Глава 3. Управленческая деятельность.




Программно – целевой метод осуществляется в виде ряда стадий цикла управленческой деятельности: 1) предцелевой – подготовительной, познавательной, информационной – изучение ситуации, проблем, ресурсов; 2) целевой – формирование главной и других целей; 3) стратегической – выработка стратегии реализации плана и разработка последующих мероприятий, выбор средства; 4) организационной – создание системы и органов управления; 5) реализационно – практической – осуществление программы и контроль за ним; 6)результативной – подведение итогов.

Специфика применения программно – целевого метода в журналистике состоит в том, что, как правило, через эти стадии должны пройти не только организаторы акции, но и аудитория, особенно если организуется акция по принятию решения, контролю за его выполнением. На каждой из стадий возможно соучастие разных субъектов, ибо инициатива в организации акции может принадлежать не только журналистам, а принятие решений предполагает участие специалистов и общественности.

Социальная первооснова любой акции – реальная социальная проблема – практическая или познавательная. В своей подоплеке она имеет реальное противоречие в общественном развитии или в развитии познавательной деятельности. Это противоречие субъективно, в сознании людей оно отражается в виде вопроса, требующего разрешения или ответа. Разрешить проблему на практике – значит устранить или уменьшить противоречие, лежащее в ее основе. Решить познавательную проблему – значит ликвидировать наше незнание или его часть. Принято говорить, что в нашем сознании познавательная проблема возникает как знание о незнании, а практическая – как понимание противоречия между определенными потребностями людей и незнанием путей их удовлетворения.

Проблема может быть поставлена органами, непосредственно руководящими средствами массовой информации, аудиторией, организациями и ведомствами. Сам журналист может так же стать инициатором постановки проблемы, автором ее формулировки.

От того, на каком уровне осознания находится проблема, каковы общественные возможности для ее решения и при этом – каково осознание самих этих возможностей, кто явился инициатором ее постановки, зависит, какие усилия потребуются от органов информации, какие акции им придется провести, выполняя свои задачи: следует ли провести разъяснение по поводу уже сформулированной проблемы и принятого научного или практического, управленческого решения, нужно ли убедить общественность в важности проблемы и помочь в мобилизации общественных средств на практическое решение проблемы, подключить общественность к обсуждению недостаточно четко сформулированной проблемы (а обсуждение проблемы есть шаг на пути к ее решению), обеспечить участие общественности в выборе вариантов решения, в контроле за его реализацией, мобилизовать ее на активное выполнение принятого решения. Так от постановки проблемы, лежащей в основе акции, осуществляется движение ко второму компоненту целевого ядра акции – к определению цели-функции данной акции.

Не всегда одна, даже весьма продолжительная, акция может объять все стороны и стадии процесса решения общественной проблемы. Чаще всего отдельные акции обслуживают отдельные этапы процесса решения проблем. Отчасти по этой причине в журналистике появляются повторные акции по поводу одной и той же проблемы.

Иногда журналистика берется за подготовку сознания людей к принятию того решения, которое уже найдено компетентными органами. Иногда, напротив, эти органы заинтересованы в предварительном обсуждении проблемы. Бывает, что на первый план выдвигаются задачи просветительной работы – внедрение новых знаний, научных идей в массовое сознание. Возможны случаи, когда в рамках одной акции проходит весь цикл «жизни проблемы»- от ее формулировки до принятия решения.

От того, в каком состоянии, на какой стадии осознания и изучения, проблема вступит в «зону компетенции» журналистики, зависит то, какой характер примет акция, какие формы и средства ее ведения, будут избраны. Тем самым определяется ее цель-функция.

Журналистика, будучи одним из средств социального управления, участвует не только в обнаружении проблемы и ее анализе, но и в выработке предложений по практическому ее решению, в том числе внедрению решений проблемы, найденных наукой, в стимулировании принятия решений соответствующими органами, в воспитании требуемого отношения и необходимого поведения людей по отношению к принятым решениям, в осуществлении общественного контроля за выполнением решений органами и организациями.

В науке говорят: «формулировка проблемы часто более существенна, чем ее разрешение». Журналист может согласиться с тем, что формулировка проблемы, действительно, чрезвычайно важна и сама по себе есть весомый итог познавательной деятельности. Однако для журналистики, обеспечивающей обмен информацией между органами управления и массами, обмен опытом между социальными группами, с постановки проблемы работа, как правило, только начинается. Формулировка проблемы оказывается лишь первой в цепи решаемых задач. Выбрать из них те, что будут решаться в данном этапе и значит определить цель-функцию.

В целом СМИ осуществляют комплекс функций. Их можно объединить в следующие группы: информирования (просвещение, распространение фундаментальных и оперативных сведений, знаний), пропаганды (воспитание, убеждение, формирование отношения – ситуативного и устойчивого), организации (воздействие на поведение людей в различных сферах жизнедеятельности, прежде всего – политической; на принимаемые ими лично или в составе различных коллективов решения), коммуникативную (создание условий для выполнения других функций, регуляция обмена опытом между различными социально-профессиональными и территориальными частями общества).

