Расчет технико-экономических показателей работы автомобиля на маршрутах
Маятниковый маршрут с обратным холостым пробегом
Схема маршрута представлена на рис.3.3. Исходный данные для расчета: расстояние груженной ездки
=15 км, первый нулевой пробег
=5 км, а второй
=10 км. На маршруте перевозится груз второго класса
=0,8 в количестве
=25 000 т. Срок вывоза-25 дней.
Груз вывозится автомобилями грузоподъемностью q=4 т, эксплуатационная скорость перевозки-25 км/ч, время простая погрузкой и разгрузкой
=0,7 ч, время в наряде
=14 ч.
=15 км
А Б
С(гараж)
Рисунок 3.3 Схема маятникового маршрута с оборотным холостым пробегом
Порядок работы следующий:
1.Определяем коэффициент использования пробега автомобиля за одну ездку:
=
\
= 15/(15+15)=0,5
2.Определяем время работы автомобиля на маршруте:
=
-
=
-(
+
)/
14-(5+10)/25=13,4 ч.
3.Устанавливаем число ездок за день:
=
=7,05
Поскольку число ездок может быть выражено только целыми числами, округляем его до
=7.
4.В связи с округлением числа ездок пересчитываем время работы автомобиля на маршруте и в наряде.
Время работы автомобиля на маршруте (см.пункт 2):

Время в наряде: 
5. Определяем дневную выработку в тоннах и тонно-километрах:


6. Устанавливаем суточный пробег.

7. Определяем коэффициент использования пробега за день работы:

8. Находим количество автомобилей для обслуживания маршрута:
(250 000+150 000)/100
53,2=75 автомобилей.
Маятниковый маршрут с обратным груженым пробегом
схема маршрута представлена на рис. 3.5. Исходные данные к расчету:
длина груженой ездки
- 10км,
-
= 5 км, время в наряде
- 14ч, число тонн груза, следующего из пункта А в Б,
- 15000 т, из Б в А
- 15000 т.
Срок вывоза – 25 дней. Перевозка осуществляется автомобилями грузоподъемностью q – 2,5 т, работающими с технической скоростью
- 20 км/ч.
Время простоя под погрузкой и разгрузкой
- 0,35 ч.
Коэффициент использования грузоподъемности
- 1,0.

Рисунок 6Схема маятникового маршрута с обратным груженым пробегом
Порядок расчета следующий:
1. Коэффициент использования пробега:
/ (10 + 10) = 1.
2.Определяем время работы автомобиля на маршруте:
=
-
=
- (
-
)/
14-(5+5)/20=13,5ч.
3.Устанавливаем число ездок за день:
=
= 15,8
Округляем число ездок до 16.
4.В связи с округлением числа ездок пересчитываем время работы автомобиля на маршруте и в наряде.
Время работы автомобиля на маршруте (см.пункт 2):

Время в наряде: 
5. Определяем дневную выработку автомобиля в тоннах:

в тонно-километрах: 
6. Находим необходимое число автомобилей Ах для выполнения объема перевозок:

7. Суточный пробег автомобиля:

8. Определяем коэффициент использования пробега за день работы:

При работе на маятниковом маршруте с обратным сгруженным пробегом бывают случаи, когда в обоих направлениях перевозятся грузы разных классов, тюею коэффициенты использования грузоподъемности в прямом и обратном направлениях не равны.
Для этих условий производительность подвижного состава подсчитывается по следующей формуле:
В тоннах –

Кольцевой маршрут
Схема маршрута представлена на рис 3.6.Исходные данные к расчету:расстояния между грузовыми пунктами:
- 15 км,
-19 км,
,
Нулевые пробеги равны,т.е.
=
=5 км. Объем перевозок на участках маршрута следующий:
-150000 т
);
-200000 т
);
).Срок вывоза груза
-360 дней. Время в наряде
-14 ч.Вывозка осуществляется автомобилями грузоподъемностью q-5т. Дорожные условия на отдельных участках маршрута различные,поэтому скорости движения установлены на участке АБ и ГД
= 25 км/ч,на участках ДА и при выполнении нулевого пробега
=18 км/ч.Время на погрузку
= 0,5 ч, на разгрузку
= 0,6 ч.
Б
А В
![]() |
С(Гараж) Д Г
Рис 3.6. Схема кольцевого маршрута
Порядок расчета следующий:
1.Определяем время работы автомобиля на маршруте:
-
=14-(5+5)/18=13,45.
2.Устанавливаем время одного оборота автомобиля:
=
,
-суммарное время движения за один оборот;
-суммарное время простоя под погрузку и выгрузку за один оборот.
8.Коэффициент использования пробега за день работы:
=
=
= 
Расчет показателей работы автомобиля на развозочном маршруте
Развозочный маршрут является разновидностью кольцевого.На этом маршруте автомобиль загружается в одном пункте и развозит продукцию нескольким потребителям; обслужив потребителей, порожним возвращается в первоначальный пункт маршрута.
Схема маршрута приведена на рис. 3.7.

Рис. 3.7. Схема развозочного маршрута
Приведем исходные данные к расчету: время в наряде
-12ч,нулевые пробеги
- 4 км,
- 5 км. Техническая скорость
- 25 км/ч. Расстояние между грузовыми пунктами:
Грузоподъемность автомобиля q- 4 т. Перевозится груз 1-го класса, коэффициент использования грузоподъемности
=1,0. Технология работы следующая: в пункте Б разгружается 1т, в В -0,5 т, в Г -1,5 т и в Д-1т.Время на погрузку
время на один заезд
=0,2 ч. Определить технико-эксплуатационные показатели и число требуемых автомобилей для перевозки 112,0 т груза в сутки.
Последовательность расчетов следующая:
1.Время работы автомобиля на маршруте:

2.Время одного оборота автомобиля:

где
время на погрузку автомобиля в пункте А;
суммарное время движения автомобиля за один оборот;
суммарное время, затраченное на заезды к потребителям;

где
число заездов,
время на один заезд.
Определяем суммарное движение автомобилей за оборот:

Определяем суммарное время, затраченное на заезды к потребителям:

Общее время оборота: 
3. Определяем число оборотов за день:

Принимаем 
4. Пересчитываем время работы автомобиля на маршруте 


5. Определяем дневную выработку автомобиля:
в тоннах 

в тонно-километрах –

Определяем необходимое число автомобилей для выполнения суточного объема перевозок:
112/16=7ед.
6. Устанавливаем суточный пробег автомобиля:
· 
= 4 · (10 + 8 + 6 + 8 + 6) + (4 + 5) – 6 = 155 км.
7. Определяем коэффициент исполнения пробега за день работы:
=
·
/
= (10 + 8 + 6 + 8) · 4/155 = 0,82.
