Несмотря на то, что во всём современном мире проституция рассматривается как негативное явление, правовая оценка её в различных странах неодинакова. В некоторых из них существует запрет проституции, подкреплённый административной или уголовной ответственностью. Во многих странах уголовная ответственность установлена только за действия, способствующие вовлечению в проституцию.
Уголовные законодательства государств, в которых содержится ответственность за преступления, непосредственно связанные с проституцией, можно разделить на несколько групп. К первой группе можно отнести уголовные кодексы (УК) тех государств, в которых преследуется занятие проституцией. Ко второй относятся УК тех государств, где установлена ответственность за коммерческую эксплуатацию лиц, занимающихся проституцией (сутенёрство, сводничество). Третья группа включает кодексы тех государств, в которых установлена ответственность клиентов проституток. Ответственность за проституцию предусматривалась в прежнем уголовном законодательстве таких государств как Албания (УК 1959 года), Корея (УК 1950 года), Монголия (УК 1942 и 1961 года), Румыния (УК 1948 года), Австрия (УК 1945 года), Дания (УК 1930 года), Финляндия (УК 1894 года), Швейцария (УК 1937 года).
В Голландии проституция легализована - на этот счет несколько лет назад парламентом был принят специальный закон. В Италии публичные дома были запрещены еще в 1958 году. Однако запрет на бордели вовсе не означает запрета на деятельность самих проституток. Во Франции проституция законом разрешена. Мало того - три четверти французов выступают за то, чтобы ее легальность в стране сохранялась и дальше. Однако борделей здесь как бы нет - они были запрещены еще в 1939 году. Этот же закон запретил сутенерство, сводничество и публичное предложение услуг - однако эти положения закона в жизнь проводятся не слишком-то строго. А занятие проституцией на индивидуальной основе и вовсе разрешено. В Англии проституция также дозволена. Правда, нынешнее законодательство, регулирующее этот деликатный вопрос, довольно расплывчато: с одной стороны, проституткой работать можно. С другой стороны - нельзя навязывать свои услуги клиенту и содержать публичный дом.
|
В Венгрии Государственное собрание собирается принять закон о легализации и регулировании проституции. Впредь проститутки смогут осуществлять свою деятельность на законных основаниях в специально отведенных для этого увеселительных зонах или как частные предпринимательницы. Однако сводничество и сутенерство по-прежнему останутся вне закона. Ожидается легализация проституции и в Румынии. Так, в одном городе в Трансильвании уже построено трехэтажное здание, в котором предполагается открыть бордель, который, едва лишь появится закон, немедленно станет первым законным публичным домом в стране. По плану в 28 помещениях будущего дома терпимости станут трудиться четыре десятка проституток, которые будут иметь трудовые книжки и постоянное медицинское обслуживание.
В Уголовный кодекс Кубы были внесены антипроститутские изменения. В кубинском уголовном кодексе закрепляется понятие сутенерства, которое так же, как и сводничество, наказывается тюремным заключением. Причем факт работы обвиняемого в сфере туризма признается отягчающим обстоятельством со всеми вытекающими последствиями. И в Туркмении президент подписал закон о внесении изменений и дополнений, касающихся проституции, в законодательные акты. Ужесточено наказание за занятие проституцией. Наказывать будут и клиентов: вступившего в связь с проституткой ожидает штраф. А милиция получила законную возможность задерживать людей лишь по одному подозрению в причастности к проституции.
|
Турция - одна из немногих мусульманских стран, где проституция существует совершенно законно. Тот, кто захочет открыть здесь бордель, должен сначала обратиться в правительство и дать согласие на контроль заведения со стороны органов здравоохранения и соцобеспечения. Одновременно те женщины, которые пожелают заняться проституцией, должны подать заявку на получение сертификата, согласиться на регулярные анализы на СПИД и венерические заболевания и работать только в лицензированном борделе. В 1990 году турецкий парламент аннулировал давний закон, по которому избиение или изнасилование проститутки наказывалось не столь сурово, как избиение или изнасилование любой другой женщины. Проститутки и их адвокаты также провели кампанию за внесение дополнений в систему соцобеспечения страны, которые позволили бы им вносить часть своих заработков в пенсионный фонд, чтобы женщины могли, отработав свое, получать законную пенсию. Немногим более года назад они добились успеха, и соответствующие изменения были внесены в законодательство. В остальных же мусульманских, а особенно - ближневосточных странах, проституция категорически запрещена. К виновным применяются строжайшие наказания, начиная от штрафов и арестов и заканчивая забрасыванием камнями обеих участвовавших в процессе сторон. Однако во многих странах издавна существует институт ночных мулл - то есть проститутка с клиентом быстро женятся, проводят ночь, - а поутру разводятся. Развод в исламских странах может быть произведен посредством нескольких слов, произнесенных в присутствии свидетелей. Что однозначно находится под строжайшим запретом во всем мире - так это детская проституция, В Англии и Германии уже приняты законы, не просто карающие тех, кто пользуется услугами малолетних - проституток, - за это здесь наказывали уже давно. Около года назад власти этих государств решили, что уголовному наказанию будет подвергаться и тот, кто использовал ребенка, даже пребывая за границей. То есть секс - туристы, отправляющиеся за детьми, например, в Таиланд, понесут за это наказание у себя дома.
|
С 1988 года в России введена административная ответственность за занятие проституцией. В Российском уголовном кодексе, принятом в 1997 году, предусмотрена уголовная ответственность за половое сношение или иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (статья 134), за торговлю несовершеннолетними (статья 152), за вовлечение в занятие проституцией (статья 240), за организацию и содержание притонов для занятия проституцией (статья 241).
- Сущность проституции как социального явления раскрывалось в разные времена по-разному, начиная от древнегреческого законодателя Солона. Авторы определений проституции, выделяя один из ее признаков,
остальные считали второстепенными. Связано это было с тем, что
проституцию понимали с одной стороны как промысел, с другой как
преступление.
- Занятие проституцией не имеет ни полового, ни возрастного ценза.
Существует с тех же древних времен мужская и женская проституция.
- Во всем современном мире проституция рассматривается как
негативное явление, но правовая оценка ее в различных странах
неодинакова. В некоторых существует запрет проституции, подкрепленный
административной или уголовной ответственностью. Во многих странах
уголовная ответственность установлена только за действия, способствующие вовлечению в проституцию.
История проституции охватывает все древние и современные культуры, о чём свидетельствуют дошедшие до нас письменные источники[1]. Хотя проституцию часто называют древнейшей профессией, по мнению исследователей, это всего лишь фигура речи[2]. Считается, что проституцией является практика занятия сравнительно неразборчивой сексуальной активностью с лицами, которые не являются мужем, женой, другом, подругой, в обмен на оплату непосредственно деньгами или другими ценностями. Проститутками могут быть женщины, мужчины или трансгендеры. Проституция может иметь гетеросексуальный или гомосексуальный характер, однако исторически сложилось так, что в большинстве случаев проститутками являлись женщины, а их клиентами были мужчины[3].
Древний мир
Шумер и Вавилон
Существование проституток в древних цивилизациях Месопотамии впервые документально подтверждается в Кодексе Хаммурапи, датирующимся XVIII в. до н.э., где на основе законов защищаются имущественные права женщин, включая женщин-проституток[4]. Хотя ряд исследователей ранее считали, что гостеприимная и ритуальная проституция являлись более ранними формами проституции, в Шумере (и других древних культурах) существовали правовые и четкие различия между обычной проституткой и «надиту» (иеродулой — храмовой проституткой), репутация которой охранялась тем же законом, который защищал доброе имя замужних женщин[5], при этом Кодекс Хаммурапи защищал имущественные права «надиту», которая в Кодексе называется «сестрой бога» или «посвященной женщиной»[4]. Кодекс Хаммурапи показывает, что существовали различные категории «надиту», для обозначения которых использовались различные названия[6].
Блудницы в Библии
См. также Блудницы в Библии
Хотя проституция была запрещена согласно иудейским законам, она была распространенным явлением в древнем Израиле. Упоминания о проститутках («блудницах») встречается в Ветхом Завете — блудница Раав из Иерихона II тыс. до н. э. (Иисуса Навина 6:16).
Античность
Древняя Греция
Основная статья: Проституция в Древней Греции
Первым, кто ввёл налог на занятия проституцией, был афинский законодатель Солон (между 640—635 — около 559 г. до н. э.). При нём же возникли бордели («диктерионы»), с контингентом главным образом из рабынь, стоявших нагими у входа, для завлечения клиентов. Античные бордели располагались на окраине города, в пустынных и отдалённых местах, у рынка, гавани. Основными клиентами таких борделей были купцы, моряки и неженатые молодые люди. Проституцией занимались и женщины (особенно рабыни) «смежных» профессий, например танцовщицы; были также мужчины-проститутки и мужские бордели. Высший слой проституток — гетеры (буквально «подружки»). Некоторые из них прославились выдающимся умом и красотой и отношениями со знаменитыми деятелями. В их числе была и знаменитая Аспасия, гетера и содержательница публичного дома в Милете, ставшая женой Перикла и превратившая его дом в интеллектуальный центр тогдашних Афин. Низший слой проституток — «поллаки», главным образом рабыни; им запрещалось появляться в других местах Афин, кроме отведенных для борделей.
Древний Рим
См. также Проституция в Древнем Риме
Петроний описывает характерные внешние признаки римского публичного дома (lupanar): «я увидел какие-то надписи и голых потаскушек (prostitutae), пугливо разгуливающих под ними». Внутри римский «лупанар» был разделен на тесные каморки, где обнаженные проститутки принимали клиентов. Такие лупанары, с покрывавшими их стены непристойными надписями (в духе современных надписей в общественных туалетах) были найдены в Помпеях. Римская женщина, желавшая заниматься проституцией, должна была явиться к магистратам и заявить об этом, после чего она вносилась в списки проституток и ей выдавалась licentia stupri (буквально «разрешение блуда, от stuprum, а не от stupor»), причем она лишалась правовой и имущественной дееспособности: не могла без разрешения опекуна распоряжаться своим имуществом, завещать, дарить и т. п., свидетельствовать в суде — словом, находилась на положении умственно неполноценной. Проститутки должны были носить жёлтую одежду и красную обувь и не имели права носить украшения (они носили их в ларцах, если хотели надевать дома). Во времена империи разврат дошёл до того, что за «licentia stupri» стали обращаться дочери сенаторов и всадников, и император Тиберий издал особый эдикт, которым запрещал дочерям всадников заниматься проституцией. Согласно ходившим в Риме в 40-е гг. н. э. слухам, жена императора Клавдия, Мессалина, в погоне за острыми ощущениями по ночам «работала» в лупанаре под именем Лициски.
Сексуальная жизнь в Помпеях всегда была покрыта тайной. И как в любой тайне, все начиналось с маскировки.
А археологическом музее Неаполя есть зал, который называется «Секретный кабинет». Сотни лет этот зал оставался закрытым. Там хранятся остатки произведений искусства из Помпей, которые широкая публика считает слишком вульгарными и шокирующими.
Что вызывало такое потрясение? Возможно, многие эротические рисунки на стенах, уличные фонари в форме фаллоса, винные бокалы с четкой сексуальной направленностью или многие экспонаты, показывающие Приапа, божества фурий с его выраженными особенностями фигуры по всему городу.
Людям было трудно смириться с тем, что тогда противоречило христианской морали. Элементы эротики бросались в глаза повсюду с самого начала.
Во время раскопок нашли статую, которая всех сильно взволновала. Это знаменитая статуя одного из богов, занимающегося любовью с козой.
Даже сегодня находки в Помпеях вызывают смущение и споры, и эти вещи – только надводная часть айсберга. Они показывают иную сторону жизни в Помпеях.
Чем глубже историки копают, тем больше доказательств того, что в этом древнем городе была развитая секс-индустрия.
Это можно видеть повсюду: каменные фаллосы на улицах, грубые граффити на гранитных стенах. Они показывают жителей, занимающихся упаднической торговлей, разврат, проституцию и сексуальное рабство.
Новое исследование профессора Хэдриллса вынуждает нас пересмотреть наши представления о Римской империи. Он раскрыл такие тайны, которые город предпочел скрывать.
Не таким хотел предстать римский горд в глазах потомков: не публичными надписями на мраморе и бронзе, а риторическими декларациями, характеризующими город. Это тривиальные фразы, которые не следовало произносить. Как будто мы услышали беседу, не предназначенную для нас.
Из этого можно сделать ясный вывод: в Помпеях была широко развитая система продажного секса. Это касалось случайных дешевых встреч на тротуаре и закрытых оргий, куда приглашали знаменитых римских проституток.
Но поскольку 80% жителей были бедны, можно уверенно полагать, что чаще всего это был дешевый случайный и грубый секс.
Небольшая комнатка вдали от улиц и переулков, в ней проститутка встречала своих клиентов. Она сама или ее сутенер становились на улице, зазывали клиентов в таверну или около нее, затем пропускали их через деревянную дверцу в эту комнатку, где была кровать и каменное изголовье. Иногда можно было видеть матрас и несколько подушек, разбросанных на камнях для удобства.
13 таких публичных домов находились вблизи 153 помпейских таверен. Но нет сомнения в том, что главное место платного секса находилось на главной улице в центре города, вблизи Форума и рынка.