В долгосрочных акциях могут осуществляться любая из названных целей – функций. При этом каждая из акций неизменно преследует множество целей, разных по своему соподчинению, относительных для разных частей аудитории. Однако всегда может и должна быть выдвинута итоговая – главная, конечная цель, которой будут подчинены все промежуточные. Именно она и определяет все черты долгосрочной акции – ее сроки и продолжительность, этапы, методы сбора информации, формы и плотность публикаций и др.

Следующим компонентом целевого ядра является объективная область, сфера или участок общественной жизни, территориальная общность, в рамках которой будет рассмотрена проблема. Например, проблему отношения людей к вещам молодежная газета будет рассматривать прежде всего на круге явлений молодежной жизни.

Иногда в компонент целевого ядра может входить конкретный объект, анализ проблем жизнедеятельности которого может стать отправной точкой программирования долгосрочной акции. Так бывает, если рождается новый значительный строительный объект, для освещения положения дел на котором выделяется редакционная бригада.

Как уже отмечалось, для журналистики характерно сочетание ряда целей в рамках одной акции. Цели могут находиться в отношении подчинения и соподчинения. При этом по отношению к разным частям аудитории, разным социальным институтам субординация, иерархия (порядок, соподчинение) целей может быть различной. Так, с целью кампании по проблемам социалистического соревнования по отношению к массовой аудитории может быть разъяснение его положений, а для конкретных предприятий, принятие практических мер.


Заключение:

 

Зачастую журналистика «свободного мира» отождествляет пропаганду с отсутствием объективности, неприятием политического плюрализма, бессовестной прокоммунистической трескотней. Однако все эти признаки почти сразу ушли из отечественных СМИ с наступлением эры гласности, упрочением свободы слова, настойчивым движением страны к гражданскому обществу. А глубинная суть пропагандистской функции СМИ, определяемой как постоянное целенаправленное воздействие на аудиторию с целью утверждения определенного образа жизни, политических и духовно – нравственных ценностей, остается.

Пропагандистская функция в такой трактовке пронизывает всю деятельность журналистской системы. И суть ее не меняется, когда некоторые исследователи предлагают другое название, например, социально – педагогическая функция. Надо помнить, что политические, экономические и прочие условия существования общества постоянно меняются, видоизменяется даже среда обитания человека, и помочь аудитории адаптироваться к этим изменениям – важнейшая социально – педагогическая задача журналистики.

Принципиальной новинкой отечественной журналистики последних лет являются заказные пропагандистские компании, которые осознаются как часть выполнения пропагандистской функции. Достаточно вспомнить акцию «Голосуй или проиграешь» накануне выборов Президента Российской Федерации в 1996 году.

Иногда социально – педагогическую функцию определяют также как управленческую. Фактически все функции СМИ пересекаются между собой: информационная вливается в пропагандистскую, управленческая – в социально – педагогическую. И все же представляется рациональным выделить как самостоятельную функцию социального управления, хотя речь, конечно, идет не о буквальном регулировании государственной и общественной жизни, но об обязанности СМИ донести до каждого гражданина страны общеобязательные нормативные акты, принимаемые властными структурами, разъяснить существующие законы и предписания, мобилизовать население на их исполнение, воспитать в гражданах законопослушание (чего так не хватает российской республике), а в случае несоответствия действующих законов международным нормам, правам человека или просто неэффективности тех или иных статей – привлечь к ним внимание общественности и законодателей, добиваться приведения законов в соответствие с современными требованиями. Одним словом, выполнение функции социального управления предполагает пропаганду образа жизни, соответствующего правовым нормам данного общества.

Таким образом, журналистика, информируя общество, одновременно берет на себя труд поучать людей. Не случайно девиз Британской вещательной корпорации (Би - би - си) звучит так: «Информировать. Поучать. Развлекать». Сообщение так относится к поучению, как новость - к ее комментированию. Хрестоматийный постулат мировой журналистики; факт неприкосновенности, комментарий свободен. Это естественный водораздел отделения фактов от мнений. И, соответственно, информационной функции от пропагандистской.

Было бы самым простым заменить идеологически устаревшую формулу печати как коллективного пропагандистской, агитатора и организатора на универсальный девиз Би - би - си. Но не лучше ли из каждой «триады» извлечь рациональное зерно? СМИ должны развлекать, но не кто вправе лишить их организаторской функции.

Так же, как и в других случаях, организаторская функция СМИ нередко реализуется при исполнении других «обязанностей» журналистики.


Библиографический список:

 

1. Введение в теорию журналистики \Прохоров Е.П. 2002 год

2. Журналистика и аудитория \ Фомичева И.Д. 1976 год

3. Методы идеологической работы журналиста \ Тертычный А.А. 1985

4. Целевое программирование в журналистике \ Фомичева И.Д. 1985 г

5. Исследуя журналистику \ Прохоров Е.П. 2005 год

6. Журналистика и демократия \ Прохоров Е.П. 2004 год

7. Власть, зеркало или служанка? \ Издание Союза журналистов России, том 1,2 1998 год

8. Основы теории журналистики \ Корконосенко С.Г. 1995 год

9. Всемирное телевидение \ Вачнадзе Г.Н. 1989 год

10.СМИ в современном обществе \ Менделеев А.Г. 1993 год

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: