Булат Шалвович Окуджава (1924-1997)




Внеклассное чтение

Высоцкий (1938-1980)

Владимир Семенович Высоцкий – русский поэт-бард, певец, актер. Высоцкий родился в Москве в семье служащих. Во время войны жил в эвакуации на Урале. С детства у Высоцкого проявился интерес к театру: он посещал занятия драмкружка, а после окончания школы поступил в Московский Инженерный Строительный институт в 1955 году, но через полгода ушел из него, чтобы последовать своему призванию – театру. Он поступает в 1956 году в Школу-студию МХАТ на курс известного артиста П.Массальского. Вся дальнейшая жизнь Высоцкого была связана с театром: он играл в театре им. А.С.Пушкина, театре миниатюр, с 1964 года находит свой постоянный театр – театр драмы и комедии на Таганке, где становится одним из ведущих артистов под руководством режиссера Ю.П.Любимова. В этом театре Высоцкий создал свою самую любимую и значительную роль – роль Гамлета из трагедии Шекспира.

С конца 1950-х годов Высоцкий снимается в кино. Всего он сыграл около 30 ролей. Одна из ранних ролей – альпиниста из фильма «Вертикаль» сделала Высоцкого известным всей стране. Заметными были актерские работы Высоцкого в фильмах из современной жизни, по произведениям классической литературе, большим успехом была роль следователя Глеба Жеглова из телесериала «Место встречи изменить нельзя».

Именно благодаря работе в театре и кино обнаружилось главное призвание Высоцкого: исполнение своих стихотворений под гитару, то есть совмещение трех обычно различных занятий в искусстве: поэта, композитора-музыканта и певца-исполнителя. Поэзия, создаваемая такими поэтами-исполнителями, называется бардовской поэзией, а сами поэты – бардами. Песни, исполняемые бардами, называются авторскими песнями. Бардовская поэзия и исполнение авторских песен получили интенсивное развитие в 1960-1970-е годы. Наиболее известными поэтами-бардами можно назвать Булата Окуджаву, Юрия Визбора, Александра Галича, Александра Розенбаума и других. Высоцкий начинает исполнять свои песни на сцене театра и в кино в середине 1960-х годов. Дебют Высоцкого, музыканта и исполнителя, приходится на постановку в театре на Таганке спектакля по циклу стихотворений Вознесенского «Антимиры» в 1965 году.

Всенародную известность Высоцкому приносят песни из кинофильма «Вертикаль», поскольку их пафос был близок настроениям общества 60-х годов: романтика, мужество, верность идеалам, честь и достоинство личности. Песни Высоцкого из этого фильма вошли в золотой фонд русской культуры времени свежести и обновления жизни, особенно близкими были «Песня о друге» («если друг оказался вдруг…»), «Здесь вам не равнина…»), «Прощание с горами», где прозвучали замечательные слова:

Лучше гор могут быть только горы,

На которых еще не бывал.

Популярность творчества Высоцкого была огромна и повсеместна, любовь народа к его песням была вызвана и потребностью людей в слове правды, и в необыкновенном синкретическом таланте Высоцкого. Всего Высоцкий написал около 700 стихотворений, множество из которых существуют в нашем сознании как песни, исполненные его хриплым, незабываемым голосом. Очень показательными для творчества и судьбы Высоцкого являются стихи «Кони привередливые», передающие сложное мироощущение автора и главное настроение души, определившее его жизнь.

 

- Дайте определение бардовской поэзии.

- Объясните, почему песни Высоцкого пользуются всенародной известностью и любовью.

 

Булат Шалвович Окуджава (1924-1997)

Булат Шалвович Окуджава – русский поэт, прозаик, композитор, певец-исполнитель авторской песни. Окуджава родился в Москве в семье партийных работников. В детстве Окуджава жил в разных местах в связи с работой отца: на Арбате в Москве, в Тбилиси, на Урале. В 1937 году семью постигло несчастье: родители по ложному обвинению были арестованы и незаконно осуждены, Отец будущего поэта был расстрелян, мать заключена в карагандинский лагерь, откуда была освобождена только в 1955 году. Работать Окуджава начинает в возрасте 16 дет, сначала слесарем, а с начала войны токарем на оборонном заводе. В 1942 году добровольцем уходит на фронт, служил минометчиком и радистом тяжелой артиллерии. Был ранен под городом Моздок.

После войны Окуджава учится в Тбилисском университете на филологическом факультете, который окончил в 1950 году, затем работает учителем в Калуге. В годы учительства начинает сотрудничать в газетах и сочинять поэзию, хотя первые поэтические опыты относятся к фронтовому времени (стихотворение-песня «Нам в холодных теплушках не спалось». Во второй половине 1950-х годов выходят два сборника стихотворений Окуджавы: «Лирика» (1956) и «Острова» (1959. В них отразились две главные черты поэзии Окуджавы, сохранившиеся на протяжении всей жизни, - тонкий лиризм и романтическое мироощущение, благодаря которым она получила всенародное признание и любовь.

Середина 1950-х годов ознаменовалась важными жизненными событиями для Окуджавы: освобождена из ссылки мать, поэт возвращается в Москву, работает редактором в издательстве «Молодая гвардия» и «Литературной газете». К этому периоду относится взлет его деятельности как сочинителя и исполнителя авторских песен. Ряд песен, созданных в 1950-е годы, мгновенно нашли отклик в обществе в силу их близости чувствам и судьбам миллионов людей. Среди них выделяются «Песенка о Леньке Королеве» о твердом характере московского парня, «Песенка о голубом шарике» о девочке и мечте, «Песенка о полночном троллейбусе» о щемящей подростковой любви, «Не бродяги, не пропойцы» о молодых романтиках. Особенностью песен Окуджавы было то, что каждый воспринимал их лично, - так, словно они написаны о его судьбе и внутренней жизни. Например, стихотворение «По Смоленской дороге» (1960), которое воспринимается по-разному: некоторые слышат в нем фронтовые нотки, другие – драму отношений с любимой, третьи видят размышление о жизни и судьбе:

По Смоленской дороге - леса, леса, леса.
По Смоленской дороге - столбы, столбы, столбы.
Над Смоленской дорогою как твои глаза, -
две вечерних звезды - голубых моей судьбы.

Русская культура второй половины 20-го века насыщена поэзией Окуджавы. Его песни звучат повсюду, в кинофильмах, театрах, на концертах. В 1970 году. В 1970 году вышел фильм «Белорусский вокзал», передающий настроения людей послевоенного времени: память о войне и современную жизнь. Этот фильм неизменно показывается по телевидению в день Победы 9 мая, и в нем звучит песня Окуджавы «Здесь птицы не поют». Одной из самых ярких, выражающих дух поэзии Окуджавы, его гуманизм, является песня «Пока Земля еще вертится» («Молитва Франсуа Вийона», 1963). В первых двух строках стихотворения лирический героя обращается к Богу, и в его просьбе высказывается суть его творчества:

Пока Земля еще вертится, пока еще ярок свет,
Господи, дай же ты каждому, чего у него нет…

- Выделите две главные черты поэзии Окуджавы.

- Какие особенности поэзии Окуджавы позволяют воспринимать его песни как обращенные к каждому читателю (слушателю) лично?

 

 

- Охарактеризуйте лирического героя поэзии Высоцкого. Близок ли этот образ лично вам? Раскройте свою позицию.

- Какие нравственные и общечеловеческие ценности утверждаются в лирике Высоцкого, какие – отрицаются?

- Раскройте аллегорический смысл стихотворения «Охота на волков».

- Охарактеризуйте особенность ритма этого стихотворения. Как ритмический и интонационный рисунок помогают передать чувства и переживания лирического героя?

- Расскажите о роли повторов в стихотворении «Охота на волков».

- Какие философские проблемы раскрываются в стихотворении «Кони привередливые»?

- Объясните аллегорический смысл образа «привередливых коней».

- Раскройте роль восклицательных и вопросительных предложений в этом стихотворении.

- Объясните свою точку зрения: пафос отрицания или утверждения преобладает в стихотворении «Не люблю».

- К какому типу лирики следует отнести это стихотворение? Аргументируйте свой ответ.

- Чем похож лирический герой поэзии Окуджавы на лирического героя Высоцкого? Чем различаются эти образы? Кто из героев ближе лично вам? Отвечая на вопросы, опирайтесь на текст стихотворений.

- Что, по-вашему, преобладает в стихотворении «Молитва Франсуа Вийона»: вера в божественное провидение или волю человека? Обоснуйте свою позицию.

- Какова роль в этом стихотворении рефрена «И не забудь про меня…»?

- К какому типу лирики следует отнести стихотворение «Арбатский романс»? Почему?

- Можно ли назвать это стихотворение элегией? Аргументируйте свой ответ.

- Выделите в этом стихотворении эпитеты и раскройте их роль.

 

 

Тема для проектной деятельности

 

Организуйте в классе или в школе вечер бардовской песни Высоцкого и (или) Окуджавы. Продумайте сценарий вечера. Какие стихотворения поэтов вы отберете для исполнения? Почему? Какими биографическими материалами, воспоминаниями, критическими отзывами сопроводите исполнение произведений? Какие стихотворения будете выразительно читать наизусть, какие прозвучат как песни? Объясните свой выбор.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: