Выносливость. Методика ее развития.




Выносливость - способность организма противостоять утомлению в какой-либо деятельности.

Одним из основных критериев выносливости является время, в течении которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности. (В.С. Фарфель)

Чем ниже мощность работы, тем меньше результат зависит от степени совершенства двигательного навыка и больше от аэробных возможностей человека. При очень низкой мощности работы (медленный бег, свободное перемещение на лыжах и т.п.) значение аэробных возможностей становиться на столько большим, что выносливость в работе такого типа приобретает во многом общий характер.

Общая выносливость - это выносливость в продолжительной работе умеренной интенсивности, включающей функционирование всего мышечного аппарата. (№16)

С возрастом выносливость повышается (как при статических усилиях, так и при динамической работе). Продолжительность статического усилия мышц-сгибателей пальцев от 3 до 18 лет возрастает в 3-4 раза. Увеличение продолжительности усилия различных групп мышц неодинаково и по годам неравномерно. В возрасте от 8 до 11 лет небольшой выносливостью характеризуются разгибатели туловища, а высокой – сгибатели и разгибатели предплечья. В 11-14 лет значительно повышается выносливость икроножных мышц. В 13-14 лет наблюдается некоторое снижение статистической выносливости сгибателей и разгибателей предплечья, а так же разгибателей туловища.

По мере развития организма увеличивается время выполнения гимнастических поз «вис» и «упор». С 13 до 17 лет предельная продолжительность «виса» увеличивается примерно в 4 раза. В 13-14 лет темп роста статистической выносливости замедляется.

С возрастом повышается работоспособность при напряженной динамической работе на выносливость. У мальчиков и девочек 14015 лет работоспособность при педалировании на велоэргометре увеличивается по сравнению с детьми 8-9 лет в 2-3 раза. Рост выносливости наблюдается в возрасте от 12 до 15 лет. Девочки уступают мальчикам в развитии выносливости. Чем старше возраст, тем больше различая. Юные спортсмены характеризуются не только более высокой работоспособностью, но и значительным ее ростом.

По мере возрастного созревания организма для воспитания выносливости используются все более широкий комплекс упражнений – циклических (бег на различные дистанции, передвижение на лыжах, коньках, велосипеде, гребля и т.д.), ациклических и смешанных. Причем основной организационно-методической формой использования ациклических и смешанных упражнений в этих целях является круговая тренировка по методу длительной непрерывной и интенсивной работы.

В процессе воспитания выносливости у детей чрезвычайно важно создать оптимальные условия для функционирования систем кислородного обеспечения организма. С этой целью в единстве с основными упражнениями «на выносливость» применяют специальные дыхательные упражнения, стремятся проводить занятия в атмосфере, богатой кислородом (на открытой площадке, в парке, в зале с мощной вентиляцией и т.п.). (№2)

Уровень развития двигательных (физических) качеств зависит от многих внешних и внутренних факторов: возраста, пола, веса, профессии, образа жизни, наследственности, среды обитания, времени суток, тренированности, вида спорта и др. В процессе индивидуального развития человека одни качества достигают своего максимума к периоду полового созревания, а другие (например, сила) – к 20-30 годам. Выносливость поддерживается на одном уровне до 30-35 годам, в то время как уровень быстроты снижается к 25 годам.

В практике физического воспитания и спорта принято различать следующие двигательные качества: быстроту, ловкость, силу, гибкость, выносливость. Уровень развития каждого из них обеспечивается перестройкой определенных органов и систем, включая клеточный и субклеточный уровни. Глубина и спектр перестройки тех или иных систем организма человека определяются количеством и направленностью тренировочных занятий, мощностью работы, временем и характером отдыха. Но всех двигательных качеств мы касаться не будем, т.к. наша тема называется «особенности использования метода круговой тренировки для развития общей выносливости», об этом и поговорим.

Выносливость – это способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее эффективности. По Н.В. Зимину, понятие «выносливость» определяется как возможность длительного сохранения работоспособности в различных видах физической работы. Биологическая сущности выносливости весьма разнообразна не только при различных формах трудовой деятельности, но и при физических упражнениях. Поэтому определение понятия выносливости как способности человека выполнять работу умеренной мощности длительное время за счет большинства мышц, также будет верно. Следователь, не существует выносливости вообще, она формируется применительно к конкретным видам деятельности со специальным характером морфологических, физиологических изменений в организме. (№6)

В спортивной практике под общей или аэробной выносливостью понимают способность организма длительное время работать в условиях устойчивого состояния, когда потребность в кислороде соответствует его поглощению. Такая выносливость имеет место при работе с участием не менее 70% мышечной массы. Примером ее может служить бег и плавание на длительные дистанции, лыжные и велосипедные гонки, гребля академическая. Успешная деятельность в этих видах спорта тесно связана с аэробными возможностями, т.е. способностью организма доставлять, потреблять и усваивать необходимое количество кислорода.

Показателем аэробной производительности служит величина максимального потребления кислорода (МПК) – этот показатель чрезвычайно вариобилен и зависит от многих наследственных и средовых факторов. Увеличиваясь с возрастом, он остается большим у мужчин, тесно связан с весом тела (особенно с мышечной массой) в определённой степени обуславливается генетическим аппаратом.

Профессия, образ жизни, вид спорта также влияют на величину МПК. С точки зрения анатомии и физиологии, доставка кислорода к мышечной ткани зависит от состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем, количества и состава крови.

Специалисты считают возможным в среднем школьном возрасте использовать для развития общей выносливости кроссовой бег на дистанции от 4 до 5-6 км.

При тестировании по длительности бега со скоростью 75% максимальный наибольший прирост выносливости у мальчиков наблюдается в 13-14 лет, а у девочек – в 10-13 лет. В подростковом возрасте наряду с мало интенсивным бегом используется бег с переменной скоростью, темповый бег на 400-500 метров для мальчиков и 200-300 метров для девочек. (№1)

В процессе воспитания выносливости требуется решить ряд задач по всестороннему развитию функциональных свойств организма, определяющих общую выносливость и специальные виды выносливости.

Решением этих задач немыслимо без объемной, довольно однообразной и тяжелой работы, в процессе которой обязательно приходится продолжать упражнения, несмотря на наступившее утомление. В связи с этим возникают особые требования к волевым качествам занимающихся. Воспитание выносливости осуществляется в единстве с воспитанием трудолюбия, готовности переносить большие нагрузки и весьма тяжелые ощущения утомления.

Выносливость развивается лишь в тех случаях, когда в процессе занятий преодолевается утомление определенной степени. При этом организм адаптируется к функциональным сдвигам, что внешне выражается в улучшении выносливости. Величина и направленность приспособительных изменений соответствуют степени и характеру реакций, вызванных нагрузками.

При воспитании выносливости с помощью циклических и ряда других упражнений нагрузка относительно полно определяется следующими пятью факторами:

1. Абсолютная интенсивность упражнения (скорость передвижения и т.д.)

2. Продолжительность упражнения

3. Продолжительность интервалов отдыха

4. Характер отдыха (активный либо пассивный и формы активного отдыха)

5. Число повторений упражнения.

В зависимости от сочетания этих факторов будут различными не только величина, но и (главное) качественные особенности ответных реакций организма.(№10)

Пути увеличения аэробных возможностей. Воздействуя на аэробные возможности организма в процессе физического воспитания, решают три задачи:

1. Повышение максимального уровня потребления кислорода.

2. Развитие способности поддерживать этот уровень длительное время

3. Увеличение быстроты развертывания дыхательных процессов до максимальных величин.

К средствам повышения дыхательных возможностей относятся те упражнения, в которых достигаются максимальные величины сердечной и дыхательной производительности и поддерживается высокий уровень потребления кислорода в течение длительного времени.

В качестве основных методов для повышения аэробных возможностей используют методы равномерного, непрерывного, повторного и переменного упражнения. Равномерное непрерывное упражнение особенно широко применяется на начальных этапах воспитания общей выносливости.

Большой эффект в развитии аэробных возможностей дает - хотя на первый взгляд это кажется парадоксальным - аэробная работа, выполняемая в виде кратковременных повторений, разделенных небольшими интервалами отдыха (методы повторного и переменного интегрального упражнения). Продукты аэробного распада, образующиеся при выполнении интенсивной кратковременной работы, служат мощным стимуляторов дыхательных процессов. Поэтому первые 10-90 секунд после такой работы потребление кислорода увеличивается, растут и некоторые показатели сердечной производительности - становится больше ударный объем крови. Если повторная нагрузка дается в тот момент, когда эти показатели ещё достаточно высоки, то от повторения и повторению потребление кислорода будет расти, пока не достигнет максимума.

При определенном соотношении работы и отдыха может наступить равновесие между кислородные запросом организма и текущим потреблением кислорода. Тогда повторная работа может продолжаться весьма длительное время. При повторных нагрузка величины потребления кислорода все время колеблются, то достичь предельного уровня, то несколько снижаясь.

При использовании в этих целях методов повторного и повторно - переменного упражнения основная проблема заключается в подборе наилучшего сочетания работы и отдыха. Ориентировочно можно указать на следующие характеристики:

1. Интенсивность работы должна быть выше критической, примерно на уровне 75-85% от максимальной. Она определяется с таким расчетом, чтобы к концу работы частота сердечных сокращений была достаточно высокой,- к примеру, у квалифицированных спортсменов около 180 уд/мин. Нагрузки низкой интенсивности, дающие частоту пульса ниже 130 уд/мин, не приводит к существенному увеличению аэробных возможностей;

2. Продолжительность отдельно нагрузки подбирается так, чтобы время работы не превышало примерно 1-1,5 минуты. Только в этом случае работа проходит в условиях кислородного долга и максимума потребления кислорода наблюдается в период отдыха;

3. Интервалы отдыха должны быть такими, чтобы последующая работа проходила на фоне благоприятных изменений после предшествующей работы. Если ориентироваться на величины систолического объема крови, то интервал должен быть равен у тренированных спортсменов примерно 45-90 секунд. (Х.Рейнделл). Наибольшая интенсификация дыхательных процессов, определяемая по величине потребления кислорода, также наблюдается на 1-2 минуте восстановления (И.Н.Волков). Во всяком случае, интервалы отдыха не должны быть больше 3-4 минут, т.к. к этому времени суживаются расширившиеся в процессе работы кровеносные капилляры мышц, из-за чего в первые минуты повторной работы кровообращение будет затруднено (В.Холльман).

4. Интервалы отдыха рекомендуется заполнять мало интенсивной работой (бег «трусцой», медленное свободное плавание). Это имеет ряд преимуществ: облегчает переход от покоя к работе и обратно, несколько ускоряют восстановительные процессы и пр. Все это дает возможность выполнить большой объем работы, дольше поддерживать устойчивое состояние.

5. Число повторений определяется возможностями спортсмена поддерживать устойчивое состояние, т.е. работать в условиях стабилизации потребления кислорода на достаточно высоком уровне. При наступлении утомления снижается уровень кислородного потребления. Обычно это снижение и служит сигналом к прекращению работы. При дозировке нагрузки в данном случае можно руководствоваться также показателями частоты сердечных сокращений. Так, у тренированных людей скорость передвижения, интервалы отдыха и число повторений выбираются такими, что бы к концу паузы частота пульса равнялась примерно 120-140 уд/мин. (это соответствует примерно 170-180 уд/мин в конце работы.). (№9)

Показатели выносливости (особенно статистической и скоростной) у детей младшего школьного возраста незначительны. Например, мощность работы, которая может быть сохранена в течении 9 мин., у детей 9 лет состовляет только 40% мощности, сохраняемой взрослыми на протяжении только того времени(Н.Н.Яковлев). Однако уже к 10-летниму возрасту дети становятся способными без выраженных признаков снижения работоспособности неоднократно повторять скоростные действия (например, ускоренный бег 30 метров с короткими промежутками для отдыха) или мало интенсивную работу (медленный, сравнительно продолжительный бег).

Развитие выносливости, как и других физических способностей, на на различных этапах возрастного созревания организиа происходит неравномерно.

Первое значительное увеличение продолжительности бега с указанной интенсивностью наблюдается у девочек в 9 лет, у мальчиков в 10 лет; затем в 12 и соответственно в 13 лет; у юношей в 16 лет показатель выносливости возрастает наиболее существенно, а у девушек после 14 лет продолжительность бега с каждым годом сокращается, если не проводится направленной тренировки.

Вопреки распространённой прежде точке зрения, современные исследования (А.Н. Макаров с сотр. и др.) и практика детского спорта убеждают, что уже в младшем школьном возрасте следует направленно воздействовать на развитие выносливости разного типа, в первую очередь выносливости в работе умеренной и переменной интенсивности, не предъявляющей особых требований к аэробно-гликолитическим возможностям организма.

Воспитанию выносливости необходимо уделять достаточное место во всех формах работы по физическому воспитанию с детьми 0 в общей физической подготовке по школьной программе, во внешкольных занятиях и особенно в спортивной тренировке юных спортсменов.

Естественно, что, решая задачу воспитания выносливости в школьные годы, нужно тщательно учитывать большие возрастные различая в приспособительных реакциях организма к повышенным физическим нагрузкам. В экспериментах на животных показано (К.П. Рябов и др.), что продолжительные нагрузки могут вызвать замедление прибавки в весе растущего организма, подавлять функции желез внутренней секреции, обуславливать ряд патологических процессов. Нагрузки, направленные преимущественно на развитие выносливости, допустимы лишь при систематическом квалифицированном врачебном и педагогическом контроле. (№7)

 

1.4. Метод круговой тренировки, его физиоло-педагогическая характеристика.

Круговая тренировка бала разработана английскими специалистами Р. Морганом и Г. Адамсоном в 1952-1958 гг. Независимо от них к идеии круговой тренировки пришел Б.Д. Фрактман. Методы и принципы круговой тренировки нашли свое отражение в работах специалиста из ГДР М. Шолиха, отечественных ученых Л. Геркана, Х. Муртазина и М. Пейсахова, Г. Хачатурова, В.В. Чунина. Так, В.В. Чунин провел сравнительный анализ эффективности круговой тренировки и традиционных форм организации учебного процесса в ВУЗе и показал преимущество первой в совершенствовании механизмом сердечно-сосудистой и дыхательных систем.(№5)

В основе традиционной круговой тренировке лежат три метода.

Непрерывно-паточный – который заключается в выполнении упражнений слитно, одно за другим, с небольшим интервалом отдыха. Особенность этого метода – постепенное повышение индивидуальной нагрузки за счет повышения мощности работы (до 60% от максимума) и увеличения количества упражнений в одном или нескольких кругах. Одновременно сокращается время выполнения упражнений (до 15-20 секунд) и увеличивается продолжительность отдыха (до 30-40 секунд). Метод этот, по мнению В.В. Чунина, способствует комплексному развитию двигательных качеств.

Поточно-интервальный – который базируется на 20-24 секундном выполнении простых по технике упражнений (50% от максимальной мощности) на каждой станции с минимальным отдыхом. Цель его – сокращение контрольного времени прохождения 1-2 кругов. Такой режим развивает общую и силовую выносливость, совершенствует дыхательную и сердечно-сосудистую системы.

Интенсивно-интервальный – который используется с ростом уровня физической подготовленности занимающихся. Мощность его заданий составляет 75% от максимальной и достигается за счет увеличения интенсивности и сокращения времени работы до 10-20 секунд. Цель его – сокращение времени работы при ее стандартном объеме и сохранении временных параметров отдыха (до 40-90 секунд). Подобный режим развивает максимальную «взрывную» силу. Интервалы отдыха 30-40 секунд обеспечивают прирост результатов в упражнениях скоростной и силовой выносливости.

Высокая эффективность традиционной круговой тренировки не исключает и ряда других недостатков. Некоторые из них изложены в самой ее идее, другие же носят организационно-практических характер. В частности, традиционная круговая тренировка не всегда учитывает физиологические закономерности формирования двигательных качеств в одном тренировочном занятии, обеспечивает лишь комплексное их развитие без строгого дифференцирования. (№13)

 

Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования.

Целью нашей работы является исследование развития выносливости у детей среднего школьного возраста в условиях городской общеобразовательной школы, используя метод круговой тренировки.

Задачи:

1 Изучить по литературным источникам и результатам опроса учителей физической культуры особенности развития выносливости у детей среднего школьного возраста

2 Выявить экспериментально и теоритически объяснить эффективность использования метода круговой тренировки для развития общей выносливости на уроках физической культуры.

Методы исследования:

1 Анализ литературных источников;

2 Метод сбора информации (опрос);

3 Педагогический эксперимент;

4 Метод контрольных испытаний;

5 Математическая обработка результатов исследования;

Организация работы.

Всего было изучено и проанализировано 16 литературных источников разных авторов по различным научным дисциплинам.

Опрос проводился среди учителей физической культуры общеобразовательных школ Г. Новомосковска, с целью выявления особенностей использования средств и методов развития общей выносливости на уроках физической культуры. Всего было опрошено 18 человек.

Эксперимент проводился среди учащихся 7х классов (12-13 лет) гимназии №13 г. Новомосковска. Были определены контрольная группа (7 «а») и экспериментальная группа (7 «б»), в которые входили по 12 мальчиков, по состоянию здоровья, относящиеся к основной медицинской группе.

Среди учащихся обеих групп имелись по 4-5 человек, занимающихся в ДЮСШ или спортивных секциях, в основном, футболом, плаванием, художественной гимнастикой. Количество девочек и мальчиков в обеих группах примерно одинаково.

Уроки физической культуры проводились в обеих группах по единому поурочному плану одним учителем В.М. Кандеевой (высшая категория). Задачи воспитания решались согласно плану работы на 2 четверть 1-2 раза в неделю.

Задача.

В контрольной группе задача воспитания общей выносливости решалась средствами баскетбола и за счет общего объема физических упражнений.

В экспериментальной группе – за счет средств круговой тренировки.

В качестве средств развития общей выносливости методом круговой тренировки нами были предложены следующие упражнения:

Комплекс №1

№ п/п Содержание Дозировка ОМУ
16’ 1 станция 1.Футбол набивным мячом 2х4мин Мяч весом 1 кг.
2 станция 2.Прыжки различными способами через скакалку 2х4 мин Темп прыжков для мальчиков 25 раз/м. Для девочек-20р/м

 

Комплекс №2

№ п/п Содержание Дозировка ОМУ
16’ 1 станция 1. Подвижная игра «Борьба за мяч» 2х4мин С баскетбольным мячом
2 станция 1.Восхождение на гимнастическую скамейку в темпе 20 р/м.мальчики, и 15р/м. девочек 2х4 мин Использовать 2-3 гимнастических скамейки

 

Комплекс №3

№ п/п Содержание Дозировка ОМУ
16’ 1 станция 1. Подвижная игра «Удочка прыжковая» 2х4мин Со скакалкой
2 станция 2.подвижная игра «Салки со скакалкой» 2х4 мин Со скакалкой

 

Методические указания: рабочая ЧСС равна 140-160 уд/мин., продолжительность работы в каждом упражнении 4 минуты, количество серий две, отдых между сериями до пульса 110 уд/мин.

Учащиеся обеих групп в начале урока выполняли стандартную разминку состоящую из равномерного бега и упражнений на гибкость. Далее решались задачи обучения и совершенствования техники гимнастических упражнений или технических приемов игра в баскетбол и в конце урока 16-18 минут уделялось развитию общей выносливости.

Контроль за самочувствием учащихся и переносимостью ими нагрузки осуществлялся по внешним признакам и по показателям ЧСС.

Эксперимент проводился в течении 2 и 3 четвертей учебного года.

До начала эксперимента и по его окончании (октябрь и апрель) было проведено тестирование учащихся контрольной и экспериментальной групп с целью выявления уровня общей выносливости.

Контрольные упражнения:

1. Бег 1000 метров (500м)

2. ЖЕЛ

1. Бег на дистанцию 1000 м. проводился на школьном стадионе (длинна дорожки 250 метров) после 12 минут разминки, состоящей из равномерного бега 5 минут, упражнений на гибкость (6-7 упражнений) и 3-4 специальных беговых упражнений. Время регистрировалось секундомеров после команды «Марш» и до момента пересечения финишной линии каждым учащимся. В забеге участвовало по 5 человек.

2. ЖЕЛ определялась прибором спиромерт. Учащимся предлагалось сделать максимальный вдох, и затем максимальный выдох в прибор. Каждый выполнял по одной попытке.

Результаты были занесены в таблицы №1 и №2. По каждому показателю (результаты в беге на 1000 метров и показателей ЖЕЛ) была определена средняя арифметическая величина, после чего было проведено сравнение в динамике этих показателей до и после эксперимента.

Глава 3. Результаты исследования, их осуждение.

В результате анализа литературных источников нами выявлено единство мнений большинства авторов, что двигательное качество, общая выносливость развивается в условиях требующих определенного уровня развития сердечно-сосудистой, дыхательной систем и опорно-двигательного аппарата. По мнению М.Ф. Иваницкого и И.М. Серопегина у подростков 12-14 лет большинство мышц уже укреплено всеми видами соединительнотканных структур, но в меньшей степени, чем у взрослого. Окончательно нервно-мышечный аппарат формируется позднее.

Большинство авторов (№15, 11, 4, 11) сходятся во мнении, что существенные изменения претерпевают механизмы сердечно-сосудистой системы; интенсивно растут масса и объем сердца, увеличивается относительный минутный объем крови и продолжительность сердечного цикла, усиливается влияние вагусной регуляции. Эти структурные перестройки обеспечивают экономизацию работы сердца подростка в покое и расширяют его адаптационные возможности при физической нагрузке. Вместе с тем, слабым звеном сердечно-сосудистой системы в этой возрастной группе остается несовершенство механизмов внутри и межсистемной регуляции. В сравнении с юношами и особенно взрослыми сердце подростка имеет меньше адаптационные возможности.

В 12-15 лет интенсивно идет процесс развития дыхательной системы; перестраивается нервная и гуморальная регуляции, совершенствуется аппарат внешнего дыхания; возрастает минутный и дыхательные объемы, увеличивается диффузная способность и ЖЕЛ; растут показатели максимальной вентиляции легких. Глубина и спектр структурных изменений кардиореспираторной системы определяют уровень аэробной производительности подростков. Наибольшие темпы прироста максимального потребления кислорода и показателя экономии работы секдца (кислородного пульса), отмечается у мальчиков в 13-14 лет, у девочек – на год раньше.(№4,1,12)

Р.Е. Мотылянская (№10) считается, что показатель общей выносливости напрямую зависит от показателей ЖЕЛ. По ее мнению, у не занимающихся спортом показатели ЖЕЛ как в абсолютных величинах, так и в процентном отношении к должной величине значительно ниже, чем у подростков и юношей, занимающихся циклическими видами спорта. У подростков 12-13 лет показатель ЖЕЛ равен 2447±93,3 мл. у не занимающихся и 3546±47,0 мл. у занимающихся.

В качестве основных средств развития общей выносливости предлагается равномерный бег в среднем и медленном темпе продолжительностью до 30 минут (№1, 9, 16, 11), фартлек, повторный бег на отрезках интенсивностью – 65-75%, спортивные и подвижные игры, продолжительностью до 20-30 минут (№7,1), круговая тренировка (№12, 9, 13).

В качестве основных методов развития общей выносливости авторами предлагаются равномерный, повторный, переменный (№16, 11, 6, 9) игровой метод (№4, 7, 9,1, 16), метод круговой тренировки (№2, 9, 13)

При развитии выносливости необходимо учитывать психологические особенности данного возраста. Подростки, с одной стороны, склоны преувеличивать свои возможности, что побуждает их к выполнению отдельных упражнений без контроля за безопасностью способа выполнения, с другой стороны, гормональная перестройка и изменение в функциях опорно-двигательного аппарата вызывают неуклюжесть в движениях, что приводит к излишней застенчивости. (№1,2)

Отдельные авторы (№3,16) считают особенностью данного возраста неспособность переносить монотонные, длительные нагрузки, что характерно для циклических упражнений. В этом смысле метод круговой тренировки является наиболее приемлемым для развития общей выносливости у данной возрастной категории учащихся.

В ходе опроса учителей физической культуры выявлено, что большинство школ г. Новомосковска (кроме школ №1,5,15,9) не имеют возможности проводить занятия по развитию общей выносливости в лесопарковой зоне.

Школьные стадионы в большинстве своем не отвечают требованиям для занятия бегом. Состояние здоровья школьников г. Новомосковска ухудшается с каждым годом, жесткие нагрузки в циклических упражнениях, связанных с появлением выносливости, не всегда оправданы. С большим интересом дети занимаются спортивными и подвижными играми, силовыми или другими динамичными упражнениями, выполняемыми в определенном режиме, что так же способствует развитию общей выносливости.

 

 

Приложение №1

Таблица №1

Исследование уровня развития выносливости у учащихся 7 «б» класса (экспериментальная группа)

№ п/п Фамилия учащихся Бег 1000 метров ЖЕЛ
До начала эксперимента По окончании эксперимента До начала эксперимента По окончании эксперимента
В мину тах В секу ндах В мину тах В секу ндах
  Алферов И.Д. 4’07” 247” 4’05’’ 245’’    
  ВенедиктовЕ.Е. 4’14” 254” 4’09’’ 249’’    
  Григарюк Е.С 4’10” 250” 4’08’’ 248’’    
  Дорох С.В. 4’03” 243” 4’01’’ 241’’    
  Дэр И.В. 4’16” 256” 4’11’’ 251’’    
  Жихарев А.Н. 4’03” 243’’ 4’02’’ 242’’    
  Зайцев Ю.А. 4’07” 247’’ 4’05’’ 245’’    
  Иванов И.Д. 4’01” 241’’ 3’59’’ 239’’    
  Костин Д.В. 4’04” 244’’ 4’03’’ 243’’    
  Медведев А.А. 4’12” 252’’ 4’09’’ 249’’    
  Савкин А.Н 4’12” 252’’ 4’09’’ 249’’    
  Фоос А.П. 4’08” 248’’ 4’03’’ 243’’    
Средний показатель 248,08 245,33 2241,66 2358,33
Динамика показателей 2,75 116,77

 

Приложение №2

Таблица №2

 

Исследование уровня развития выносливости у учащихся 7 «а» класса (контрольная группа)

№ п/п Фамилия учащихся Бег 1000 метров ЖЕЛ
До начала эксперимента По окончании эксперимента До начала эксперимента По окончании эксперимента
В мину тах В секу ндах В мину тах В секу ндах
  Бородин В.С. 4’04” 244” 4’01’’ 241’’    
  Волохов Е.В. 4’06” 246” 4’03’’ 243’’    
  Колосков А.Н. 4’10” 250” 4’06’’ 246’’    
  Леонтьев С.А. 3’58” 238” 3’56’’ 236’’    
  Лавров А.А. 4’01” 241” 3’59’’ 239’’    
  Попов Л.Д. 4’08” 248’’ 4’06’’ 246’’    
  Свичкарь Е.Л. 4’03” 243’’ 4’03’’ 243’’    
  Фатуев Р.Р. 4’12” 252’’ 4’09’’ 249’’    
  Циплаков Д.А. 4’07” 247’’ 4’03’’ 243’’    
  Шевляков С.В. 4’11” 251’’ 4’09’’ 249’’    
  Якупов С.Д. 4’04” 244’’ 4’01’’ 241’’    
  Яковлев Л.Б. 4’06” 246’’ 4’05’’ 245’’    
Средний показатель 245,83 243,42 2241,66 2341,66
Динамика показателей 2,41  

 

 

Выводы и рекомендации.

1. В результате анализа литературных источников и опроса учителей физической культуры г. Новомосковска были выявлены в качестве основных, наиболее эффективных методов развития общей выносливости: равномерный метод, переменный, игровой. С учетом экологической ситуации в городе и возможностей школьного урока физической культуры целесообразно применить метод круговой тренировки, как одного из методов, развивающих общую выносливость.

2. Результаты проведенного эксперимента подтверждают предположение об эффективности применения строго дозированных упражнений, с укороченным интервалом отдыха, проводимых методом круговой тренировки в развитии кардио-респераторных функций организма, что в целом совершенствует общую выносливость. Однако следует отметить, что преимущества метода круговой тренировки перед традиционно применяемыми методами развития общей выносливости не выявлено.

 

 

Использованная литература

1. Бергер Г.И., Бергер Ю.Г. Урок физкультуры. Москва «Владос» 2002г.

2. Гогунов Е.Н., Мартьянов В.И. Психология физического воспитания и спорта. Москва «Академия» 2000г.

3. Герцен А.И. Психология физического воспитания. Учебник для институтов и факультетов физической культуры. Издание 2-е испр. И доп. Издательство РГПУ 2000г.

4. Иваницкий М.Ф. Анатомия человека. Учебник для институтов физической культуры 1985 г.

5. Коц Я.М. Спортивная физиология. Москва «Физкультура и спорт» 1986г.

6. Курамшин Ю.Ф. Борьба и методика физкультуры. Москва 2003г.

7. Коробейников Н.К., Михеев А.А., Николенко И.Г. Москва «Высшая школа». Физическое воспитание 1989г.

8. Мельников В.М. Психология. Москва «ФиС». 1987г.

9. Матвеев Л.П. «ТиМФК». Учебник для институтов физической культуры. Москва 1991г.

10. Мотылянская Р.Е. Выносливость у юных спортсменов. Москва «ФиС» 1969г.

11. Озолин Н.Г. Легкая атлетика. Учебник для ИФК. Москва «ФиС» 1989г.

12. Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. Москва «ФиС» 2000г.

13. Романенко В.А, Максимович В.А. Круговая тренировка при массовых занятиях физической культурой. Москва «ФиС» 1986г.

14. Серовегин И.М., Волков В.М., Синайский М.М. Физиология человека. Москва «Физкультура и спорт» 1979г.

15. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта. 2002г.

16. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. «ТиМФВиС», Москва «Академия»2000г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: