Тема занятия: «Перелетные птицы»
Цель:
1. Ознакомление детей с понятием «перелетные птицы ».
2. Развитие и обогащение словаря
3. Формирование четкости и связности высказывания.
4. согласование существительных с числительными
5. Образование новых сложных слов
6. Развитие мелкой и общей моторики
7. Развитие памяти, мышления, внимания.
Ход занятия:
Каких птиц мы можем увидеть сейчас на улице?
Ответы детей: Голубь, ворона, воробей.
Сегодня мы с вами поговорим о птицах, которые улетают в теплые края, когда наступают холода. Это какие птицы? - ПЕРЕЛЕТНЫЕ.
Посмотрите, ребята, сегодня в гостях у нас разные птицы: утка, журавль, скворец, соловей, ласточка, лебедь, кукушка, грач, скворец.
Отгадаете загадки?
На шесте дворец, на дворе певец. А зовут его …. Скворец. | Раньше всех из птиц встаёт, Солнцу песенку поёт, Всё живое поднимает, Как ту птичку называют? (Жаворонок) |
Сам оранжев, как закат, Клюв короткий – сильный хват. Плывет по небу, как кораблик, А называют его … (Зяблик) | Длинноногий, длинноносый, Длинношеий, безголосый. Он летает на охоту За лягушками к болоту. (Аист) |
Вместе с этой черной птицей. К нам весна в окно стучится. Зимнюю одежду прячь! Кто по пашне скачет? (Грач) | Встала Нянька на ходули Посреди болота. Лягушат найду ли — Вот моя забота. (Цапля) |
Нет, не дремлет на окошке — Называют птицу «кошкой». Почему так называют? Отвечай, друг, поскорей, Отвечай и не робей. Эта птица (когда страшно) Издаёт тяжёлый звук. Будто кошка где-то рядом Начала скандалить вдруг. (Иволга) | Перелётная крякушка ловит лягушек. Ходит вразвалочку, спотыкалочку. (Утка) |
Брюшко в крапинках как будто, Он поет, бывает, утром. У птицы невысокий рост, Называют ее….(Дрозд) | |
С вырезом глубокий хвост, Небольшой у птицы рост. Мы «касаткой» называем, А весною наблюдаем. (ласточка) | |
Кто по тропочке идёт Быстрыми шажками, Длинным хвостиком трясёт? Догадайтесь сами! (трясогузка) | |
Встали братья на ходули, Ищут корма по пути. На бегу ли, на ходу ли Им с ходулей не сойти. (Журавли) |
Ребята, осенью, когда наступают холода и не остается корма, они улетают в теплые края. А весной, они прилетают к нам снова. Поэтому они называются перелетными.
Давайте вместе скажем, как они называются! ПЕРЕЛЕТНЫЕ.
Упражнения для развития мелкой моторики рук.
Упражнение «Птичка»
Эта птичка – соловей, (Дети загибают по одному пальчику на обеих
Эта птичка – воробей, руках.)
Эта птичка – совушка,
сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель.
Эта птичка – злой орлан. (Машут сложенными накрест ладонями.)
Птички, птички, по домам. (Машут обеими руками, как крылышками.)
3. Ребята, посмотрите на этих птиц и скажите, что есть общего у всех птиц? Давайте назовем части тела птиц.
Ответы детей: - Голова, глаза, клюв, туловище, перья, лапки, хвост, крылья. Крылья есть у птиц – они умеют летать.
В: Чем покрыто тело птиц?
– Оно покрыто перьями.
В: Ребята, у каждой птицы, разное оперение.
- У скворца – темный, с зеленоватым отливом.
- кукушка – серая, с полосатым брюшком.
- ласточка – У нее брюшко белое, спинка черная, грудка красная.
- лебедь - белое оперение.
- грач – черное оперение.
4. Игра «Скажи наоборот»
Ребята, а сейчас я буду говорить вам предложения, а вы мне отвечать наоборот.
Журавль большой, а соловей – маленький.
Лебедь белый, а грач – черный.
У ласточки брюшко белое, а у кукушки – полосатое.
Молодцы ребята!
Игра «Назови одним словом»
У ласточки длинный хвост, как о ней можно сказать?
1. Поиграем словами, возьмите в одну ладошку слово длинный, в другую – хвост. Соединяем, что получилось? ДЛИННОХВОСТАЯ.
Молодцы.
2. У ласточки длинные крылья. Соединяем слова Длинное и крыло, что получилось? Ласточка, какая? ДЛИННОКРЫЛАЯ.
3. Еще она какая? Соединяем слова быстрый и крылья. Какая ласточка? БЫСТРОКРЫЛАЯ.
Молодцы!
4. У соловья звонкий голос, соединяем, что получится? Соловей, какой? ЗВОНКОГОЛОСЫЙ.
Молодцы ребята!
Игра «Закончи предложение»
Птенцы вылупились из… яиц.
Птицы построили много…. Гнезд.
Для скворцов ребята сделали много…… скворечников.
В гнезде птенец, а в гнездах - … птенцы.
Во дворе дерево, а в лесу - … деревья.
ФИЗМИНУТКА. Двигательные упражнения с речевым сопровождением.
Птички летали, (бегут на носочках по кругу по кругу друг за другом)
Крыльями махали, (размахивать руками, как крыльями
На деревья сели (приседают, развернувшись лицом в круг)
Вместе отдыхали.
Снова полетели, (кружатся, размахивая руками, как крыльями)
На дорожку сели. (приседают, опуская голову).
8. Физминутка:
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем – крылья сложим назад.
ИТОГ ЗАНЯТИЯ: О чем мы сегодня говорили? – О перелетных птицах.
9. Обведи по контуру: