А, стр. 23 | |||
Ноябрь | 1неделя тема «Я в мире человек» | Занятие №9 Учить считать в пределах 9; показать образование числа 9 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 8 и 9. Закреплять представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), развивать умение видеть и находить в окружающей обстановке предметы, имеющие форму знакомых геометрических фигур. Продолжать учить определять своё местоположение среди окружающих людей и предметов, обозначать его словами: впереди, сзади, рядом, между. | «Формирование элементарных математических представлений» старшая группа Помораева И.А., Позина В.А, стр. 24 | ||
2неделя тема «До свидания, осень! | Занятие №10 Познакомить с порядковым значением чисел 8 и 9, учить правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счёту?», «На котором месте?». Упражнять в умении сравнивать предметы по величине (до 7 предметов), раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, ещё меньше, … самый маленький (и наоборот). Упражнять в умении находить отличия в изображениях предметов. | «Формирование элементарных математических представлений» старшая группа Помораева И.А., Позина В.А, стр. 26 | |||
3неделя тема «Дикие и домашние животные, их детеныши» | Занятие №11 Познакомить с образованием числа 10 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 9 и 10, учить правильно отвечать на вопрос «Сколько?». Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь) и их последовательности. Совершенствовать представления о треугольнике, его свойствах и видах. | «Формирование элементарных математических представлений» старшая группа Помораева И.А., Позина В.А, стр. 27 | |||
4неделя тема «Дикие и домашние животные, их детеныши» | Занятие №12 Совершенствовать навыки счёта по образцу и на слух в пределах 10. Закреплять умение сравнивать 8 предметов по высоте и раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, ещё ниже… самый низкий (и наоборот). Упражнять в умении видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур. Упражнять в умении двигаться в заданном направлении и обозначать его соответствующими словами: вперёд, назад, налево, направо. | «Формирование элементарных математических представлений» старшая группа Помораева И.А., Позина В.А, стр. 28 | |||
Декабрь | 1неделя тема «Деревья. Дикие животные наших лесов | Занятие №13 Закреплять представление о том, что результат счёта не зависит от величины предметов и расстояния между ними (счёт в пределах 10). Познакомить с цифрами 1 и 2. Дать представление о четырёхугольнике на основе квадрата и прямоугольника. Закреплять умение определять пространственное направление относительно другого лица: слева, справа, впереди, сзади. | «Формирование элементарных математических представлений» старшая группа Помораева И.А., Позина В.А, стр. 30 | ||
2неделя тема «Деревья. Дикие животные наших лесов» | Занятие №14 Закреплять представления о треугольниках и четырёхугольниках, их свойствах и видах. Совершенствовать навыки счёта в пределах 10 с помощью различных анализаторов (на ощупь, счёт и воспроизведение определённого количества движений). Познакомить с цифрой 3. Познакомить с названиями дней недели (понедельник и т.д.). | «Формирование элементарных математических представлений» старшая группа Помораева И.А., Позина В.А, стр. 31 | |||
3неделя тема «Новогодний праздник» | Занятие №15 Учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 5 и понимать отношение между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число… больше числа…», «На сколько число… меньше числа…» Познакомить с цифрой 4. Продолжать учить определять направление движения, используя знаки – указатели направления движения. Закреплять умение последовательно называть дни недели. | «Формирование элементарных математических представлений» старшая группа Помораева И.А., Позина В.А, стр. 33 | |||
4неделя тема «Новогодний праздник» | Занятие №16 Продолжать учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 8 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число… больше числа…», На сколько число… меньше числа…». Познакомить с цифрой 5. Развивать глазомер, умение находить предметы одинаковой длины, равные образцу. Совершенствовать умение различать и называть знакомые объёмные и плоские геометрические фигуры. Развивать умение видеть и устанавливать ряд закономерностей. | «Формирование элементарных математических представлений» старшая группа Помораева И.А., Позина В.А, стр. 35 | |||
Январь | 2неделя тема «Зимушка зима. Зимние забавы. Зимующие птицы» | Занятие №17 Продолжать учить понимать отношения между рядом стоящими числами 9 и 10. Познакомить с цифрой 6. Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой ширины, равной по образцу. Закреплять пространственные представления и умение использовать слова: слева, справа, низу, впереди (перед), сзади (за), между, рядом. Упражнять в последовательном назывании дней недели. | «Формирование элементарных математических представлений» старшая группа Помораева И.А., Позина В.А, стр. 38 | ||
3неделя тема «Зимушка зима. Зимние забавы. Зимующие птицы» | Занятие №18 Продолжать формировать представления о равенстве групп предметов, учить составлять группы предметов по заданному числу, видеть общее количество предметов и называть его одним числом. Познакомить с цифрой 7. Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой высоты, равные образцу. Учить ориентироваться на листе бумаги. | «Формирование элементарных математических представлений» старшая группа Помораева И.А., Позина В.А, стр. 40 | |||
4неделя тема «Зимушка зима. Зимние забавы. Зимующие птицы» | Занятие №19 Познакомить с количественным составом числа 3 из единиц. Познакомить с цифрой 8. Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур: прямоугольника, квадрата, круга, треугольника. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа. | «Формирование элементарных математических представлений» старшая группа Помораева И.А., Позина В.А, стр. 42 | |||
Февраль | 1неделя тема «Азбука безопасности» | Занятие №20 Познакомить с количественным составом чисел 3 и 4 из единиц. Познакомить с цифрой 9. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа. Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. | «Формирование элементарных математических представлений» старшая группа Помораева И.А., Позина В.А, стр. 43 | ||
2неделя тема «Азбука безопасности» | Занятие №21 Познакомить с количественным составом числа 5 из единиц. Продолжать знакомить с цифрами от 1 до 9. Совершенствовать представления о треугольниках и четырёхугольниках. Развивать умение обозначать в реи положение одного предмета по отношению к другому и своё местоположение относительно другого лица (впереди, сзади, слева, справа). | «Формирование элементарных математических представлений» старшая группа Помораева И.А., Позина В.А, стр. 45 | |||
3неделя тема «Наша Армия» | Занятие №22 Закреплять представления о количественном составе числа 5 из единиц. Познакомить со счётом в прямом и обратном порядке в пределах 5. Формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части, сравнивать целое и часть. Совершенствовать умение сравнивать 9 предметов по ширине и высоте, раскладывать их а убывающей и возрастающей последовательности, результаты сравнения обозначать соответствующими словами. | «Формирование элементарных математических представлений» старшая группа Помораева И.А., Позина В.А, стр. 47 | |||
4неделя тема «Наша Армия» | Занятие №23 Совершенствовать навыки счёта в пределах 10 и упражнять в счёте по образцу. Познакомить со счётом в прямом и обратном порядке в пределах 10. Продолжать формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть. Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских). Учить сравнивать два предмета по длине с помощью третьего предмета (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов. | «Формирование элементарных математических представлений» старшая группа Помораева И.А., Позина В.А, стр. 49 | |||
Март | 1неделя тема «Весна. Международный женский день» | Занятие №24 Закреплять представление о порядковом значении чисел первого десятка и составе числа из единиц в пределах 5 Познакомить с цифрой 0. Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя (справа, слева, впереди, сзади) и другого лица Совершенствовать умение сравнивать до 10 предметов по длине, располагать их в возрастающей последовательности, результаты сравнения обозначать соответствующими словами. | «Формирование элементарных математических представлений» старшая группа Помораева И.А., Позина В.А, стр. 51 | ||
2неделя тема «Весна. Международный женский день» | Занятие №25 Познакомит с записью числа 10. Продолжать учить делить круг на две равные части, называть части и сравнивать целое и части. Продолжать учить сравнивать два предмета по ширине с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов. Закреплять умение последовательно называть дни недели. | «Формирование элементарных математических представлений» старшая группа Помораева И.А., Позина В.А, стр. 52 | |||
3неделя тема «Народная культура и традиции» | Занятие №26 Учить делить квадрат на две равные части, называть части и сравнивать целое и части. Совершенствовать навыки счёта в пределах 10, умение обозначать число цифрами. Развивать представление о том, что результат счёта не зависит от его направления. Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу (вперёд – назад, направо – налево). | «Формирование элементарных математических представлений» старшая группа Помораева И.А., Позина В.А, стр. 54 | |||
4неделя тема «Народная культура и традиции» | Занятие №27 Продолжать знакомить с делением круга на 4 равные части. Учить называть части и сравнивать целое и части. Развивать представление о независимости числа от цвета и пространственного расположения предметов. Совершенствовать представления о треугольниках и четырёхугольниках. | «Формирование элементарных математических представлений» старшая группа Помораева И.А., Позина В.А, стр. 55 | |||
Апрель | 1неделя тема «Я в мире природы» | Занятие №28 Познакомить с делением квадрата на 4 равные части, учить называть и сравнивать целое и части. Продолжать учить сравнивать предметы по высоте с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов. Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа. Закреплять знание цифр от 0 до 9. | «Формирование элементарных математических представлений» старшая группа Помораева И.А., Позина В.А, стр. 57 | ||
2неделя тема «Я в мире природы» | Занятие №29 Совершенствовать навыки счёта в пределах 10; учить понимать отношения рядом стоящих чисел: 6 и 7, 7 и 8, 8 и 9, 9 и 10; закреплять умение обозначать их цифрами. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа. Продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских). | «Формирование элементарных математических представлений» старшая группа Помораева И.А., Позина В.А, стр. 59 | |||
3неделя тема «Земля – наш дом» | Занятие №30 Продолжать учить понимать соотношения рядом стоящих чисел в пределах 10. Совершенствовать умение сравнивать величину предметов по представлению. Закреплять умение делить круг и квадрат на две равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть. | «Формирование элементарных математических представлений» старшая группа Помораева И.А., Позина В.А, стр. 61 | |||
4неделя тема «Мониторинг» | Занятие №31 Совершенствовать умение составлять число 5 из единиц. Упражнять в умении двигаться в заданном направлении. Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. | «Формирование элементарных математических представлений» старшая группа Помораева И.А., Позина В.А, стр. 62 | |||
Май | 1неделя тема «День Победы» | Занятие №32 Работа по закреплению пройденного материала (по усмотрению воспитателя). | «Формирование элементарных математических представлений» старшая группа Помораева И.А., Позина В.А. | ||
2неделя тема «Неделя сказок» | Занятие №33 Работа по закреплению пройденного материала (по усмотрению воспитателя). | «Формирование элементарных математических представлений» старшая группа Помораева И.А., Позина В.А. | |||
3неделя тема «Полевые и садовые цветы. Насекомые» | Занятие №34 Работа по закреплению пройденного материала (по усмотрению воспитателя). | «Формирование элементарных математических представлений» старшая группа Помораева И.А., Позина В.А. | |||
4неделя тема «Полевые и садовые цветы. Насекомые» | Занятие №35 Работа по закреплению пройденного материала (по усмотрению воспитателя). | : | «Формирование элементарных математических представлений» старшая группа Помораева И.А., Позина В.А. |
2.4.Задачи ознакомления дошкольников с социальным миром:
|
|
|
1) Сформировать у ребенка представление о себе как о представителе человеческого рода.
2) Сформировать у ребенка представлений о людях, живущих на Земле, об их чувствах, поступках, правах и обязанностях; о разнообразной деятельности людей.
3) На основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и уважением к людям.
Триединая функция знаний о социальном мире: