План
Физкультурно-оздоровительных мероприятий
В МДОУ «Детский сад № 5 «Колосок»
На 2017-2018 учебный год
Организационная работа:
Вся работа по физическому воспитанию детей проводится с учетом состояния здоровья детей и осуществляется инструктором по физической культуре В.В. Гражданкиным и воспитателями групп при регулярном контроле старшей медицинской сестры и старшего воспитателя.
С целью снижения заболеваемости в детском саду разработана и успешно применяется система закаливающих мероприятий в повседневной жизни и специально организованная. Используются все природные факторы: вода, воздух, солнце. Закаливающие мероприятия осуществляются круглый год, но их вид и методика меняются в зависимости от сезона и погоды.
Обширная профилактическая работа включает в себя:
- облегченную одежду для детей в детском саду;
- соблюдение сезонной одежды детей на прогулках, учитывая их индивидуальное состояние здоровья;
- соблюдение температурного режима в группах в течение дня;
- дыхательную гимнастику после сна;
- обширное умывание;
- правильную организацию прогулки и ее длительность;
- неспецифическую профилактику респираторных заболеваний - фитотерапия и сироп шиповника, приём поливитаминов «Ревит».
В утренние часы проводятся: оздоровительный бег (старший дошкольный возраст) или утренняя гимнастика, физкультурные мероприятия, включающие корригирующие упражнения для профилактики сколиоза, нарушения осанки, плоскостопия. Вне физкультурных мероприятий и между ними организовываются двигательно-оздоровительные моменты: упражнения и задания на развитие мелких мышц руки, задания на развитие мимики и артикуляции и т.п.
|
В течение года ежемесячно, либо на педагогических советах проводится анализ заболеваемости и посещаемости детьми ДОУ. В ходе анализа выявляется, как в сравнении с предыдущим учебным годом:
- снижена заболеваемость;
- снижено число пропусков на одного ребенка;
- сократилось число пропусков детодней по болезни.
Адаптация детей к условиям детского сада в текущем году прошла удовлетворительно. Протекала она в легкой степени тяжести у 50% детей и средней у 50%.
Во время адаптационного периода для детей создаётся щадящий режим:
- сокращенный день для малыша;
- присутствие мамы в группе в течение 3-х дней;
- повышенное внимание со стороны персонала группы.
Это способствует тому, чтобы у основного числа детей, впервые поступивших в детский сад, период адаптации протекал в спокойной форме.
В детском саду выполняются все виды здоровьесберегающих технологий: медико-профилактические, физкультурно-оздоровительные, технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка, здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования, валеологического просвещения родителей.
Элементы медико-профилактической технологии
· организация мониторинга здоровья дошкольников;
· разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
· организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста;
· физического развития дошкольников;
· неспецифические виды закаливания (используемые в повседневной жизни);
|
· организация профилактических мероприятий в детском саду;
· организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;
· организация здоровьесберегающей среды в ДОУ
Элементы физкультурно-оздоровительных технологий
· развитие физических качеств, двигательной активности;
· становление физической культуры дошкольников;
· дыхательная гимнастика;
· массаж и самомассаж;
· профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки;
· воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье.
Для ребенка, как и для взрослого необходима эмоционально - благоприятная обстановка в группе, образовательном учреждении.
В образовательном учреждении осуществляется психолого-педагогическое сопровождениеребенка. Ребенок, имеющий какую-либо проблему в развитии, получает квалифицированную помощь, направленную на индивидуальное развитие. В образовательном учреждении педагог-психолог применяет психогимнастику и другие формы работы с ребенком.
Обеспечение социально-психологического благополучия ребенка:
· технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка
Материально-техническое обеспечение ДОУ
Материально-техническое оснащение и оборудование, пространственная организация среды МДОУ № 5 «Колосок» соответствуют санитарно- гигиеническим требованиям и обеспечивают физкультурно-оздоровительную работу. Для полноценного физического развития детей и удовлетворения их потребностей в движении в ДОУ созданы следующие условия:
|
· Физкультурно-музыкальный зал со спортивным инвентарем; (гимнастические стенки, мячи разного размера и веса, обручи, скакалки, кольцебросы, канаты и т.д.);
· спортивная площадка для подвижных и спортивных игр;
· физкультурные уголки (во всех группах);
· существует кабинет медицинского работника (изолятор и процедурный кабинет);
· кабинет ФТК;
· кабинет психолога;
· логопункт.
Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Система физкультурно-оздоровительной работы включает физкультурно-оздоровительные мероприятия.
Ежегодно в начале учебного года составляется план оздоровительных мероприятий на год:
1. Утренняя гимнастика /ежедневно в течение года/.
2. Гимнастика после сна /ежедневно в течение года/.
3. Дыхательная гимнастика/еженедельно/.
4. Точечный массаж.
5. Физкультурная НОД /3 раза в неделю/.
6. Пальчиковая гимнастика.
7. Полоскание горла настоями трав /1 раз в квартал по 10 дней/.
8. Профилактические прививки.
9. Закаливание солнцем, водой, воздухом.
10. Профилактика плоскостопия /ежедневно/.
11. Профилактика осанки детей /ежедневно/.
12. Физкультминутки /ежедневно/.
13. Подвижные игры /ежедневно/.
14. Прогулки.
15. Работа с родителями в течение года в соответствии с данным планом.
Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении достигается путём взаимодействия воспитателей с медицинской сестрой, музыкальным руководителем и психологом.
В своей работе воспитатели детского сада используют различные виды образовательной деятельности, среди которых преобладают:
· сюжетно-игровые мероприятия, состоящие из подвижных игр разной степени интенсивности;
· эстафеты: дети разбиваются на команды и в ходе их выявляют победителей;
· тренировки основных видов движений.
Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок находится в группе, поэтому от того насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации режима детей, зависит сохранение и укрепление его здоровья.
Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни ДОУ является прогулка. Для того чтобы она действительно давала эффект, меняется последовательность видов деятельности детей на прогулке в зависимости от характера предыдущего мероприятия и погодных условий. Так, в холодное время года и после НОД, прогулка начинается с пробежки, подвижной игры. В тёплое время года или после физкультурной и музыкальной НОД - с наблюдения, спокойных игр и т.д.
Педагоги учатся определять признаки утомления у детей по изменению окраски кожи, выражению лица, частоте дыхания, появлению потливости и своевременно регулировать характер их деятельности, переключая на более спокойный или, наоборот, интенсивный. Для того, чтобы дети не перегревались и не простужались, воспитатели рекомендуют родителям подбирать одежду в соответствии с состоянием здоровья и погодными условиями.
Воспитатель совместно с инструктором по физической культуре делает подбор:
· упражнений для физкультминуток, для бодрящей гимнастики, для организации игр между занятиями;
· оборудования физкультурных уголков;
· организации самостоятельной двигательной активности детей в группе и на прогулке;
· оформления рекомендаций для родителей по организации двигательной деятельности в семье.
С детьми проводятся следующие профилактические мероприятия:
· вакцинация по возрасту противогриппозной сывороткой;
· витаминизация;
· полоскание рта и горла настоем трав (ромашка, шалфей, календула);
· дыхательная гимнастика;
· закаливающие процедуры:
утренняя гимнастика, физкультурные занятия, прогулки на свежем
воздухе до -15.
Такие же мероприятия проводятся и в весенне-летний период, только закаливающие процедуры:
· ежедневные прогулки на свежем воздухе;
· воздушно-солнечные ванны.
Двигательный режим детей в МДОУ «Детский сад № 5 «Колосок»
Виды мероприятий | Формы организации | Особенности организации | Возраст детей | |
Физкультурно-оздоровительные мероприятия | ||||
Утренняя гимнастика | -традиционная -игрового характера -с использованием полосы препятствий сюжетная | -ежедневно в группе или на свежем воздухе -в группе -в зале -на свежем воздухе | 1,5-7 | |
Двигательная разминка | -игровые упражнения -танцевальные движения -подвижные игры | -ежедневно после каждой смены образовательной деятельности с детьми (длительность 7-10 мин.) | 3-7 | |
Физкульт- минутка | -общеразвивающие упражнения (ОРУ) -подвижная игра -дидактическая игра с движениями -танцевальные движения -игровые упражнения | -ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания НОД (длительность 2-3 мин.) | 1,5-7 | |
Подвижные игры, физические и игровые упражнения на прогулке | -подвижные игры разной степени интенсивности -игры-эстафеты -игры с правилами -упражнения в основных видах движений -спортивные упражнения -спортивные игры | -ежедневно во время утренней и вечерней прогулки (длительность 10-30мин., фронтально. подгруппами) | 4-7 | |
Индивидуаль-ная работа по развитию движений | -физические упражнения в основных движениях -спортивные упражнения | -ежедневно во время утренней и вечерней прогулок -физкультурная НОД (длительность 12-15 мин. малыми подгруппами, индивидуально) | 1,5-7 | |
Бодрящая гимнастика после дневного сна | -ОРУ под музыку -ходьба по массажным дорожкам -упражнения на коррекцию стопы и осанки | Ежедневно в сочетании с закаливающими процедурами (длительность 5-8 мин.) | 1,5-7 | |
Альтернатив- ные виды гимнастики | -дыхательная -пальчиковая -подвижные игры с речитативом | 1 раз в неделю (длительность 10 мин., подгруппами). Проводят инструктор по физической культуре, воспитатели | 5-7 | |
Переходы из одного помещения в другое | -спокойный шаг -быстрая ходьба -осложнённая ходьба по лестнице | -ежедневно по мере необходимости под руководством воспитателя | 1,5-7 | |
НОД | ||||
Физическое развитие | -традиционное -тренировочное -игровое -сюжетно-игровое -тематическое -комплексное -контрольно-проверочное -прогулка-поход | 3 раза в неделю, фронтально, подгруппами (длительность 10-30мин) | 1,5-7 | |
Самостоятельная двигательная деятельность | ||||
Самостоя- тельная двигательная деятельность | -движения с различными игрушками и пособиями - сюжетно-ролевые игры, основанные на движении и имеющие спортивную и оздоровительную идеи -спектакли и театрализованные представления -подвижные игры разной степени интенсивности | -ежедневно под руководством воспитателя в помещении и на воздухе. Характер и продолжительность зависят от индивидуальных данных и потребностей ребёнка | 1,5-7 | |
Физкультурно-массовые мероприятия | ||||
Физкультур- ный досуг | -физкультурные упражнения и подвижные игры -спортивные игры -упражнения в основных видах движений и спортивные упражнения -игры-эстафеты | 1 раз в месяц в помещении музыкально-физкультурного зала или на улице (длительность 20-35 мин.) | 3-7 | |
Физкультурно-спортивные праздники | -в музыкально- физкультурном зале - на воздухе (катание на санках, лыжах) | 2-3 раза в год (длительность - 30-90мин) | 4-7 | |
День здоровья | -комплексные мероприятия -прогулки-походы -игры-эстафеты с детьми среднего и старшего дошкольного возраста -физкультурно-спортивные праздники | 1 раз в квартал | 3-7 | |