Как приблизить образовательные программы к реальным условиям работы на железнодорожном транспорте?




УРАЛЬСКАЯ МАГИСТРАЛЬ.-2017.- 13 июля

 

БЛИЦ-ОПРОС

Как приблизить образовательные программы к реальным условиям работы на железнодорожном транспорте?

Игорь Цихалевский, декан электромеханического факультета УрГУПСа:

– Ждём выхода новых образовательных стандартов в следующем году. Они и должны будут приблизить нас к профессиональным требованиям российских железных дорог. Проблема некоторого несоответствия образования и работы на производстве есть – этого никто не скрывает. Решаем её, но не так быстро, как хотели бы многие, в том числе и мы сами. Например, студенты-целевики дополнительно занимаются на базе РЖД, учебных центрах этой компании. И у меня ребята с четвёртого курса ходили. Привлекаем ведущих специалистов РЖД к нам для чтения лекций, к дипломным и курсовым работам. Тенденция к сближению теории и практики проявляется отчётливо – совершенно точно. В последнее время очень тесно взаимодействуем в этом направлении с РЖД.

Денис Гладков, ведущий программист отдела Свердловского ОЦОРа:

– Предприятия должны быть открыты для студентов – будущих сотрудников, чтобы при возникновении каких-либо вопросов они могли обратиться туда за консультациями. Для этого нужно назначать наставников. Они проводили бы как индивидуальные, так и групповые консультации. Причём для студентов и первых лет обучения, и последних – при подготовке контрольных, курсовых, дипломных работ. Нужно обязательно проводить экскурсии по предприятиям и выездные лекции с целью наглядной демонстрации материала и перспектив трудоустройства. Важно, чтобы присутствовал представитель подразделения – для ответов на вопросы. Практика должна проводиться по специальности с возможностью трудоустройства на это время. Такая заинтересованность РЖД подтолкнёт студентов к более глубокому изучению материала по профессии.

Иван Кислицын, ведущий экономист моторвагонного депо Свердловск:

– Многим студентам транспортных вузов интересно обучение на тренажёрах. Потом, на производстве, никому из них не хочется казаться «белой вороной». Молодые специалисты надеются приобрести базовые навыки, которые будут нужны им для профессионального роста. Но производство в темпах развития опережает техническую оснащённость примерно в 95 процентах вузов. Многие знания, навыки оказываются устаревшими, маловостребованными. Молодые работники постоянно находятся на позициях догоняющих производственный процесс. С одной стороны, это справедливо, ведь лучшие разработки должны доставаться предприятиям, влияющим на уровень ВВП. Но, с другой, именно от научных институтов, созданных на базе университетов, должны поступать новые технические решения, рационализаторские предложения. Необходима золотая середина или осознанный выбор. Имею в виду или сознательный отказ от прогресса в стенах научно-исследовательских институтов, или же приоритет в поставках новых разработок в ведущие вузы. На сегодняшнем этапе развития образовательного процесса среди первоочередных задач – резкое повышение качества обучения, мотивация исследований, уход от устарелых явлений. Это возможно при умелом сочетании традиционных средств и достижений науки и техники. Также важна активизация образовательного процесса, основанная на прогрессивных технологиях в педагогике, в том числе и информационных.

Сергей Галкин, первый заместитель начальника Свердловской дирекции управления движением:

– Главный минус, который мне видится сейчас, касается недостатка среднего технического образования у будущих работников дороги. Именно учёба в техникумах, на мой взгляд, даёт гораздо больше для понимания внутренних процессов, происходящих на магистрали. По крайней мере, в моём случае так и было. Считаю среднее техническое образование базовым для себя. Помню, у нас всегда было две практики. Причём на низовых должностях – это важно. Теперь специалисты не получают, скажем так, приземлённого представления о работе. И преподавателям также желательно быть поближе к производству. В этом направлении, к слову, есть определённые подвижки. У нас в дирекции своеобразную стажировку проходят преподаватели УрГУПСа. Объясняем то, чему не научить по учебникам. Информацию они воспринимают по-разному, но сам факт такого сближения и встречного движения необходимо отметить.

Динара Такиуллина, специалист по кадрам дорпрофжел на СвЖД:

– Да, образование у нас оторвано от реальности. Не все преподаватели знают, как на деле работает железнодорожный транспорт. Это одна сторона. Есть и другая: руководителям, занимающимся преподавательской деятельностью, некогда учить. И навыков таких у них нет. А профессионалов, которые знают и производство, и образование, – единицы. Почему бы не пойти от обратного? У нас ведь есть система наставничества. Она предполагает, что профессионал учит новичка. В идеале. Надо выявлять таких профессионалов, учить их быть педагогами, наставниками. Я как раз прорабатываю данную тему. Возможно, есть резон создать, например, комитеты молодых профсоюзных наставников.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: